Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие.
Х. Алиев
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и социально-воспитательных, педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (руководитель учреждения, социальный работник, учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления – учреждению или отдельному индивиду, ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, с надежностью достичь цели деятельности.
Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъектом управления (встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия). Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.
Человек – весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного развития.
Психологический механизм самоуправления развитием личности довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри».
Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют четыре интегральных группы качеств (психогенные факторы развития): потребности, способности, направленность, Я-концепция (рис. 7).
Рис. 7. Самоуправляющие механизмы личности.
Потребности.Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности являются основой мотивов действий и поступков человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, в истине, в эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.
Способности.Способностяминазывают качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. По существу, каждой потребности соответствует своя способность. Знание человеком своих способностей, наличие определенного положительного опыта их использования также во многом определяют его выборы поведения и жизнедеятельности.
Направленность.Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. Как уже говорилось выше, в нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.
Интересы – осознанная форма познавательной потребности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес – стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес – основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.
Убеждения, взгляды – субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.
Социальные установки – готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.
Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.
Мировоззрение – упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других), включая сформированную естественнонаучную картину мира.
Я-концепция. Я-концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая, система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Это психическое образование, которое не отождествляется ни с какими психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономным.
Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность и др. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.
Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса самоуправления личности – ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.