Двигательные умения и навыки
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Физическая культура –творческая деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей в сфере физического развития и оздоровления людей, это часть общечеловеческой культуры. |
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, экипировка, медицинское обеспечение и т.п.
Макет олимпийских объектов в г. Сочи
Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Летние олимпийские виды спорта
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Спорт — явление культурной жизни
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.
Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. |
Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Физическое развитие и его показатели
Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств человеческого организма в течение его жизни. |
Уровень физического развития (физическая развитость) может быть высоким, средним или низким. Этот уровень определяется количественными (антропометрическими) показателями: длиной и массой тела, окружностью талии, грудной клетки, бицепса и т.п. И качественными (функциональными) показателями: динамометрией, жизненной емкостью легких, частотой сердечных сокращений (пульсом) и т.п.
Физическое воспитание
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных умений и навыков развитие и совершенствование физических качеств человека, формирование специальных знаний. |
В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. (В.Столбов, введение к книге Куна, с.13). Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит понятие «физическое воспитание». В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами – «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья» (там же с.13).
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности через управление физическим развитием личности.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
- оздоровительные - укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности;
- образовательные - формирование и совершенствование прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний;
- воспитательные - формирование моральных и волевых качеств.
Двигательные (физические) качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость - рассматриваются, как основные, ведущие качества. Могут иметь место в физическом воспитании и спорте и специальные двигательные качества - быстрота реакции, чувство мяча, чувство партнера, чувство времени, чувство дистанции и т.п.
Двигательные умения и навыки
Двигательное умение - способность выполнять двигательное действие при сосредоточении внимания на способах его выполнения. |
Двигательный навык – способность выполнять двигательное действие автоматически. |
Двигательные качества и навыки взаимно связанны и зависимы друг от друга, и проявляются согласованно, во взаимодействии.
Двигательная деятельность основывается на двигательных умениях и навыках, приобретенных в повседневной жизни и в процессе физического воспитания. Чем больше в арсенале человека автоматизированных двигательных действий, тем рациональней будут решаться те или иные двигательные задачи. Постоянное накопление умения и навыков обогащает двигательную деятельность человека.
Двигательные умения, навыки и физические качества обладают свойством переноса на повседневные и профессиональные двигательные действия и качества.