Объем дисциплины и виды учебной работы. Таблица 1 Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры 4-й 5-й

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
4-й 5-й
Общая трудоемкость дисциплины 11 (396)    
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
семинарские занятия -    
лабораторные работы -    
другие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
курсовая работа      
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля   экзамен экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Дисциплина содержит 2 модуля:

модуль 1 – введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли;

модуль 2 – теоретическая педагогика. Практическая педагогика.

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Концептуальные основы педагогической деятельности еженедельно Составление терминологического словаря по теме
2. Профессиональная деятельность и личность педагога 2,3 Составление профессиограммы
3. Образование как сфера педагогической деятельности. 3-5 еженедельно Участие в дискуссии Защита творческой работы по ФГОС по выбору студента
4. Общая и профессиональная культура педагога 6-7 Презентация эссе (по литературному произведению или художественному фильму соответств. проблематики)
5. История образования и педагогической мысли как область научного знания Тест 1
6. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития 9- Заполнение синхронистической таблицы. Составление конспектов первоисточников
7. Ведущие тенденции развития педагогической мысли в России 11- Обсуждение докладов и творческих заданий. Тест 2
8. Основные авторские педагогические системы прошлого 16- Заполнение синхронистической таблицы. Презентация выбранной педагогической системы
Итого: Экзамен

Модуль 2. Теоретическая педагогика. Практическая педагогика

Таблица 3

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. Педагогика как научная область знаний еженедельно Тест 1
2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики 1,2 Составление глоссария    
3. Методология педагогической науки и деятельности Составление аннотированного списка источников. Написание рецензии на статью соответствующей проблематики
4. Научное исследование в педагогике. Методы педагогического исследования еженедельно Разработка тематики исследовательских тем и презентация перед группой
5. Образование как общественное явление и педагогический процесс Разработка кластера  
6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса 5-6 Групповая дискуссия. Сравнительный анализ подходов к определению критериев воспитанности
7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса 6-7   Выступление на семинаре. Защита практического задания
8. Методология и логика практической педагогической деятельности   Обсуждение докладов и творческих заданий. Тест 2
9. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности 8-9   Разработка учебного занятия. Разработка воспитательного мероприятия
10. Педагогические задачи и их виды   Решение педагогических задач Ролевая игра
11. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования 11-12 Обсуждение творческих заданий. Составление обобщенной технологической цепочки для проведения диагност.
12. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач 12-13 Презентации и обсуждение творческих заданий
13. Характеристика педагогических технологий 13-15 Разработка и презентация фрагментов проектов  
Итого Экзамен

Содержание разделов (тем) дисциплин

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли

Тема 1. Концептуальные основы педагогической деятельности

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Виды профессиональной педагогической деятельности. Ее цели, мотивация, содержание и результат.

Миссия и функции профессиональной деятельности педагога. Гуманистическая природа педагогической деятельности, социальная роль и образовательные функции.

Специфика современных условий труда и деятельности педагога. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях.

Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

Тема 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

Педагог как субъект педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Профессиональное становление педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога.

Противоречия и кризисы профессионального становления. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

Тема 3. Образование как сфера педагогической деятельности

Образование как сфера профессиональной педагогической деятельности.

Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога. Структура подготовки педагогических работников. Содержание профессиональной подготовки педагога. Этапы профессионального становления и развития педагога. Профессиональные деструкции и их преодоление. Профессиональное саморазвитие, саморегуляция.

Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Тема 4. Общая и профессиональная культура педагога

Общая и профессиональная культура: сущность, специфика, взаимосвязь. Соотношение общей и педагогической культуры. Структурные составляющие педагогической культуры.

Педагогическое творчество и мастерство.

Этика и эстетика педагогической деятельности.

Нормативно-правовое регулирование педагогической деятельности.

Тема 5. История образования и педагогической мысли как область научного знания

Методологические вопросы истории образования и педагогической мысли. Экстерналистский и историко-иммерсивный подход к выявлению социокультурных принципов образования.

Генезис и основные этапы развития педагогической мысли и образования. Зарождение педагогического мышления. Этапы развития педагогики: преднаучный или практический.

Этап становления теоретической педагогики: зарождения педагогических идей под влиянием философских и религиозно-философских учений (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.), формирования педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк и др.).

Этап возникновения педагогики как самостоятельной научной дисциплины (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко и др.).

Тема 6. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития

Понятие народной педагогики. Синкретизм первобытной культуры и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Появление организованных форм воспитания.

Образование и воспитание в странах Древнего Востока.

Агонально-аристократическая культура воспитания в архаичной Греции. Воспитание и образование в эллинскую и римскую эпохи.

Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. Зарождение и становление христианской культурно-педагогической традиции как доминирующей идеологии. Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики.

Средневековые культурно-образовательные возрождения. Их отличия от итальянского Ренессанса. Возрождение XII века и арабская культура.

