Занятия эвритмией способствуют развитию крупной и мелкой моторики, ловкости, координации движений, чувства равновесия, пространственной ориентации

После занятия у детей улучшается эмоциональное состояние, они становятся дружелюбнее и свободнее в фантазии и творческих замыслах.

http://www.studfiles.ru/preview/2976509/page:7/

программа «Берёзка»

Эвритмия

«Эвритмия» дословно переводится с греческого как «красивые движения», «красивый ритм». Данный вид искусства основан на закономерностях речи и музыки и является одним из способов выражения поэтического и музыкального через движение в пространстве.

Эвритмия является «синтетическим» искусством, объединяющим движение (художественная гимнастика), слово и музыку. Поэтому ее можно отнести также к областям речевого и физического развития.

Душевные процессы, скрытые за поэтическим словом или музыкальной интонацией, эвритмия трансформирует в жест: поэтическое слово преобразуется в «зримую речь», а музыка — в «зримое пение». По своим выразительным возможностям эвритмические жесты и движение подобны звучащему слову и пению, и этому зримому для глаз языку доступно передать всю полноту существа человека.

Основное педагогическое значение эвритмии основывается на положении, что переживание, речь и движение у маленького ребенка тесно связаны между собой, и для него важно дать всему этому выражение в движении. Эвритмия как художественное средство выражения работает с элементами речи, ритма, пространственного движения и переживания - т.е. со всеми теми элементами, которые требуют особого воспитательного ухода для гармоничного развития ребенка.

Эвритмия обладает также гармонизующим действием на психологическом и телесном уровне, приводя душевное состояние ребенка в гармонию с телом. Эта телесно-душевная гармония часто нарушается у детей в связи с односторонним развитием нашей «информационной» цивилизации, когда речь понимается и употребляется сугубо для передачи информации и отделяется от переживания, а в окружении ребенка отсутствует культура движения, выражающего переживания и чувства. Это приводит к тому, что в жизни ребенка отсутствуют элементы, которые в состоянии привести к гармонии разные стороны существа человека, связать правильным и гармоничным образом тело и душу.

Занятия эвритмией в детском саду основаны, как и вся другая деятельность, на принципе подражания. Преподаватель эвритмии (эвритмист) через движение, жесты проигрывает перед детьми истории, дети повторяют за ним, переживая стоящие за данными жестами образы. Ребенок испытывает сильнейшую потребность выразить вовне то, что он переживает внутренне, и эвритмия является тем педагогическим средством, при помощи которого ребенок может это сделать.

В своих сюжетах эвритмист использует огромный материал из художественной литературы, широко опирается на фольклор. Во время эвритмического занятия дети, в зависимости от содержания истории, могут переживать времена года и их смену, знакомиться с миром людей, животных, растений. Они учатся ритмично и красиво двигаться в различном характере и динамике, приобретают навыки выразительных жестов, с помощью эвритмического движения учатся переводить слышимое в видимое. На таких занятиях хорошо развиваются музыкальные способности человека. Эвритмия корректирующим образом действует на речь ребенка. Занятия эвритмией способствуют здоровому волевому развитию личности, благотворно гармонизируют весь детский организм.

Эвритмическое занятие проводится один раз в неделю и длится от 10 до 20 минут. В проигрывании истории участвует вся группа, а каждая такая история проживается от 5 до 8 раз в течение нескольких недель.

Проводить занятия по эвритмии может только специалист, получивший профессиональное образование в данной области искусства.

______________________________________

Межрегиональная общественная организация

«Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕРЕЗКА»

Москва, 2014

Программа разработана на основе вальдорфской педагогики

Под редакцией

ü Загвоздкина В.К.,

ü Трубицыной С.А.

Авторы:

ü Трубицына С.А.,

ü Загвоздкин В.К.,

ü Вылегжанина О.Ю.,

ü Фишер Т.В.,

ü Бабич К.И.

Авторы выражают благодарность вальдорфским педагогам, опыт которых был использован при написании программы:

1. Е.Абрамовой,

2. О.Матвеевой,

3. С.Ефремовой,

4. Т.Иконниковой,

5. Е.Грамоткиной,

6. С.Лисицыной,

7. А.Поповой,

8. Т.Носовой,

9. Н.Цой,

10. Н.Цыгановой,

11. Е.Чайке,

12. Е.Гладышевой,

13. М.Муратовой,

14. Е.Лутченкова,

15. М.Творогова,

16. А.Селедчик,

17. Л.Давидчук,

18. А.Чернова,

19. Ю.Матюшкина.

Информация из разных источников, в том числе с семинара по педагогической эвритмии

(записи не велись, здесь дано по памяти)

  1. Занятие - не более 20 - (30) мин
  1. Не давать задания на движение спиной (в пространство сзади), только после 9 лет.
  1. Не задаются задания и не акцентируется внимание на особенностях эвритмического шага (осознанный трехчастный шаг), дети шагают так, как шагают.
  1. Осторожно с движениями головой (бодания, например)
  1. Указательные пальчики (мышление) нежелательно использовать в д/саду, хорошо мизинчики. Указательные - в 1- 2 классах.
  1. Важно касание тела (упражнения: отряхивание, поглаживания, касание самого себя), поскольку они еще в процессе инкарнации и эвритмия в этом хорошо помогает.
  1. ИАО (IAO) - только для школьников.
  1. При работе с малышами не делать большое количество жестов звуков. В том числе, например, Е - не много, чтобы не провоцировать развитие эгоизма (крест в 4 классе оч. нужен)
  1. Согласные отвечают за формирование, построение тела, поэтому они должны быть… Жесты звуков Эволюционного ряда очень важны для детей!!!
  1. Жесты звуков делать только двумя руками, симметрично (пра-жесты)… и, например, S - без пересечений перед собой…
  1. Важно, чтобы жесты звуков не были удерживаемы высоко над головой, дети не могут их держать.
  1. Важно, чтоб менялся размер жестов - большие, средние, маленькие.
  1. Душевные жесты не делать. Можно только «смех / радость».
  1. Если в упражнении есть мячик, то он только у ведущего: дать ребенку, а он возвращает. Передавать мяч по кругу - с 1- 3 класса.
  1. Медные палочки появляются в 4 классе [есть фото в интернете, что и в садике некоторые дают упражнения с жезлами]. Палочки, в первую очередь деревянные, имеют прикладное значение для проработки стопы… или возможны различные перешагивания и перепрыгивания через палочку.
  1. Обязательно менять ритм урока: спокойно - подвижно и т.д.
  1. Музыкальные инструменты:

ü муз сопровождение, например, к месту (в соответствии с образами) может прозвучать квинта...

ü д/с и 1 - 2 класс - только пентатоническая лира (без До и Фа)

ü 3 кл - ф-но (хорошо для инкарнации)

ü струнные смычковые (скрипка и т.п.) не использовать (для дошкольников - слишком душевно)

ü духовые, в том числе флейта - работают с мышлением

ü ударные элементарные - для воли (не осознанный вариант, кот. будет в стараших классах школы)

  1. Важно, чтобы дети переживали радость

Буду благодарна друзьям-коллегам и всем заинтересованным за помощь: предложения, замечания и т.п.

сост. Татьяна Ефремова

Наши рекомендации