Анализ как функция управления.

Анализ как функция управления.

В ТЕТРАДЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Бюрократическая теория М.Вебера

Бюро( стол, бумага, канцелярия), кратия (власть, сила, господство).

Бюрократической называется организация, в которой правят не личности, а законы.

М. Вебер разделял два типа бюрократии:

1. Патримониальную (По Веберу патримониальная бюрократия классифицируется на три группы:

1. Преобладание военной силы управления.

2. Традиции.

3. Личная преданность вождю).

2. Рациональную.

Характеристика рациональной бюрократии:

1. Разделение труда;

2. Иерархичность уровней управления, т.е. каждый, нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, при этом величина власти начальника четко обозначена.

3. Выполнение заданий в соответствие постоянной системой общих правил;

4. Администраторы являются субъектом строгих правил, дисциплины и контроля; эти правила безличны и должны выполнятся во всех случаях.

5. Все сотрудники подбираются на основе их профессиональной квалификации;

6. Продвижение по службе основывается на достижениях и стаже работы;

7. Любой служащий огражден от произвольного увольнения.

Преимущества и недостатки современной бюрократической системы управления.

Преимуществами бюрократической системы являются:

1. предсказуемость, производительность, универсальность;

2. формализм, строгая иерархия, волокита;

3. некомпетентность, контроль, принуждение;

4. власть, главенство должности, жесткость;

Недостатки бюрократической системы управления:

Главный недостаток бюрократии, по Веберу - игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой деятельности. Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Законы Паркинсона.

Закон Па́ркинсона — эмпирический закон, сформулированный историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в его сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году.

Первый закон Паркинсона.

Работа заполняет время, отпущенное на неё. Так, согласно Паркинсону, если бабушка может писать письмо племяннице год, то она и будет писать его год. Работа будет заполнять все сроки, на неё отведённые. Согласно Паркинсону, у этого закона есть две движущие силы:

- чиновник стремится множить подчинённых, а не соперников;

- чиновники создают друг другу работу.

Второй закон Паркинсона.

Расходы растут с доходами

Следствие этого закона — рост налогов — лишь питает бюрократическую волокиту.

Третий закон Паркинсона.

Рост приводит к усложнённости, а усложнённость — это конец пути.

1. Объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на её выполнение.

2. Расходы стремятся сравняться с доходами.

3. Расширение означает расширение, а усложнение –разложение.

4. Численность персонала возрастает, независимо от того, становится работы больше, меньше или её нет совсем.

5. Если существует способ отложить принятие важного решения, истинный бюрократ обязательно его найдет.

6. Прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов.

7. Предполагаемая важность и сложность задачи возрастают прямо пропорционально выделенному на её решение времени.

8. Любой работник начинает терять хватку за 5 лет до достижения пенсионного возраста, чему бы этот возраст ни равнялся.

Закон для научных исследований

Успешные исследования стимулируют повышение финансирования, приводящее к полной невозможности дальнейших исследований.

Закон тысяч

Учреждение, в котором работают более тысячи сотрудников, становится «административно самодостаточным». Этот специальный термин означает, что оно создает так много внутренней работы, что больше не нуждается в контактах с внешним миром.

Закон задержки

Отсрочка — самая надежная форма отказа.

Закон телефона

…..Эффективность телефонного разговора обратно пропорциональна затраченному на него времени.

Первый закон Паркинсона: «Численность персонала любой управляемой подсистемы ежегодно растет независимо от состояния управляемой подсистемы». Ежегодный прирост управленческого персонала составляет 5-6 % ( там, где более 1000 сотрудников - > работают внутри организации, т.е. на самих себя).

Второго закона по Паркинсону НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!!

Третий закон Паркинсона: « Закон самовозрастания сложностей управленческих организаций». «Рост приводит к усложненности, а усложненность – это конец пути», - говорил Паркинсон ( распад СССР, объединение вузов и т.д. ).

Законы Питера.

1) Практически для каждого индивида - для вас точно так же, как и для вашего начальника, - последнее повышение будет повышением с уровня его компетентности на уровень его некомпетентности (Конечно, многие могут добиться нескольких повышений, поднимаясь с одного уровня компетентности на другой, более высокий. Но компетентность на новом месте автоматически делает их кандидатами для дальнейшего повышения).

