Процесс формирования личности. Механизмы формирование личности.

Процесс форм-ия личности ч-ка начинается с первых лет его жизни. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид д-ти, развитие к-ой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь ч-ка изменяется в зависимости от ведущей д-ти, к-ая задана ему обществом и к-ую ч-к осваивает.

До года - младенчество. Ведущий вид д-ти - непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах форм-ия личности играют объективные факторы, а именно - непосредственное окружение ребенка - микросреда.

От года до 3 лет -раннее детство. Ведущий вид д-ти - предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды д-ти. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия - среда, к-ая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение со взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной д-ти ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От 3 до 7 лет - дошкольник. Ведущий вид - игра. Это совершенно особый вид д-ти, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами д-ти. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной д-ти, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в форм-ии личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде уже закладываются основные черты личности.

7-11 лет - младший школьник и 12-15 лет - подросток. Ведущий вид -познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия форм-ия личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее форм-ие сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы форм-ия личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании ч-ка играют общественные институты (школа), поскольку «общество в конечном счете заинтересовано в ч-ке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель». В связи с такой постановкой вопроса о форми-ии личности актуальным становится личностный подход в образовании.

15-18 лет - ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской д-ти. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная д-ть как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Ч-к серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует х-р. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой д-ти. Определяющим в процессе форм-ия личности становятся субъективные условия.

Далее, без указания на конкретный возрастной период ч-ка, обобщенно имеется в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая д-ть - преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение к-ой в основном зависит от самой личности - «действующего существа», все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии ч-ка, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Т.О., форм-ие личности - сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в к-ом внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития.

Наши рекомендации