Характеристика принципов доступности, сознательности и активности, особенности их реализации на занятиях физической культурой.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмыслен­ные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: моти­вов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и уп­равления познавательной деятельностью учащихся, применяе­мых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фак­тором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. Реализация: Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учеб­ных действий, предварительно и глубоко не осознав их.Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения.Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров.Контролируйте факторы, отвлекающие внимание уча­щихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.). Постоянно изучайте и используйте индивидуальные ин­тересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и обществен­ными потребностями.Приучайте учащихся думать и действовать самостоя­тельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копи­рования.

9.2Характеристика принципов наглядности, систематичности и последовательности, особенности их реализации на занятиях физической культурой.В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях.Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры. Реализация: Используйте различные виды наглядности, но не увле­кайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не зна­ете; старательно готовьте наглядность к применению.Принцип систематичности и последовательности.универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является оп­ределенным образом организованное обучение; система науч­ных знаний создается в той последовательности, которая опре­деляется внутренней логикой учебного материала и познава­тельными возможностями учащихся; процесс обучения, состоя­щий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, наруше­ний последовательности, неуправляемых моментов; если систе­матически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоян­но будут испытывать затруднения в своей мыслительной дея­тельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.Используйте схемы, планы,картинки с упражнениями чтобы обеспечить лучшее усвоение учащимися системы знаний.

10.2 Характеристика принципов научности, связи теории с практикой, особенности их реализации на занятиях физической культурой.Принцип научности предполагает освоение учащимися подлинно научных, достоверных, устоявшихся знаний,а так же применение научно обоснованных методов обучения.Реализация:изложение достоверной научной информации, грамотное использование терминологии. Реализация на ФК: изложение сведений из истории видов спорта, обращение к спортивной биографии и деятельности выдающихся спортсменов, анализ основных тенденций развития спорта, использование спортивной терминологии. Принцип связи теории с практикой.Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой.Практика- сфера применения результатов познания. Анализ и осмысление практической деятельности позволяет эффективно усваивать новые навыки и умения, сознательно применять знания.Реализация:анализ возможного применения знаний на практике, опора на личный опыт учащихся, обуч. Анализу и осмыслению собственного практического опыта.

11.2 Характеристика принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенности его реализации на занятиях физической культурой.Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента,черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

Наши рекомендации