2) Оценка или измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о компетентности (Тем не менее, существует тенденция выносить заключение о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывают в его достижение. Весомым могут посчитать мнение профессора, увенчанного учеными званиями, тогда как не исключено, что он всего-навсего образованный болван. Высокую оценку его идеям дают за старания, которые он приложил, получая образование и взбираясь по лестнице академических чинов к титулу полного профессора, но не за реальную полезность и не за качество его мыслей. Итак, Питер пришел к общему выводу: в иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Следствия, вытекающие из закона Питера:

Cливки поднимаются вверх, пока не прокиснут.

Для каждой существующей в мире должности есть человек, не способный ей соответствовать. При достаточном числе продвижений по службе эту должность займет именно он.

Путешествие длиной в тысячу миль заканчивается одним единственным шагом).

Принцип Питера (или закон)

В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

То есть всегда наступает момент, когда работник перестаёт адекватно справляться со своей новой должностью.

В фотографии можно заметить нечто подобное, что можно сформулировать примерно так:

.Каждый фотограф стремится обладать техникой, освоить которую никогда не сможет.

То есть фотограф всегда будет хотеть камеру круче, чем у него есть сейчас, и чем на самом деле нужно. А, как известно, чем круче камера, тем сложнее ей пользоваться. Соответственно, уровень мастерства фотографа всегда ниже, чем требует его камера.

………Первый закон Питера: « Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала», - в иерархии каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности, т.е. если человек выше поднимается по карьерной лестнице, тем более он некомпетентен < - должна быть своевременная подготовка кадров.

Питер ввел термин СКО – синдром конечной остановки. В данном законе роль играет оценка личных способностей и кадры.

Второй закон Питера: «Закон саморазвития бюрократизма», - бюрократизм государственных и иных структур возрастает прямо пропорционально росту закрытости и времени существования этих структур. Чем дальше существует такая организация, тем больше в ней накапливается бюрократических элементов и она не способна решать проблемы окружающей среды.

Функции теории управления.

1. Познавательная-связана с изучением сущности управленческих отношений;

2. Описательная –собирает, систематизирует сведения о научной и практической стороне управления;

3. Прогностическая – связана с прогнозированием. Определяет перспективы и пути изменения управленческой деятельности.

4. Оценочная – оценка того, в какой мере существующая система управления соответствует основным тенденциям развития обшества, социальным ожиданиям и потребностям людей.

5. Прикладная (практическая) – разрабатывает научно – обоснованные рекомендации по усовершенствованию любой системы управления.

Цели теории управления.

К целям теории управления относят:

• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

• определение основных тенденций развития управленческих процессов;

• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления

. Цели теории управления:

• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

• определение основных тенденций развития управленческих процессов;

• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Методология теории управления выполняет несколько функций:

• познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);

• описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);

• объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);

• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);

• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);

• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);

• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);

• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).

В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.

Мониторинг и бенчмаркинг.

Мониторинг (от лат. – предостерегающий) – технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, которые характеризуются постоянством, регулярностью осуществления (2 раза в год, раз в квартал, например).В ТЕТРАДЕ ПРО МОНИТОРИНГ ДОПОЛНЕНИЯ!!!!!

Бенчмаркинг – систематический процесс выявления лучшмх организаций, социальных систем с целью выявления и использования их передового опыта.

Содержание и формы управленческой деятельности.

Содержание управленческой деятельности в наиболее общем виде может быть представлено в форме некоторой концептуальной схемы, состоящей из следующих основных блоков :

1. Целеполагание

2. Информационное обеспечение

3. Аналитическая работа - это процесс обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию.

4. Принятие решений, то есть определение критериев, по которым осуществляется сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив решений на основании результатов их анализа и сравнительной оценки

5. Реализация, предусматривающая доведение решений до исполнителей.

Формы ВТЕТРАДЕ!!!!!!!!!!!

Анализ как функция управления.

В ТЕТРАДЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Наши рекомендации