История физической культуры и спорта

История физической культуры и спорта

Учебное пособие

Редактор В. Н. Савицкая. Технический редактор Е. Ф. Коржуева.

Компьютерная верстка: Г.А.Берковский. Корректоры Г.В.Абатурова, М.А.Суворова

В книге использованы фотоматериалы из архива автора.

Подписано в печать 20.03.2001. Формат 60 х 90/16. Гарнитура “Таймс”.

Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 19,5.

Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 — 10 000 экз.). Заказ № 321.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр “Академия”.

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666, 367-0798, 305-2387.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Голощапов Б. Р., 2001

ISBN 5-7695-0693-8 © Издательский центр “Академия”, 2001

Предмет, задачи и значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре

Учебная дисциплина “История физической культуры и спорта” (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.

В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др. Это обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует, что ИФКиС неразрывно связана с названными дисциплинами, с другой — что по своей сути она должна выполнять интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин факультетов физической культуры.

ИФКиС накопила огромный объем информации, который практически невозможно включить в рамки одного учебника по этой дисциплине. Поэтому курс целесообразно сконцентрировать на изучении исторических аспектов основных систем физического воспитания и спорта, так как именно они отражают целевые установки этого курса, т. е. его направленность на изучение закономерностей — общих принципов физического воспитания и спорта. Это в первую очередь воспитание положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость физического воспитания при подготовке людей к трудовой и военной деятельности, использование физических упражнений как незаменимого средства оздоровления человека. Все эти закономерности зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались на протяжении столетий в зависимости от реальных исторических условий. Таким образом, системы физического воспитания — наиболее важные, социально значимые явления в области физического воспитания и спорта. Вместе с тем знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них при изучении курсов теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Например, известная стойка на лопатках (“березка”) в системе йоги трактуется шире, чем в отечественной методике физического воспитания. Выполнение этой асаны используется в оздоровительных и лечебных целях. Таким образом, древние подходы к выполнению физических упражнений часто требуют нового осмысления и, наоборот, современные уходят своими корнями в далекое прошлое.

При изучении ИФКиС возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта можно считать системой (элементарной или, напротив, высокоразвитой)? При этом можно утверждать, что система должна отвечать следующий требованиям:

1) быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия в ней государства и общественных организаций;

2) оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;

3) иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.

В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.

ИФКиС опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники (книги, журналы, газеты и др.), археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино-, фотоматериалы.

Значение предмета ИФКиС состоит прежде всего в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур — физическая культура, как известно, есть часть общей культуры. Например, видеть в кулачных и палочных боях древних руссов признаки дикости и некультурности нелепо и неверно, если не знать об исторических фактах, говорящих, что суровая необходимость такой вот своеобразной закалки объясняется тем, что Древняя Русь вела многочисленные войны за свою национальную независимость от внешних врагов.

Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.

По своей структуре курс ИФКиС состоит из трех частей: истории физической культуры и спорта в зарубежных странах, истории отечественной физической культуры и спорта, истории международного спортивного движения.

При написании учебного пособия автор опирался на работы ведущих специалистов страны в области истории, социологии, управления и теории физической культуры и спорта — С. И. Гуськова, Ю.Д.Железняка, Н.А. Карпушко, В.В.Кузина, Л.И.Лубышевой, Л.П.Матвеева, Н.Ю.Мельниковой, B.C. Родиченко, В. В. Столбова, В.И.Столярова, А. Б. Суника, Л. А. Финогеновой и других.

Выводы

1. В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев.

2. Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. Физическое воспитание в основном носило военно-прикладной характер.

3. Наивысшего уровня развития физическое воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.

4. В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.

5. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной (на уровне практического опыта) обоснованности.

Выводы

1. Физическое воспитание еще в большей степени обособляется от трудовой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нему.

2. В период феодализма продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях.

3. Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.

4. В период XIV—XVI вв. (эпоха Возрождения) появляются теоретические трактаты писателей, гуманистов, социалистов-утопистов, педагогов, врачей об организации физического воспитания.