Философско-исторические аспекты образования и педагогической мысли в эпоху Высокого Средневековья. Схоластика как метод обучения. Средневековый университет: структура, организация учебного процесса, методы обучения. Роль Церкви в становлении образования.

Вопросы воспитания и обучения периода Реформации и Контрреформации.

Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения.

Общая характеристика профессионального образования за рубежом в Новое и Новейшее время. Реформаторская педагогика конца XIX-начала XX в. Основные реформы образовательной политики ХХ в.

Состояние и развитие образования в современный период в зарубежных странах.

Тема 7. Ведущие тенденции развития педагогической мысли в России

Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца XVI в. Воспитание у восточных славян. Языческая культура и народная педагогика. Воспитание и образование в Киевской (X-XIII вв.) и Московской Руси (XIV-XVI вв.).

Вопросы национальной и конфессиональной идентичности образования в России XVII в. Ведущие направления воспитания и обучения в XVII в.: латино-фильское, грекофильское, византийско-русское, старообрядческо-начетническое. Значение Собора 1667 г. для становления основ светского образования.

Образование и педагогическая мысль в Российской империи XVIII в. Концепция истории образования В.Н. Татищева. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Бецкой как теоретик образования и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма.

К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки. Проблема национального и общечеловеческого в теории образования К.Д.Ушинского. Педагогика как прикладная антропология.

Система образования и педагогическая мысль в России второй половины XIX-начала XX вв. Психолого-антропологическое, социально-философское направления в российской педагогике. Идея трудовой школы С.Т.Шацкого.

Русская философия образования ХХ в. за рубежом. Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия», христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского.

Развитие отечественной педагогики в советский и постсоветский период. Традиционное обучение в практике советской школы 1930 – 1950-х годов, период «советской гимназии».

Основные реформы образовательной политики ХХ в.

Тема 8. Основные авторские педагогические системы прошлого

Историческая обусловленность создания системы традиционного обучения. Философско-методологические основания педагогической системы Я.А. Коменского. Идея технологизации образования в «Великой дидактике». Принцип природосообразности в контексте механицизма.

Проблемы институциональной организации образования. Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница. Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта.

Влияние естественно-правовой концепции Дж. Локка на педагогику эпохи Просвещения.

Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо.

Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.

Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта.

Идея дошкольного образования Ф. Фребеля.

Принципы природособразности и наглядности в педагогике А. Дистервега.

Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления. Опыт и эксперимент как основные понятия педагогики Дж.Дьюи.

Социальная педагогика Э. Дюркгейма. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа.

Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образования» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание», «знание ради господства».

Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии.

Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике. Педагогика К.Д. Ушинского как прикладная антропология. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии.

Развитие социально-философского направления в российской педагогике. Трактовка Л.Н. Толстым концепции «свободного воспитания». Педагогические труды В.В. Розанова. Приоритет «формального» образования над «реальным».

Образовательная парадигма в Советской России. Развивающее обучение в опыте советской школы 1920-х годов. Трудовое образование в теории и практике советской школы. Концепция «трудовой школы» П.П. Блонского. Экспериментальная школа С.Т.Шацкого.

Педагогическая система А.С. Макаренко.

Особенности воспитания «советского человека». Воспитание и политика.

Гуманистические идеи в педагогике В.А. Сухомлинского.

Концепции развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина.

Теория проблемного обучения в работах И.Я. Лернера, М.И. Махмутова. Современные поиски новых подходов в решении задач обучения и воспитания.

Истоки развития идей компетентностного подхода.

Модуль 2. Педагогическая теория. Педагогическая практика

Тема 1. Педагогика как научная область знаний

Проблема объекта и предмета педагогики. Функции и задачи педагогики. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Педагогика как наука, искусство и технология. Место и роль педагогики в жизни общества. Структура современного педагогического знания.

Тема 2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики

Сущность понятия «категория». Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Соотношение основных категорий педагогики. Проблема развития понятийно-терминологического аппарата педагогики. Понятийный аппарат педагогики: самообучение, самовоспитание, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы.

Тема 3. Методология педагогической науки и деятельности

Понятие о методологии педагогики. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Методологические принципы педагогического исследования.

Различные подходы к изучению педагогических явлений: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, синергетический, системный и др.

Методологическая культура педагога. Структура и критерии оценки методологической культуры педагога.

Тема 4. Научное исследование в педагогике. Методы педагогического исследования

Содержание понятия «исследование». Классификация научно-педагогических исследований по их направленности: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Уровни педагогических исследований: эмпирический, теоретический, методологический.

Основные компоненты научного исследования: объект исследования, предмет исследования, проблема исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования. Логика исследования. Новизна результатов, их значимость для педагогической теории и практики.

Методы педагогических исследований. Критерии отбора методов исследований. Принципы проведения педагогических исследований.

Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Социокультурные функции образования.

Образование как система и процесс. Понятие педагогической системы и ее признаки (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.А. Сластенин). Особенности и тенденции развития современной российской системы образования.

Формирование новой модели образования в рамках Болонского процесса. Понятие и сущность содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. Примеры структуры содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской, Б. Блум и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт и основные образовательные программы.

Понятие педагогического процесса. Структура педагогического процесса, его функции, закономерности и движущие силы.

Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Образование как цель и результат педагогического процесса. Результаты образования: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура.

Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики. Различные подходы к определению сущности воспитания. Конкретно-исторический, системный характер воспитания.

Воспитание в целостном образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.И. Пинкевич, И.П. Раченко). Движущие силы и логика воспитательного процесса. Многообразие целей воспитания. Генезис целей воспитания. Цели и задачи воспитания в современный период.

Виды воспитания. Основные направления воспитания.

Особенности процесса воспитания. Двусторонний характер процесса воспитания. Связь воспитания с процессами развития, социализации.

Базовые теории воспитания и развития личности. Условия эффективности процесса воспитания. Уровни реализации воспитания. Проблема выработки критериев оценки воспитанности человека. Оценка результатов процесса воспитания.

Методы, формы, средства, воспитания.

Тема 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса

Понятие о дидактике. Структура, предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории: обучение, преподавание, учение и др.

Сущность и основные функции процесса обучения. Логико-психологическая структура обучения, связь с теорией познания. Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Цели, принципы, методы, средства, формы обучения.

Оценка результатов обучения.

Традиционные и современные мировые концепции обучения: дидактического энциклопедизма (Г. Спенсер, Дж. Мильтон), дидактического формализма (И. Песталоцци, А. Дистервег), дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер), функционального материализма (В. Оконь). Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль); кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц); технологическая концепция обучения (Б. Блюм, Дж. Ромишовски); концепция компетентност-ного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон). Характеристики основных концепций развивающего обучения: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Теория развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин). Обучение на высоком уровне сложности: от сложного к более сложному (Л.В. Занков). Теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).

Тенденции развития современных образовательных технологий. Дифференциация и индивидуализация обучения.

Тема 8. Методология и логика практической педагогической деятельности

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности.

Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Педагогические умения и развитие стиля педагогической деятельности. Социально-ролевые модели педагогической деятельности.

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.

Тема 9. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности

Содержание понятия «конструирования». Традиционные и нетрадиционные формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Конструирование различных организационных форм учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Решение психолого-педагогических задач различных видов. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Содержание понятия «моделирование». Этапы моделирования. Моделирование учебного занятия и воспитательного мероприятия.

Тема 10. Педагогические задачи и их виды

Понятие «педагогическая задача». Виды и типы профессиональных задач. Классификация педагогических задач. Педагогическая задача и педагогическая ситуация. Понятие «проектирование педагогической задачи». Основы композиции: как составлять задачи.

Технология решения педагогических задач. Методы, приемы и способы решения педагогических задач. Оценка решения задачи.

Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.

Тема 11. Психолого-педагогические методы диагностики, прогнозирования и проектирования

Понятие педагогической диагностики. Функции педагогической диагностики, ее значение и виды. Основные психолого-педагогические методики диагностики уровня воспитанности и образованности учащихся.

Методы психолого-педагогической диагностики.

Принципы и основные требования к средствам психолого-педагогической диагностики. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений.

Понятие прогнозирования. Прогнозирование в образовании. Этапы прогнозирования: предпрогнозная ориентация, построение прогнозной модели, поисковое прогнозирование, нормативное прогнозирование, верификация поискового и нормативного прогнозов, корректировка прогнозов, разработка рекомендаций для планирования и проектирования.

Педагогическое проектирование. Разработка предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Формы проектирования: учебные планы, программы, должностные инструкции, календарные планы, планы проведения воспитательных мероприятий.

Понятие мониторинга. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. Формы и способы осуществления мониторинга.

Тема 12. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач

Технологический подход в образовании и причины его появления. Генезис понятия «педагогические технологии» и его современное состояние. Педагогические технологии (подходы к определению): процессуальный, инструментальный, личностный, системный. Назначение, свойства и структура современных педагогических технологий. Основные подходы в классификации педагогических технологий. Технология и методика. Развитие педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.

Тема 13. Характеристика педагогических технологий

Обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях. Общая характеристика педагогических технологий.

Технологии обучения. Технологии профессионального обучения. Образовательные технологии.

Технологии воспитания. Технологии педагогической поддержки. Технологии оценки достижений.

Информационные и коммуникационные технологии. Технологии дистанционного образования.

Авторские педагогические технологии. Основные современные педагогические технологии – модульное обучение, концентрированное обучение, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения.

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

Наши рекомендации