Объем дисциплины и виды учебной работы. Таблица 1 Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры 4-й 5-й
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестры | |
4-й | 5-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 11 (396) | ||
Аудиторные занятия | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
семинарские занятия | - | ||
лабораторные работы | - | ||
другие виды аудиторных занятий | - | ||
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | |||
курсовая работа | |||
домашние задания | |||
подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Дисциплина содержит 2 модуля:
модуль 1 – введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли;
модуль 2 – теоретическая педагогика. Практическая педагогика.
Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Концептуальные основы педагогической деятельности | еженедельно | Составление терминологического словаря по теме | |||||
2. | Профессиональная деятельность и личность педагога | 2,3 | Составление профессиограммы | |||||
3. | Образование как сфера педагогической деятельности. | 3-5 | еженедельно | Участие в дискуссии Защита творческой работы по ФГОС по выбору студента | ||||
4. | Общая и профессиональная культура педагога | 6-7 | Презентация эссе (по литературному произведению или художественному фильму соответств. проблематики) | |||||
5. | История образования и педагогической мысли как область научного знания | Тест 1 | ||||||
6. | Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития | 9- | Заполнение синхронистической таблицы. Составление конспектов первоисточников | |||||
7. | Ведущие тенденции развития педагогической мысли в России | 11- | Обсуждение докладов и творческих заданий. Тест 2 | |||||
8. | Основные авторские педагогические системы прошлого | 16- | Заполнение синхронистической таблицы. Презентация выбранной педагогической системы | |||||
Итого: | Экзамен | |||||||
Модуль 2. Теоретическая педагогика. Практическая педагогика
Таблица 3
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
1. | Педагогика как научная область знаний | еженедельно | Тест 1 | |||||
2. | Категориально-понятийный аппарат современной педагогики | 1,2 | Составление глоссария | |||||
3. | Методология педагогической науки и деятельности | Составление аннотированного списка источников. Написание рецензии на статью соответствующей проблематики | ||||||
4. | Научное исследование в педагогике. Методы педагогического исследования | еженедельно | Разработка тематики исследовательских тем и презентация перед группой | |||||
5. | Образование как общественное явление и педагогический процесс | Разработка кластера | ||||||
6. | Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса | 5-6 | Групповая дискуссия. Сравнительный анализ подходов к определению критериев воспитанности | |||||
7. | Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса | 6-7 | Выступление на семинаре. Защита практического задания | |||||
8. | Методология и логика практической педагогической деятельности | Обсуждение докладов и творческих заданий. Тест 2 | ||||||
9. | Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности | 8-9 | Разработка учебного занятия. Разработка воспитательного мероприятия | |||||
10. | Педагогические задачи и их виды | Решение педагогических задач Ролевая игра | ||||||
11. | Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования | 11-12 | Обсуждение творческих заданий. Составление обобщенной технологической цепочки для проведения диагност. | |||||
12. | Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач | 12-13 | Презентации и обсуждение творческих заданий | |||||
13. | Характеристика педагогических технологий | 13-15 | Разработка и презентация фрагментов проектов | |||||
Итого | Экзамен | |||||||
Содержание разделов (тем) дисциплин
Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли
Тема 1. Концептуальные основы педагогической деятельности
Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Виды профессиональной педагогической деятельности. Ее цели, мотивация, содержание и результат.
Миссия и функции профессиональной деятельности педагога. Гуманистическая природа педагогической деятельности, социальная роль и образовательные функции.
Специфика современных условий труда и деятельности педагога. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях.
Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.
Тема 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
Педагог как субъект педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Профессиональное становление педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога.
Противоречия и кризисы профессионального становления. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.
Тема 3. Образование как сфера педагогической деятельности
Образование как сфера профессиональной педагогической деятельности.
Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.
Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога. Структура подготовки педагогических работников. Содержание профессиональной подготовки педагога. Этапы профессионального становления и развития педагога. Профессиональные деструкции и их преодоление. Профессиональное саморазвитие, саморегуляция.
Индивидуальный стиль деятельности педагога.
Тема 4. Общая и профессиональная культура педагога
Общая и профессиональная культура: сущность, специфика, взаимосвязь. Соотношение общей и педагогической культуры. Структурные составляющие педагогической культуры.
Педагогическое творчество и мастерство.
Этика и эстетика педагогической деятельности.
Нормативно-правовое регулирование педагогической деятельности.
Тема 5. История образования и педагогической мысли как область научного знания
Методологические вопросы истории образования и педагогической мысли. Экстерналистский и историко-иммерсивный подход к выявлению социокультурных принципов образования.
Генезис и основные этапы развития педагогической мысли и образования. Зарождение педагогического мышления. Этапы развития педагогики: преднаучный или практический.
Этап становления теоретической педагогики: зарождения педагогических идей под влиянием философских и религиозно-философских учений (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.), формирования педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк и др.).
Этап возникновения педагогики как самостоятельной научной дисциплины (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко и др.).
Тема 6. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития
Понятие народной педагогики. Синкретизм первобытной культуры и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Появление организованных форм воспитания.
Образование и воспитание в странах Древнего Востока.
Агонально-аристократическая культура воспитания в архаичной Греции. Воспитание и образование в эллинскую и римскую эпохи.
Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. Зарождение и становление христианской культурно-педагогической традиции как доминирующей идеологии. Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики.
Средневековые культурно-образовательные возрождения. Их отличия от итальянского Ренессанса. Возрождение XII века и арабская культура.
Философско-исторические аспекты образования и педагогической мысли в эпоху Высокого Средневековья. Схоластика как метод обучения. Средневековый университет: структура, организация учебного процесса, методы обучения. Роль Церкви в становлении образования.
Вопросы воспитания и обучения периода Реформации и Контрреформации.
Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения.
Общая характеристика профессионального образования за рубежом в Новое и Новейшее время. Реформаторская педагогика конца XIX-начала XX в. Основные реформы образовательной политики ХХ в.
Состояние и развитие образования в современный период в зарубежных странах.
Тема 7. Ведущие тенденции развития педагогической мысли в России
Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца XVI в. Воспитание у восточных славян. Языческая культура и народная педагогика. Воспитание и образование в Киевской (X-XIII вв.) и Московской Руси (XIV-XVI вв.).
Вопросы национальной и конфессиональной идентичности образования в России XVII в. Ведущие направления воспитания и обучения в XVII в.: латино-фильское, грекофильское, византийско-русское, старообрядческо-начетническое. Значение Собора 1667 г. для становления основ светского образования.
Образование и педагогическая мысль в Российской империи XVIII в. Концепция истории образования В.Н. Татищева. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Бецкой как теоретик образования и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма.
К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки. Проблема национального и общечеловеческого в теории образования К.Д.Ушинского. Педагогика как прикладная антропология.
Система образования и педагогическая мысль в России второй половины XIX-начала XX вв. Психолого-антропологическое, социально-философское направления в российской педагогике. Идея трудовой школы С.Т.Шацкого.
Русская философия образования ХХ в. за рубежом. Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия», христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского.
Развитие отечественной педагогики в советский и постсоветский период. Традиционное обучение в практике советской школы 1930 – 1950-х годов, период «советской гимназии».
Основные реформы образовательной политики ХХ в.
Тема 8. Основные авторские педагогические системы прошлого
Историческая обусловленность создания системы традиционного обучения. Философско-методологические основания педагогической системы Я.А. Коменского. Идея технологизации образования в «Великой дидактике». Принцип природосообразности в контексте механицизма.
Проблемы институциональной организации образования. Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница. Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта.
Влияние естественно-правовой концепции Дж. Локка на педагогику эпохи Просвещения.
Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо.
Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци.
Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта.
Идея дошкольного образования Ф. Фребеля.
Принципы природособразности и наглядности в педагогике А. Дистервега.
Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления. Опыт и эксперимент как основные понятия педагогики Дж.Дьюи.
Социальная педагогика Э. Дюркгейма. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа.
Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образования» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание», «знание ради господства».
Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии.
Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике. Педагогика К.Д. Ушинского как прикладная антропология. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии.
Развитие социально-философского направления в российской педагогике. Трактовка Л.Н. Толстым концепции «свободного воспитания». Педагогические труды В.В. Розанова. Приоритет «формального» образования над «реальным».
Образовательная парадигма в Советской России. Развивающее обучение в опыте советской школы 1920-х годов. Трудовое образование в теории и практике советской школы. Концепция «трудовой школы» П.П. Блонского. Экспериментальная школа С.Т.Шацкого.
Педагогическая система А.С. Макаренко.
Особенности воспитания «советского человека». Воспитание и политика.
Гуманистические идеи в педагогике В.А. Сухомлинского.
Концепции развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина.
Теория проблемного обучения в работах И.Я. Лернера, М.И. Махмутова. Современные поиски новых подходов в решении задач обучения и воспитания.
Истоки развития идей компетентностного подхода.
Модуль 2. Педагогическая теория. Педагогическая практика
Тема 1. Педагогика как научная область знаний
Проблема объекта и предмета педагогики. Функции и задачи педагогики. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Педагогика как наука, искусство и технология. Место и роль педагогики в жизни общества. Структура современного педагогического знания.
Тема 2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
Сущность понятия «категория». Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Соотношение основных категорий педагогики. Проблема развития понятийно-терминологического аппарата педагогики. Понятийный аппарат педагогики: самообучение, самовоспитание, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы.
Тема 3. Методология педагогической науки и деятельности
Понятие о методологии педагогики. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Методологические принципы педагогического исследования.
Различные подходы к изучению педагогических явлений: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, синергетический, системный и др.
Методологическая культура педагога. Структура и критерии оценки методологической культуры педагога.
Тема 4. Научное исследование в педагогике. Методы педагогического исследования
Содержание понятия «исследование». Классификация научно-педагогических исследований по их направленности: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Уровни педагогических исследований: эмпирический, теоретический, методологический.