5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим школьного дня.

Выводы

1. Быть или не быть восточным единоборствам в современном мире — вопрос решенный. Они есть и будут. В странах Востока живы традиции кэмпо, они стали достоянием и многих стран мира.

2. Нельзя принимать на веру рассказы о полной неуязвимости и экстрасенсорных способностях патриархов кэмпо, живших в древности и Средневековье. Их деяния, окруженные ореолом романтичности, скорее следует отнести к сохранившимся легендам и мифам. Однако не секрет, что и в наше время индийские йоги ложатся под грузовик, едят битое стекло, ходят по раскаленным углям и лезвиям мечей, что китайские врачи и их коллеги во всем мире лечат посредством акупунктуры (иглоукалывания), а японские и китайские мастера высшего класса подставляют грудь под острие копья, руки под лезвие меча и т.п. Секрет заключается в том, как они этого достигают. И дело здесь не в сверхъестественных силах, а в самом человеке, в бесконечных, до конца не познанных возможностях его организма. Восточные единоборства дают богатый материал к познанию человека, его физических возможностей, резервов его психофункциональных систем.

3. В истории есть множество примеров, когда кэмпо служило общественно полезным, благородным целям. В то же время известно и использование его как орудия зла. Необходимо поэтому различать кэмпо как орудие насилия и кэмпо как феномен культуры, как часть мировоззрения. Преклонение перед “восточной мудростью” столь же неправомерно, как и огульное ее отрицание.

4. Восточные системы воспитания (и физического в том числе) в отличие, например, от западноевропейских в своей основе сохранили древние корни, они достаточно стабильны и традиционны. Корейцы, например, требуют от европейцев строгого соблюдения всех традиций и обычаев, связанных с таэквондо. Человек, не имеющий определенного костюма, стоящего, между прочим, около 100 долларов США, к соревнованиям или сдаче экзаменов не допускается. А тот, кто претендует на мастерскую степень, должен также иметь особый костюм, выполнять соответствующие ритуалы, после каждого упражнения обязательно выкрикивать “таэквон”, в совершенстве знать терминологию, помнить биографии известных мастеров, теорию и историю этого единоборства вплоть до мельчайших подробностей. Японская борьба сумо, имеющая более чем двух-тысячелетнюю историю, и в настоящее время является популярнейшим видом спорта, в котором неукоснительно соблюдаются средневековые обычаи этого ритуального единоборства.

Выводы

1. Филантропизм способствовал включению физического воспитания в программу школьного обучения, а также становлению немецкой и шведской национальных гимнастических систем.

2. Педагогические взгляды на физическое воспитание в конце XIX — начале XX в. во многом определялись новыми знаниями в области биологических наук, спортивной физиологии, биомеханики.

3. Физическое воспитание развивалось по пути рационального сближения и поиска интегративных форм движений, заимствованных из гимнастических систем и спортивно-игрового направления. К середине XX в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании — гимнастического и спортивно-игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, спорту, играм, туризму. Активному распространению спорта в мире способствовало то обстоятельство, что во второй половине века он выходит на уровень международных отношений, становится средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели.

4. Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.

5. В 1920-е гг. возникает новое направление в физической культуре — профессионально-прикладная физическая подготовка.

6. После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах заметно положительное влияние государственных структур на ход развития физической культуры и спорта. Объем занятий физическим воспитанием в разных странах неодинаков, в основном 3—4 ч в неделю. Программа, как правило, не является единой, а составляется с учетом возможностей и традиций школ. Все большее распространение получает внеурочная и внешкольная работа по физическому воспитанию в виде дополнительных или факультативных занятий.

Выводы

1. Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.

2. Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник — первая русская летопись “Повесть временных лет” (начало ХII в.). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г.

3. При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.

4. Во второй половине XVII в. в России появляется первая книга, посвященная светскому воспитанию детей — “Гражданство обычаев детских”, сыгравшая значительную роль в последующем развитии физического воспитания в стране и его естественно-научных основ.

5. Большое значение для развития физического воспитания в России имели прогрессивные взгляды многих отечественных ученых, мыслителей, полководцев. Однако на практике физического воспитания их деятельность отразилась весьма незначительно.

Глава 6. Создание и развитие в России системы физического воспитания(образования) и современных видов спорта во второй половине XIX – начале XX в.

Вторая половина XIX в. — 1917г. — небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях.

Образование Российского олимпийского комитета

В состав МОК в 1894 г. вошел и представитель России — генерал А. Д. Бутовский. Он горячо поддерживал идеи П. де Кубертена: “Идея международных игр была счастливой идеей, она ответила насущной потребности современного человечества, потребности физического и нравственного возрождения молодого поколения”. Конечно, являясь генералом царской армии, он, естественно, по своим общественно-политическим взглядам примыкал к официальным кругам, был идеалистом и в вопросах физического воспитания и спорта. Он, в частности, говорил: “История воспитания обнимает собою две мировые эпохи: воспитание до Христа и воспитание после Христа...”. Но Бутовский, будучи специалистом физического воспитания (он много лет читал лекции по теории, методике и истории физического воспитания в военных учебных заведениях Петербурга), предостерегал против слепого копирования, призывал учитывать конкретные условия: “Попытки заимствовать ту или другую систему во всей ее целости, в том виде, как она развивалась у себя дома под влиянием местных бытовых и культурных условий, и переносить ее на совершенно чуждую ей почву свидетельствуют только об очень поверхностном понимании истинных задач физического образования”.

Заметный деятель международного спортивного движения, Бутовский был участником ряда международных конгрессов, сессий МОК, очевидцем Игр I Олимпиады в 1896 г. Им написана интересная книга о первой Олимпиаде — “Афины весной 1896 года”. “Ничто так не сближает людей, не способствует в такой степени образованию мирных, дружеских корпораций, как совместные физические упражнения”, — так писал Бутовский о роли спорта в установлении взаимопонимания между людьми всего мира.

Однако, несмотря на то что Россия стояла у истоков современного олимпийского движения и в составе МОК был ее представитель, до 1908 г. спортсмены России в Олимпийских играх участия не принимали. Это обстоятельство объясняется не только тем, что спорт в нашей стране был развит очень плохо (а это было действительно так), но главным образом потому, что царское правительство практически не занималось этими вопросами. К тому же в России не был создан Национальный олимпийский комитет, а именно эта организация и призвана заниматься вопросами подготовки олимпийцев, оказания им необходимой помощи и содействия, развития олимпийских видов спорта.

И все же перед первыми Олимпийскими играми подготовка к ним проводилась в ряде крупных городов России — Одессе, Петербурге, Киеве. Небольшая группа одесских спортсменов даже выехала в Грецию, но смогла доехать только до Константинополя, так как на дальнейшую дорогу денег не хватило. Пришлось вернуться обратно. Правда, один представитель России все же прибыл в Афины. Это был киевлянин Николай Риттер. Он сначала заявился для участия в соревнованиях по борьбе и стрелковому спорту, но затем почему-то передумал и взял свою заявку обратно.

Впоследствии Риттер, как очевидец олимпийских состязаний, стал активным популяризатором олимпийских идей в России, выступая с лекциями и сообщениями во многих ее городах.

Сохранились сведения, что все-таки в играх принял участие один человек, приехавший из России. Это был грек по национальности, проживавший в России и самостоятельно приехавший в Афины. В первой Олимпиаде он участвовал в качестве судьи на велосипедных соревнованиях.

Как известно, первое неофициальное участие российских спортсменов состоялось в Играх IV Олимпиады в 1908 г., а официальное — в Играх V Олимпиады в 1912 г.

По положению, принятому МОК, для того чтобы страна могла быть официальной участницей игр, ее Национальный олимпийский комитет должен был быть признан МОК. Но в России его пока не существовало. Лишь 16 марта 1911 г. представители 31 русского спортивного общества одобрили проект устава Российского олимпийского комитета (РОК) и представили его на утверждение правительству. Устав РОК был принят Министерством внутренних дел России только 17 мая 1912 г., а Олимпиада должна была начаться 5 мая.

Создание РОК в России знаменует появление организации, которая объединила, наконец, деятельность многочисленных обществ по отдельным видам спорта.

В состав РОК вошли: Ф. Е. Мейендорф — почетный председатель, В. И. Срезневский — председатель, Г. И. Рибопьер — товарищ председателя (заместитель), А. П.Лебедев — товарищ председателя, П. И. Лидваль — казначей, Г. А. Дюпперон — секретарь, четыре человека — заседатели (члены РОК) и двое — кандидаты в члены РОК. Фактическим руководителем РОК был Вячеслав Измаилович Срезневский (1849 —1937).

Срезневский известен как русский ученый в области научно-технической фотографии, создал несколько типов специальных фотоаппаратов, автор первого русского справочника по фотографии. Его отец, Измаил Иванович, был академиком Петербургской академии наук. Срезневский был бессменным председателем Петербургского общества любителей бега на коньках, действительным статским советником, педагогом, приват-доцентом университета, директором Александрийского женского профессионального училища, видным деятелем фотографического отдела Русского технического общества, а также большим энтузиастом конькобежного спорта вообще и фигурного катания в частности. В 1881 г. на состязаниях в Гельсингфорсе он в паре с местной фигуристкой Менандер завоевал приз в парном катании.

Все организационные, хозяйственные и спортивные вопросы Общества решались под руководством и при участии Срезневского. Он активно участвовал в международных конгрессах конькобежцев, был членом судейских коллегий и постоянным секретарем общих собраний членов Общества. И хотя, как отмечает Н. А. Панин-Коломенкин, Срезневский отличался своим пренебрежительным отношением к рабочим, не допускал их не только в члены Общества, но и на каток, однако поддерживал талантливых спортсменов-конькобежцев из разночинцев (выходцев из разных сословий духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), содействовал росту таких известных конькобежцев, как А. Паншин, А. Лебедев и Н. Панин-Коломенкин. Он много сделал для совершенствования техники и разработки теории фигурного катания. В этом его неоспоримая заслуга перед отечественным спортом.

С 1914 г. он становится помощником генерала В.Н.Воейкова — главного наблюдающего за физическим развитием в Российской империи. В 1915 г., как вспоминает Н. А. Панин-Коломенкин, Срезневский весьма сожалеет об этом сближении с комендантом царского дворца, которого называли “генералом от Кувакерии” (по названию минеральной воды “Кувака” и его имения в Пензенской губернии). Скорее всего, по воле царя генерал Воейков возглавил в 1913 г. Канцелярию главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи. Это была первая государственная организация, призванная заниматься вопросами физического воспитания и спорта. Однако она не оказала заметного влияния на развитие физического воспитания и спорта в России. Срезневский, конечно, не мог отказаться от совместной работы с всесильным в то время генералом, личным другом царя Николая II.

После революции 1917 г. Срезневский некоторое время работал в органах Всевобуча Петрограда, но в конце 1918 г. в связи с преклонным возрастом он оставил физкультурную деятельность и ограничился деятельностью только по своей основной специальности — в качестве научного сотрудника Ленинградского института кинематографии.

В период подготовки к Играм V Олимпиады многое зависело от деятельности Срезневского. Он возглавлял олимпийскую делегацию России в Стокгольме в 1912 г.

Немалая заслуга в развитии дореволюционного спорта принадлежит помощнику председателя РОК Григорию Ивановичу Рибопьеру. После А. Д. Бутовского с 1900 г. он являлся членом МОК для России. Меценат тяжелой атлетики, известный в России владелец конюшни скаковых лошадей, помещик, отставной гусар, граф, он тратил большие личные средства на развитие спорта.

