Методы и приемы процесса обучения
Основными категориями дидактического процесса являются педагогические средства, педагогические приемы и педагогические методы. Не каждое средство, прием или метод можно назвать педагогическим. Антипедагогическими могут считаться методы, приемы и средства, оказывающие насильственное влияние на личность, вредящие здоровью ребенка, увеличивающие страх, гнев, ненависть и разрушающие психическое здоровье.
В Законе об образовании сказано, что применение насилия над личностью ребенка недопустимо в процессе обучения и воспитания. Подобные действия могут преследоваться по закону и быть основой для лишения профессиональной принадлежности и гражданских прав.
Педагогическим средством, которым может воспользоваться учитель, являются все предметы, находящиеся в зоне образовательной среды: книги, тетради, учебники, методические пособия, наглядные пособия и др. Педагогические средства делятся на два вида: материальные и нематериальные. К нематериальным средствам относятся слово, жест, мимика, интонация и все формы взаимодействия.
Педагогический прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода, когда метод небольшой по структуре.
Педагогический метод – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
В структуре методов обучения выделяются приемы, так как иногда очень трудно отделить прием от метода и наоборот.
В структуре метода выделяют объективную и субъективную части:
· к объективной части относят влияние общих дидактических положений, законов, закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности;
· субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, индивидуальными особенностями учащихся, конкретными условиями. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов.
В традиционной классификации методов обучения выделяют три источника знаний: практика, наглядность, слово. В более позднее время к ним присоединились книга и видео.
В современной классификации выделяются уже пять групп методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео. Каждый из этих общих методов имеет модификации.
К практическим методам относят опыты, упражнения, учебно-практический труд.
К наглядным методам относят иллюстрации, демонстрации, наблюдение.
К словесным методам относят объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, инструктаж, лекцию, дискуссию, диспут.
К методам работы с книгой относят чтение, изучение, реферирование, просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование.
К видеометодам относят просмотр, компьютерное обучение, упражнение, контрольную деятельность.
У всех дидактических методов существуют вполне определенные функции: обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая, контролирующая. На основании функционального значения педагог выбирает необходимые приемы и методы из всего их многообразия.
Современная классификация методов обучения.
1. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов):
· методы приобретения знаний;
· методы формирования умений и навыков;
· методы применения знаний;
· методы творческой деятельности;
· методы закрепления;
· методы проверки знаний, умений и навыков.
Эта авторская концепция классификации методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия.
2. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
· методы объяснительно-иллюстративные;
· методы репродуктивные;
· методы проблемного изложения;
· методы частично-поисковые;
· исследовательские методы.
Классификация методов по дидактическим целям:
· методы первичного усвоения материала;
· методы закрепления и совершенствования приобретенных знаний.
Классификация методов по Ю.К.Бабанскому:
· методы организации и осуществления учебно-педагогической деятельности (УПД);
· методы стимулирования и мотивации УПД;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД.
Литература по теме
1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989.
3. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11.
4. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
5. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.
6. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.
7. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У.Матушанский // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 15–21.
8. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.И.Махмутов // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 91–101.
9. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.
10. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Какие дидактические принципы чаще всего нарушаются?
2. Какие последствия можно ожидать при нарушении дидактических принципов?
3. Какие методы обучения активизируют развивающую и обучающую функцию?
4. Какие дидактические методы направлены на увеличение мотивирующей и воспитательной функции?
5. От чего зависит выбор методов обучения?