Основные компоненты научного исследования: объект исследования, предмет исследования, проблема исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования. Логика исследования. Новизна результатов, их значимость для педагогической теории и практики.
Методы педагогических исследований. Критерии отбора методов исследований. Принципы проведения педагогических исследований.
Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Социокультурные функции образования.
Образование как система и процесс. Понятие педагогической системы и ее признаки (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.А. Сластенин). Особенности и тенденции развития современной российской системы образования.
Формирование новой модели образования в рамках Болонского процесса. Понятие и сущность содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. Примеры структуры содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской, Б. Блум и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт и основные образовательные программы.
Понятие педагогического процесса. Структура педагогического процесса, его функции, закономерности и движущие силы.
Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Образование как цель и результат педагогического процесса. Результаты образования: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура.
Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики. Различные подходы к определению сущности воспитания. Конкретно-исторический, системный характер воспитания.
Воспитание в целостном образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.И. Пинкевич, И.П. Раченко). Движущие силы и логика воспитательного процесса. Многообразие целей воспитания. Генезис целей воспитания. Цели и задачи воспитания в современный период.
Виды воспитания. Основные направления воспитания.
Особенности процесса воспитания. Двусторонний характер процесса воспитания. Связь воспитания с процессами развития, социализации.
Базовые теории воспитания и развития личности. Условия эффективности процесса воспитания. Уровни реализации воспитания. Проблема выработки критериев оценки воспитанности человека. Оценка результатов процесса воспитания.
Методы, формы, средства, воспитания.
Тема 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса
Понятие о дидактике. Структура, предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории: обучение, преподавание, учение и др.
Сущность и основные функции процесса обучения. Логико-психологическая структура обучения, связь с теорией познания. Движущие силы и закономерности процесса обучения.
Цели, принципы, методы, средства, формы обучения.
Оценка результатов обучения.
Традиционные и современные мировые концепции обучения: дидактического энциклопедизма (Г. Спенсер, Дж. Мильтон), дидактического формализма (И. Песталоцци, А. Дистервег), дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер), функционального материализма (В. Оконь). Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль); кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц); технологическая концепция обучения (Б. Блюм, Дж. Ромишовски); концепция компетентност-ного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон). Характеристики основных концепций развивающего обучения: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Теория развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин). Обучение на высоком уровне сложности: от сложного к более сложному (Л.В. Занков). Теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).
Тенденции развития современных образовательных технологий. Дифференциация и индивидуализация обучения.
Тема 8. Методология и логика практической педагогической деятельности
Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности.
Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Педагогические умения и развитие стиля педагогической деятельности. Социально-ролевые модели педагогической деятельности.
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.
Тема 9. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности
Содержание понятия «конструирования». Традиционные и нетрадиционные формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Конструирование различных организационных форм учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Решение психолого-педагогических задач различных видов. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Содержание понятия «моделирование». Этапы моделирования. Моделирование учебного занятия и воспитательного мероприятия.
Тема 10. Педагогические задачи и их виды
Понятие «педагогическая задача». Виды и типы профессиональных задач. Классификация педагогических задач. Педагогическая задача и педагогическая ситуация. Понятие «проектирование педагогической задачи». Основы композиции: как составлять задачи.
Технология решения педагогических задач. Методы, приемы и способы решения педагогических задач. Оценка решения задачи.
Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.
Тема 11. Психолого-педагогические методы диагностики, прогнозирования и проектирования
Понятие педагогической диагностики. Функции педагогической диагностики, ее значение и виды. Основные психолого-педагогические методики диагностики уровня воспитанности и образованности учащихся.
Методы психолого-педагогической диагностики.
Принципы и основные требования к средствам психолого-педагогической диагностики. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений.
Понятие прогнозирования. Прогнозирование в образовании. Этапы прогнозирования: предпрогнозная ориентация, построение прогнозной модели, поисковое прогнозирование, нормативное прогнозирование, верификация поискового и нормативного прогнозов, корректировка прогнозов, разработка рекомендаций для планирования и проектирования.
Педагогическое проектирование. Разработка предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Формы проектирования: учебные планы, программы, должностные инструкции, календарные планы, планы проведения воспитательных мероприятий.
Понятие мониторинга. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. Формы и способы осуществления мониторинга.
Тема 12. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач
Технологический подход в образовании и причины его появления. Генезис понятия «педагогические технологии» и его современное состояние. Педагогические технологии (подходы к определению): процессуальный, инструментальный, личностный, системный. Назначение, свойства и структура современных педагогических технологий. Основные подходы в классификации педагогических технологий. Технология и методика. Развитие педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.
Тема 13. Характеристика педагогических технологий
Обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях. Общая характеристика педагогических технологий.
Технологии обучения. Технологии профессионального обучения. Образовательные технологии.
Технологии воспитания. Технологии педагогической поддержки. Технологии оценки достижений.
Информационные и коммуникационные технологии. Технологии дистанционного образования.
Авторские педагогические технологии. Основные современные педагогические технологии – модульное обучение, концентрированное обучение, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения.
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.