По его инициативе в 1897 г. в Петербурге было организовано Петербургское атлетическое общество, это была самая крупная в России организация по тяжелой атлетике. Рибопьер, знавший и любивший спорт, содействовал открытию отделений Общества в различных городах страны, а в Петербурге Общество полностью существовало на его деньги.

Рибопьер вместе с Краевским был инициатором первого в истории спорта России чемпионата страны по тяжелой атлетике в 1897 г. Следует вспомнить, что именно Рибопьер пригласил в Петербург тогда еще малоизвестного силача И. Поддубного для его подготовки к чемпионату мира 1903 г. по французской борьбе. Позже Рибопьер говорил (не без основания), что это он “открыл” и способствовал раскрытию таланта этого легендарного борца. Да и спортивная судьба нашего единственного серебряного призера Олимпиады-1912 по классической (греко-римской) борьбе тоже связана с деятельностью покровителя тяжелой атлетики России. Эстонец по национальности, Мартин Клейн в самом начале XX в. приехал в Петербург в поисках работы. Здесь он стал посещать спортивный зал графа Рибопьера, где проявил свои способности борца и был включен в олимпийскую команду России.

Мнение Г. И. Рибопьера не всегда совпадало с точкой зрения членов МОК, и в частности П. де Кубертена. Так, Рибопьер считал неверным решение МОК 1907 г. о членстве в этой международной организации Финляндии (она была в то время в составе России), он критически отнесся к программе соревнований на Олимпийских играх 1908 г.: “...например, рапира, которая является основой фехтования, в нее не включена. Я не нашел в программе и соревнований по поднятию тяжестей. Могу смело утверждать, что каждый спортсмен занимался этим видом в большей или меньшей степени. Классическая борьба попала в программу только благодаря моим усилиям. Зато мы находим в ней полный набор любимых английских видов спорта! Действительно, у англичан нет шансов на победу ни в классической борьбе, ни в поднятии тяжестей, возможно, в рапире...”.

А вот как комментировал Г. И. Рибопьер итоги олимпийского турнира по борьбе в письме к П. де Кубертену: “Перед поездкой своих борцов я был уверен, что они хорошо себя проявят. Теперь, когда все позади, можно сказать со всей серьезностью: каждый из них мог бы занять первое место в своей категории! Но что произошло?

1) Замотин упал в результате удара по ноге, который остался незамеченным судьей. Имея одно поражение, он был дисквалифицирован.

2) Демин победил своего противника. Был поднят флаг в знак его победы. Публика аплодирует. Демин идет переодеваться, а когда возвращается, видит флаг противника. Он спрашивает: почему? Ему отвечают, что его противник пожаловался, будто бы Демин его укусил. Демина дисквалифицировали.

3) Орлов поборол нескольких противников, однако ему выставляли неверные оценки и он не стал победителем.

4) Петров не только поборол нескольких противников, но и продемонстрировал свое превосходство в физической силе и ловкости. После чего ему не дали победы и заявили: “Ваш противник получил 1-й приз потому, что у него больше мускулатура и рост! Вот это перл! В течение 30 лет я держу лошадей и участвую в бегах круглый год. Никогда не оспаривал решение судей. Не собираюсь делать это и сейчас. Но как спортсмен имею полное право заявить, что жюри, обслуживавшее соревнования по борьбе в Лондоне, было плохо составлено. Все четверо русских, каждый в своей категории, были лучшими. Но так как Россия не была представлена в жюри, они потерпели поражение, несмотря на явное превосходство во всем! Я говорю — явное превосходство потому что, господин Петров, например, — он военный врач, — равен лучшему профессиональному борцу Франции и неоднократно побеждал в Петербурге знаменитого японца А. Оно”.

Следует, однако, заметить, что Рибопьер, будучи членом МОК, практически не принимал участия в его работе. И в 1913 г. почетный председатель РОК генерал Ф. Мейендорф и председатель РОК В. Срезневский направили в МОК официальное письмо с просьбой о замене Рибопьера на Г. Дюпперона в качестве члена МОК для России. Так членом МОК стал Г. Дюпперон.

