Понятие о межличностных отношениях
Межличностные отношения – субъективно переживаемые, объективно существующие связи между людьми. 1) гармоничные 2) противоречивые
Механизмы социальной перцепции:
Социальная перцепция – это социально обусловленное восприятие социальных объектов. Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
Установка – неосознанная готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа сложившейся ситуации.
1) когнитивные измерения – мнение, убеждение, которых придерживается человек в отношении какого-либо субъекта
2) аффективное – положительные или отрицательные эмоции отношения к конкретному человеку или информации
3) поведенческое измерение – готовность к определенной реакции поведения, соответствующие убеждениям человека.
Рефлексия – осознание действительности личностью того, как воспринимается партнером по общению.
Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:1) установки, оценки, убеждения. 2) сформировавшиеся стереотипы. 3) стремление сделать преждевременное заключение о личности до того, как о нем получена исчерпывающая информация 4) безотчетное структурирование личности другого человека 5) аффект ареола – первоначальное отношение к одной стороне личности переваливается на всю личность 6) эффект переоценивания 7) аффект проецирования 8) аффект первичности 9) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей 10) эффект последней информации
Предубеждение – эмоциональная оценка людей, не зная их мотивов и поступков.
Виды межличностных отношений:
1) официальные 2) неофициальные 3) эмоциональные 4) рациональные 5) личные
Общение, его функции, структура.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления контакта между людьми, порождающий потребность совместной деятельности.
Функции:
1) общение является формой существования и проявления человеческой сущности 2) оно выполняет коммуникативно-сверочную функцию 3) формирующая
5) играет подтверждающую психотерапевтическую роль в жизни человека 6) самоутверждение 7) организующая функция 8) прагматическая функция 9) внутриличностная функция
Виды средств:
1) вербально-речевые 2) невербальные – мимика, жесты, пантомимика, поза, осанка, походка и т.д.
В структуру речевого общения входят:
1) значение и смысл слов, фраз, точность употребления слов, выразительность, доступность, правильность построения фразы, смысл интонации
2) речевые, звуковые явления: темп речи, высота голоса, его тональность, ритм, интонация, дикция
3) выразительность качества голоса, смех
Стороны общения:
1) коммуникативная – обмен информацией между людьми 2) интерактивная – организует взаимодействие между людьми3) персептивное – восприятие партнеров по общению Этапы:
1) потребность 2) ориентировка в целях общения в ситуации 3) ориентировка в личности собеседника 4) планирование содержания своего общения 5) выбор конкретных средств по манере поведения 6) восприятие и оценка ответной реакции собеседника 7) корректировка направления, стиля и методов общения
Виды общения.
1. По содержанию:
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- Когнитивное (обмен знаниями)
-Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями)
- Деятельностное (обмен умениями и навыками)
2. По целям:
• Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
• Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов.
3. По средствам:
• Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, голосовые связки).
• Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).
• Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.
• Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
3. Выделяют и другие виды общения:
- Межличностное общение (отлич-ся эмоц-ным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоц-ой привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от соц. рангов и ролей).
- Ролевое (деловые) общение (отношения, построенные на деловых, формально-эмоц-ных контактах). Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник–подчинённый, милиционер–нарушитель).
- Ритуальное общение (пролог к общению, но может выполнять и сам-ую функцию). Особенность закл-ся в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала.
- Монологическое общение (форма общения, кот.предполагает позиционное неравноправие). Одно лицо- автор воздействия, обладает актив-ю и осознанными целями. Второе лицо–пассивное.Видами монологического общения явл. императив и манипуляция.
-Императивное общение (авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками).
-Манипуляция (вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений).
-Диалогическое общение (равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению).