История физической культуры
В период первобытнообщинного строя получили распространение торжественные обряды перехода из одного возраста в другой, чаще всего в зрелый возраст, - когда юноша должен был практически демонстрировать свою физическую подготовку, подтверждающую его способность успешно выполнять любую из обязанностей соплеменников.
В период перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу сформировался определенный эстетический идеал мифического героя, а точнее - героев, наделенных сверхъестественными физическими и духовными способностями: Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие богатыри у славян, Самсон у иудеев, Великий Ю у китайцев, Гильгамес у вавилонян, Рустем у персов, Геракл и Ахиллес у греков и другие. Всем им приписывались необыкновенные подвиги, победы в состязаниях и борьбе не только с людьми и животными, но и с силами природы. Так люди, возвеличивая героев, поднимали себя до их уровня, бросали вызов природе, формировали будущий идеал физической культуры нарождавшейся рабовладельческой эпохи -непобедимого, сильного и гордого героя.
В спартанской и в афинской системах физического воспитания значительное место занимал спорт, который под названием агонистики (от греч. agon - борьба, состязание) достиг максимального развития в древнегреческих государствах. Свидетельством исключительной популярности спорта на земле Древней Эллады справедливо считается появление института Олимпийских игр. Сегодня определенно можно сказать, что первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Более того, нам даже известен первый победитель тех Игр - атлет из города-полиса Элиды по имени Короибос (по другим источникам Кореба).
Древние греки чрезвычайно высоко ценили Игры и вообще спорт. Причем не только за то, что он делает человека здоровым и сильным, но и за то, что он возвышает и облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Короче говоря, они раньше всех поняли, что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой хотя бы для себя! Вот почему о некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!».
В Древней Греции в гимназиях преподавали в первую очередь гимнастику, подчеркивая культ сильного здорового тела. Отец медицины Гиппократ указывал, «что от гимнастики организм укрепляется, а от бездействия быстро стареет».
Очень важно, что все более расширяя программу Олимпиад, древние греки видели в Играх не только спортивные соревнования. Поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. Свидетельством того, что для греческого мира древности Олимпийские Игры имели поистине огромное значение, является и то, что посетить их считали за честь такие титаны мысли, как Гиппократ, Пифагор, Аристотель, Сократ, Платон, Геродот. Пифагор был олимпийским чемпионом. Гиппократ был отличным пловцом, конником, борцом. Его статуя победителя была установлена в храме Аполлона. Он любил повторять: «Врач осуществляет уход, лечат природа и упражнения». Сократ, участник трех Пелопонесских войн, постоянно занимался гимнастикой для укрепления тела и духа, для подготовки себя физически к участию в войнах. Его взгляд на значение физических упражнений выражен словами: «Недостойно состариться, ни разу не познав красоты и силы, на которые способно тело». Аристотель - философ, физиолог, математик, физик, историк, зоолог, ботаник - не только сам занимался спортом, но и преподавал гимнастику. Всемирно известно его высказывание: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Ученые считают, что одной из главных причин возникновения Олимпийских игр явилась потребность в подготовленных воинах, демонстрация превосходства военной аристократической знати в области военно-физической подготовки.
Олимпийские игры проводились в течение 1168 лет. Но в 394 году н.э. римский император Феодосии I издал специальный указ, запрещающий проведение Олимпийских игр, усмотрев в них языческий обряд, неприемлемый христианством.
Авиценна, знаменитый таджикский врач, подчеркивал пользу гимнастики:
«С гимнастикой дружи, всегда веселым будь
И проживешь сто лет, а может быть и боле,
Микстуры, порошки к здоровью ложный путь,
Природою лечись - в саду и в чистом поле».
Очень популярно на эту тему высказывание Ж. Тиссо: «Движение как таковое может заменить все лекарства мира, но ни одно лекарство мира не заменит движения».
В феодальном обществе физическое воспитание повсеместно стало основой княжеского (рыцарского, дворянского, самурайского и т.д.) воспитания - верховая езда, плавание, владение всеми видами оружия, охота, спортивные и военные игры и единоборства. Дети феодалов с малых лет обучались умению не только в совершенстве владеть оружием, но и способности носить на себе тяжелые доспехи. С развитием городов физическое воспитание распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения. Этому процессу в значительной степени способствовали возникшие повсеместно «Товарищества» и «Братства», объединяющие людей, увлекающихся стрельбой из лука или арбалета, фехтованием, греблей, борьбой, бегом, игрой в мяч и т.д. Во время праздников члены «Братств» проводили состязания, в которых могли принимать участие все желающие помериться силой и ловкостью; так пополнялся количественный состав и расширялась география уже существующих «Братств» и создавались новые (по другим видам физической активности).
На смену эпохи Средневековья, задержавшей развитие физической культуры и спорта, как впрочем и всей культуры, на столетия, пришла эпоха Возрождения. Последняя ознаменовалась подлинным расцветом всех видов человеческой деятельности, повышением активного интереса общества к научным знаниям и ремеслам; значительно возрос интерес к естественным наукам, кобучению вообще и, в частности, к физическому воспитанию, физической культуре, спорту.
Во Франции Ф.Рабле и М.Монтень преподавали физическое воспитание в школе в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) рассматривал физическое воспитание как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе. В его всемирно известных трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» значительное место занимали физические упражнения, игры. Следует отметить, что в России физическая культура издавна играла большую роль в жизни русского и других народов и отличалась своеобразием и самобытностью. В последующем, начиная с царствования Петра I, наряду с народными видами физических упражнений и игр все большее распространение стали получать физические упражнения, заимствованные из западных стран. Примером подобных заимствований (характерных, впрочем, не только для России но и для всего остального мира) могут служить шведская система гимнастики, разработанная П. Лингом, в основу которой были заложены комплексы упражнений для развития и укрепления отдельных частей тела, а также чешская национальная система гимнастики, созданная М. Тыршом. которая получила название «Сокольская» (упражнения на гимнастических снарядах, вольные, групповые; гимнастические пирамиды, хороводы и т.д.); данная система интересна еще и тем, что в ней использовалась специальная (часто образная) терминология для обозначения отдельных «упражнений». Подъем в XVIII-X1X веках русской науки и культуры, особенно в области педагогики и медицины, способствовал дальнейшему развитию научно-теоретических основ физического воспитания. В 1765 г. академик А.П.Протасов в ученом собрании Российской Академии выступил с двумя докладами – «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья». Большое значение физической подготовленности врачей придавал профессор М.Я. Мудров, он говорил: «Врач должен иметь свежий цвет лица и здоровое, крепкое тело, ибо о худощавом и вялом думают, что он ни себе, ни другим помочь не в силах». В XIX и в начале XX века складывалась национальная система физического воспитания: во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод) и других странах. В ряде стран физическое воспитание стало тесно связываться со скаутизмом в воспитании молодежи. В России «бой-скауты» популярности не получили, а вот что действительно стало популярным среди учащейся молодежи, начиная со второй половины XIX века, так это занятия современным спортом. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России появляются первые гимнастические и спортивные общества, ширится научный интерес и интерес общественности к физическому воспитанию, результатом чего и явилось введение последнего (в 1889 году) в средних учебных заведениях в качестве учебного предмета. Надо особо отметить, что во второй половине XIX - начале XX века работами ряда русских ученых-медиков было также положено начало развитию в нашей стране науки о физическом воспитании. Выдающейся в этом отношении была деятельность П.Ф. Лесгафта (1837-1909), создавшего курс «Теории телесных движений», в котором он, анализируя движения тела, обосновал методы физического воспитания. И.П. Павлов назвал Лесгафта «выдающимся ученым и страстным учителем». Другим замечательным ученым, врачом и педагогом был В.В. Гориневский (1857-1937). Им организована одна из первых в России биометрических школьных лабораторий, а также создана кафедра по методике исследования физического развития на высших курсах Лесгафта, которую он возглавил.
Таким образом, в мире неуклонно накапливались и все более расширялись специальные знания как в области физической культуры и спорта, так и в других сферах человеческой деятельности.
Точкой отсчета Возрожденных Олимпиад является 1894 год, когда состоялся Учредительный конгресс в Париже 16 нюня в Сорбоннском университете. В Конгрессе приняли участие 12 стран, в том числе и Россия. Идея возрождения Олимпийских игр, возможно, так бы и осталась нашелся нужный человек, готовый, что называется, положить за нее жизнь. Этим человеком был Пьер де Фреди, барон де Кубертен (1S63-1937) - один из самых интересных, талантливых и увлеченных людей своего времени. Получив образование в одном из самых старых и одном из лучших в Европе университетов (Сорбонна), Кубертен увлекся многими науками. Но основными среди них были история, педагогика, философия, политика. Как историк он неожиданно для себя буквально заболевает историей, культурой и литературой Древней Эллады Интересно, что именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главный спортивный подвиг его был в том, что, высказав мысль о возрождении Олимпийских игр еще в молодом возрасте, он почти полвека занимался этим и победил. Международный Олимпийский комитет (МОК) был создан 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже. Конгресс решил: через два года пройдут первые Олимпийские игры! Организация Объединенных Наций объявила год 100-летия МОК - 1994 год - Международным годом спорта и олимпийского идеала. В десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России, день 23 июня традиционно ежегодно отмечается как Олимпийский день.
Очень приятно сегодня осознавать, что Россия была в числе первых стран, откликнувшихся на олимпийские призывы Кубертена, и стала впоследствии могучей олимпийской державой. Большая заслуга в этом принадлежит Алексею Дмитриевичу Бутовскому, который уже в зрелом возрасте познакомился с Пьером де Кубертеном и сразу же загорелся идеей Олимпийских игр. Помогая Ку-бертену, А.Д.Бутовский вел активную переписку, выступал в печати.
. На Парижском конгрессе, создавшем МОК, А.Д.Бутовский был избран одним из членов МОК — первый россиянин в этом важном для всей человеческой культуры комитете. Олимпийский комитет России и мэрия Санкт-Петербурга 23 июня 1994 года, во время проведения Игр Доброй воли, открыли в Санкт-Петербурге два памятника - Пьеру де Кубертену и его единомышленнику, соратнику Алексею Бутовскому.