Другой помощник председателя РОК, Алексей Павлович Лебедев, является основоположником русской школы фигурного катания, первым тренером нашего первого и единственного дореволюционного олимпийского чемпиона Н. Панина-Коломенкина. Он был почетным членом Общества любителей бега на коньках, где возглавлял комиссию по соревнованиям, видным деятелем этого общества. А. П. Лебедев не был высокопоставленным и материально богатым человеком: он служил юрисконсультом в правлении Владикавказской железной дороги.

Лебедев был настоящим и разносторонним спортсменом. В свое время он усердно занимался гимнастикой, академической греблей и фигурным катанием. В конце 90-х гг. XIX в. он был избран председателем Петербургского кружка любителей спорта.

В 1890 г. в Юсуповом саду состоялось первое крупное международное соревнование фигуристов, в котором приняли участие немцы, шведы, канадцы, американцы. Выиграл их Лебедев... После этой победы он не выступал в соревнованиях, а с 1896 г. стал заниматься с молодыми фигуристами в Юсуповом саду, в их числе с этого времени начал у него заниматься и Панин-Коломенкин. Он так вспоминает о А. П. Лебедеве: “Лебедев как фигурист был исключительно талантлив и самобытен. Он ни у кого не учился и до своих выступлений на международной арене не видел ни одного выдающегося фигуриста международного класса. Он был в тесной дружбе со Срезневским и с уже известным художником Бюхтгером. Они совместно, путем лишь взаимной доброжелательной критики, выработали высокую эстетику катания. Движения Лебедева на льду отличались изумительной пластичностью. Их свободная непринужденность и смелая динамика обманывали зрителя, создавая у него иллюзию легкой возможности немедленно воспроизвести виденное. Лебедев по справедливости должен считаться основоположником русской школы фигурного катания, стремящейся к бодрому, динамичному и грациозному исполнению не только произвольного, но и школьного катания. Лебедев наравне с Паншиным и велосипедистом Дьяковым — крупнейшая фигура русского спорта конца XIX в.”.

А. П. Лебедев являлся обладателем хорошей в то время библиотеки спортивной литературы, материалы которой были использованы при написании книг по истории отечественного спорта. В советское время А. П. Лебедев принимал активное участие в судействе соревнований по конькобежному спорту и фигурному катанию. Умер он в 1923 г.

Заметную роль в деятельности РОК и развитии спорта в дореволюционной России играл Георгий Александрович Дюпперон. Будучи студентом юридического факультета, он исполнял обязанности секретаря Петербургского кружка любителей спорта. Занимался различными видами спорта: велосипедным, легкой атлетикой, футболом, хоккеем. Несмотря на сильную увлеченность спортом, Дюпперон ни в одном из его видов не добился заметных результатов. Он был предприимчивым спортивным деятелем, его пропагандистом и организатором, с 1902 г. — собственником журнала “Спорт”.

Большую роль сыграл Дюпперон в создании в 1893 г. в Петербурге Общества содействия физическому развитию, в котором работал и П. Ф. Лесгафт.

В 1911 г. он становится первым председателем исполнительного комитета Всероссийского союза любителей легкой атлетики. Таким образом, Дюпперон стоял у истоков зарождения этого вида спорта в нашей стране, являясь автором первой книги по легкой атлетике. Им написано и издано немало книг не только по этому виду спорта, но и по спортивным играм, теории физического воспитания. В них он выступает как сторонник западноевропейских, и в частности французских, методов физического воспитания. Будучи секретарем Временного совета при Канцелярии главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, Дюпперон в 1915 г. делает очень важную и полезную работу — библиографическое описание всех печатных работ по спорту, изданных в России с 1870 по 1913 г. В него вошло более 2,5 тыс. наименований, а сама книга называется так: “Библиография спорта и физического развития. Систематическая роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно”.

В годы создания союзов и лиг по самым различным видам спорта Г. А. Дюпперон был самым активным их организатором.

Принадлежавшая Дюпперону обширная библиотека по физической культуре и спорту при советской власти была приобретена Институтом физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, но, к великому сожалению, почти полностью сгорела при пожаре.

Нельзя пройти мимо того факта, что перу Г. А. Дюпперона принадлежит первая в СССР книга — “Теория физической культуры”, которая была издана в 1930 г.

В архивах сохранилось письмо директора Государственной публичной библиотеки (ГПБ) в органы ГПУ, в котором запрашивалось, остается ли в силе обязательство о невыезде, взятое при освобождении из-под ареста 17 ноября 1927 г. главного библиотекаря Г. А. Дюпперона; выписка из распоряжения № 169 по Управлению ГПБ от 14 июля 1930 г., согласно которому Дюпперона уволили с работы “на основании постановления Центральной комиссии по чистке научно-исследовательских учреждений”. Дюпперона с полным основанием следует отнести к числу безвинных жертв того времени. Г. А. Дюпперон умер в 1934 г.

Созданный РОК обратился ко всем спортивным организациям России с письмом: “В июне 1912 года в Стокгольме состоятся Олимпийские игры, пятые по счету с тех пор, как они возобновлены в 1896 году. В первых трех олимпийских играх русские спортсмены не участвовали, только в 1908 году на IV Олимпиаду в Лондоне некоторыми обществами в первый раз были командированы представители России. Из пяти участников один вернулся с первым призом, двое — со вторым. Этот факт, а также то обстоятельство, что русские любители-атлеты (под атлетами тогда понимали представителей тяжелой и легкой атлетики), борцы, конькобежцы, гребцы, гимнасты, стрелки, футболисты и другие нередко одерживали победы над знаменитостями в России и за рубежом, позволяет быть уверенным, что при правильной организации Россия может показать себя на Олимпийских играх 1912 года с лучшей стороны”. Этот призыв был услышан в России, и отдельные энтузиасты, хоть и поздно, но все-таки взялись за подготовку к участию в Олимпийских играх. Однако РОК, как уже говорилось, был создан только накануне игр, спорт в стране был развит еще слабо, опыта подготовки к таким крупным международным соревнованиям не было, помощи правительства в сущности тоже не было. Фактически все дело подготовки к Олимпиаде было возложено на военное ведомство во главе с генералом В. Н. Воейковым, человеком весьма далеким от спортивного движения. Можно ли было спортсменам России в этих условиях лучше подготовиться и выступить на Играх? Безусловно! Единственное, что требовалось сделать за столь короткое время, — включить в команду сильнейших в то время спортсменов. Но этого, к сожалению, не случилось.

В состав олимпийской команды в основном вошли военные Главной офицерской гимнастическо-фехтовальной школы Петербурга, которых готовили на должности руководителей физической подготовки по сокольской системе гимнастики. А в таких видах спорта, как борьба, стрельба и гребля, была возможность выставить очень сильных, готовых показать высокие результаты спортсменов.

Еще за год до Олимпиады в Стокгольме известный спортсмен-борец В. А. Пытлясинский в журнале “Русский спорт” предложил провести в России тщательный отбор участников — будущих олимпийцев. По всей стране существовали различные клубы, общества, лиги, они проводили свои соревнования, известны были имена сильнейших спортсменов и из них можно было бы отобрать достойных... Но только что созданный в России РОК не в состоянии был выполнить координирующую роль и объединить усилия отдельных спортивных организаций.

Выводы

1. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания.

2. Создается одна из лучших для того времени система физического образования — система, разработанная П. Ф. Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию, начинают складываться организационные формы физического образования, материально-техническое и финансовое обеспечение физического воспитания. П. Ф. Лесгафтом создается и начинает функционировать специальное учебное заведение, по сути высшее педагогическое, по подгот<

Наши рекомендации