Тема 2. Сущность пространственной ориентации и мобильности
Задание 1: составление глоссария по дисциплине.
Задачи изучения темы:
1. уточнять знания студентов по терминологическому аппарату курса;
2. совершенствовать умение работать со словарями;
3. учиться анализировать разные определения понятий, обосновывая выбор определенной научной позиции.
Студенты подбирают словари и прорабатывают определения понятий, составляющих терминологический аппарат дисциплины «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения». После отбора наиболее точных и емких определений, студенты записывают их в свой терминологический словарь, выделяя в каждом определении «ключевые» слова (подчеркиванием) и обозначая автора представленного определения.
Глоссарий: пространство, ориентировка в пространстве, ориентация в пространстве, мобильность, социально-бытовая ориентировка, ориентир, ориентировочный рефлекс, восприятие, представления, компенсация, микропространство, макропространство, тифлотехника.
Форма отчетности: терминологический словарь.
Список литературы:
1. Дефектологический словарь– М.: Педагогика, 1996
2. Краткий психологический словарь/Ред-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
3. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы обучения детей ориентированию в пространстве и мобильности. – М. – 1989.
4. Другая литература по выбору студентов.
Тема 3. Развитие пространственной ориентации
У нормально видящих дошкольников
Задание: заполнение столбца аналитической карты.
Задачи изучения темы:
1. формировать представления студентов об основных этапах развития пространственной ориентировки у детей при нормальном развитии;
2. совершенствовать навыки анализа данных литературных источников.
Студенты знакомятся с предложенными литературными источниками, вычленяют новообразования, свидетельствующие о развитии того или иного уровня ориентировки в пространстве у детей без отклонений в развитии, заносят данные в соответствующий столбец аналитической карты.
Форма отчетности: заполненный столбец аналитической карты:
Уровень ориентировки в пространстве | Возраст | Особенности формирования уровня ориентировки при нормальном развитии | Возраст | Особенности формирования уровня ориентировки при нарушенном зрении |
Уровень пространства собственного тела | ||||
Расположение объектов по отношению к собственному телу | ||||
Уровень взаимоотношения внешних объектов между собой | ||||
Квазипространственные представления |
Список литературы:
1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.2. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 8 – 14.3. Психология детства//Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.Тема 4. Особенности пространственной ориентации у слабовидящих
И слепых детей
Задание 1: заполнение столбца аналитической карты.
Задачи изучения темы:
1. актуализировать представления студентов об основных этапах развития пространственной ориентировки у детей без отклонений в развитии;
2. формировать представления студентов об основных этапах развития пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения;
3. совершенствовать навыки анализа данных литературных источников.
Студенты знакомятся с предложенными литературными источниками, вычленяют новообразования, свидетельствующие о развитии того или иного уровня ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения, заносят данные в соответствующий столбец аналитической карты.
Форма отчетности: заполненный столбец аналитической карты:
Уровень ориентировки в пространстве | Возраст | Особенности формирования уровня ориентировки при нормальном развитии | Возраст | Особенности формирования уровня ориентировки при нарушенном зрении |
Уровень пространства собственного тела | ||||
Расположение объектов по отношению к собственному телу | ||||
Уровень взаимоотношения внешних объектов между собой | ||||
Квазипространственные представления |
Список литературы:
1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб. – 2006.2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 157 – 186.3. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 27 – 71.4. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы обучения детей ориентированию в пространстве и мобильности. – М. – 1989.Задание 2: составление заключения.
Задачи изучения темы:
1. актуализировать представления студентов об основных этапах развития пространственной ориентировки у детей без отклонений в развитии;
2. закрепить представления студентов об основных этапах развития пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения;
3. формировать навыки сравнения особенностей развития детей с нарушенным зрением с ходом нормативного развития.
Студенты изучают аналитическую карту по теме, сравнивают особенности и возрастные периоды формирования новообразований пространственного ориентирования у детей при нормальном и нарушенном зрении, составляют заключение относительно схожих и разнящихся новообразований ориентирования в пространстве у указанных категорий детей.
Форма отчетности: письменное заключение о схожих и разнящихся новообразований ориентирования в пространстве у детей с нормальным и нарушенным зрением.
Список литературы:
1. См. задания к темам 3,4.