Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого- медико-педагогической реабилитации и коррекции
Психолого - педагогическая помощь дошкольникам оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно- развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье.
В специальных дошкольных учреждениях решают следующие задачи:диагностические,воспитательно- образовательные и коррекционно -развивающие.
Ведущей диагностической задачейявляется организация комплексного медико- психолго-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях коррекционно- образовательного процесса, разработка индивидуальной программы.
В ходе решения образовательно- воспитательных задачреализуется подготовка к школьному обучению с соблюдением преемственности, прежде всего, в принципах обучения языку, слухоречевой реабилитации и т. д.
Коррекционно - развивающая работа направлена на развитие слухового восприятие и обучение устной речи, на абилитацию (раннего начала коррекционной работы до 1 года) поведения, на формирование ведущих для каждого возрастного периода видов деятельности эмоционально-личностного общения в период младенчества, предметной деятельности в период раннего возраста(от1 до 3 лет), игровой- в дошкольном детстве (от З до7 лет).
Программа воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста строятся на основе общих закономерностей их развития сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Усвоение программных требований осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникаций.
Программа рассчитана на выполнение требований во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее или среднее образование учителя - дефектолога и воспитателя).
Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, этетическое воспитание, трудовое, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы расположены в определенной с учетом особенностей воспитания детей сНС. Некоторые дети поступают в дошкольные учреждения со второго года, поэтому программные требования первого года повторяются в какой-то мере на обучении второго года.
Успехи дошкольного воспитания детей с НС определяются степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества всех специалистов, улучшением микроклимата в семье воспитанников, тесным взаимодействием специальных дошкольных учреждении для детей с недостатками слуха с общественностью и семьей.
20. Воспитание дегей с нарушенным слухом в семье. Сотрудничество семьи и школы.
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Вопросам семейного воспитания занимались Д. Дидро, Я.А. Коменский, Л.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многие другие. Все они отмечали, что именно в семье дети с ранних лет начинают усваивать целостную систему нравственных идеалов, ценностей, специфику социальной среды и культурные традиции общества. По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное развитие, повышает его самооценку. В условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития.
Важнейшие функции семьи — продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная). Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В:В. Ткачева). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения, нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М Рахманов): 1 стадия — шок, 2 стадия — понимание, 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия — конструктивные действия. Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
- полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способсвует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
- гиперопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся не самостоятельными и зависимыми;
- нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одинокими и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
- безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежание общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для ребенка
В связи с этим перед сурдопедагогом и специальной школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей. Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию ДНС.
Задачи работы сурдопедагога с водителями неслышащих и слабослышащих заключаются в следующем — разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогнческой помощи семьям; оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка; — ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой; — информации об особенностях и перспективах развития ребенка; — знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей; — оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях; — содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним; — выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.
Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения. Оказание помощи родителям ДНС может осуществляться сурдоцентрами, школами-интернатами. В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии воспитателей и учителей-предметников.
Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений — укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха; — нравственнее воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков- — изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений; — привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми условиях совместной деятельности.
Формы организации работы с родителями достаточно разнообразны: — коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей конференции, день открытых дверей; — групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых хозяйственных, воспитательных вопросов; — индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.
Родительское собрание — основная форма общения Школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Они должны проводиться не менее 4-х раз в год и иметь определенную. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе; подготовку доклада сурдопедагога; организацию выставок методической литературы, работ учащихся; оповещение родителей о времени проведения собрания и его теме.
Рекомендации по проведению родительских собраний: (родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе или родителей в воспитании школьников; выбирая тему собрания, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности Детей, собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуации, тренинг, дискуссии и т. д.); на собрании неэтично заниматься обсуждением и осуждением личности каждого учащегося. Родительское собрание можно проводить в форме «круглого стола», дискуссии, устного журнала (с участие школьников) и др.).
Научно-практические конференции родителейпо вопросам воспитания и обучения ДНС - трибуна передового опыта семейного воспитания. На конференции с докладами выступают педагоги, воспитатели, родители учащихся, представители администрации школы, другие специалисты. Организация конференций проходит под руководством методических объединений учителей и родительских комитетов.
Работа с родительским комитетом – одно из средств формирования коллектива родителей. Деятельность родительских комитетов определяется Положением о родительском комитете школы. Комитеты избираются на собраниях родителей и активно участвуют в воспитательно-образовательной деятельности школы.
Индивидуальные беседы с родителями решают различные задачи: оказание помощи в воспитании и обучении в семье, информирование об успеваемости и поведении ученика, анализ причин неуспеваемости и др..
Посещение семей проводится с целью изучения социальной среды, в которой живет и воспитывается ребенок, и предусматривает анализ сведений о семье учащегося по схеме: состав семьи, наличие родственников с нарушениями слуха, материальные и жилищно-бытовые условия, тип семейных отношений культурный уровень, общественная родителей, распределение педагогических сил в семье, поведение ребенка в семье, характеристика учащегося во внешкольное время, наличие систематических трудовых обязанностей дома, участие родителей в воспитательно-ооразовательном процессе в домашних условиях.
Консультации направлены на обеспечение психологической поддержки ребенка и родителей, на создание положительной атмосферы в воспитательно-образовательном процессе в школе и дома, на коррекцию личностных качеств учащихся и психолого-педагогическое просвещение родителей на создание в семье условий для развития коммуникативных навыков ребенка.
Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха, требует от педагога профессиональных умений, которые условно можно разделить на три группы:
Рефлексивно-аналитические - способность анализировать свою деятельность, ошибки и удачи, рационально планируя работу, - способность предвидеть результат и последствия своей деятельности; - умение осуществлять диагностику личности и коллектива, семьи; - умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьников.
Организаторские: - умение ставить перед детьми и родителями посильные задачи, которые приведут с ожидаемому результату; -планирование деятельности вместе с теми, кто будет ее осуществлять; - создание положительной установки на предстоящую деятельность - использование различных методов стимулирования индивидуальной самореализации детей и родителей; - координирование усилий семьи, педагогов и воспитателей в воспитании школьников.
Коммуникативные: - установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком и родителем; - коррекция межличностных взаимоотношений между детьми и родителями, межу родителями; - достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Только в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, можно добиться успехов в обучении, воспитании глухих учащихся, создании условий ,для их саморазвития и самореализации.