Статистические средства наглядности

Изобразительная наглядность может обеспечиваться различ­ными дидактическими материалами. К наиболее распространенным и доступным можно отнести:

- графические изображения на классной доске;

- графические наглядные пособия;

- диафильмы, слайды, кодограммы.

Наличие разных видов наглядности и их средств является важным, но не единственным условием реализации дидактического принципа наглядности. Не менее важно уметь методически правильно использовать их, то есть не просто демонстрировать, а посредством слова умело управлять восприятием их слушателями.

В педагогической практике существует ряд методических приемов, обеспечивающих сочетание олова преподавателя демонстрации визуальных средств.

Графические изображения на классной доске являются распространенными и доступными средствами наглядности. Опыт показывает, что многие слушатели хорошо запоминают и восприни­мают материал тех лекций (групповых занятий), которые были графически иллюстрированы на классной доске.

Возможность представления графического изображения по частям, его постепенного развития, дополнения и изменения слу­жит весьма важной особенностью и достоинством работы на доске. Такая наглядность «ведет» мысль слушателей и отвлекает их рассмотрение посторонних деталей.

Доску целесообразно использовать для вычерчивания схем и других изображений, если не требуется излишне длительная работа. При этом хорошо применять разноцветные мелки, в при одном цвете - различные виды линий (жирные, тонкие, одинарные, двойные, сплошные, пунктирные и т.д.). Это не только красиво, но и облегчает усвоение главного в структуре учебного материа­ла, наиболее наглядно показывает взаимосвязь между ее элемен­тами.

Применение классной доски в качестве визуального средства требует особых навыков. Их можно приобрести, только специально тренируясь. В частности следует добиваться, чтобы прямая линия получилась на доске действительно прямой при проведении ее в равных направлениях. Это получится, если смотреть не на свою руку, ведущую линию, а на точку, через которую эта линия должна пройти. Надо стремиться, чтобы все вертикальные и горизонталь­ные линии были параллельны сторонам доски. Правильная окружность легко выписывается, если стать на расстоянии вытянутой руки, и оставаясь в этом положении, сделать быстрое вращательное дви­жение.

В целом при использовании классной доски каждому препода­вателю следует придерживаться следующих методических рекомен­даций:

- методически грамотно сочетать рассказ с демонстрацией на доске;

- вести на ней четко и разборчиво необходимые записи, чертежи, схемы, графики. При этом делать надо быстро, но акку­ратно;

- заполнять доску систематически так, чтобы весь материал был хорошо виден и понятен, расположен последовательно;

- размещать материал на доске следует таким образом, чтобы одна запись не забиралась на другую и не требовалось стирания нужной записи, нанесенной на доску ранее;

- умещать на доске целый раздел излагаемого материала;

- стиранием с доски отмечать новый логический период объяснений;

- не стирать с доски материал, к которому еще придется обращаться, стараясь его с самого начала разместить в удобном месте.

Наряду о положительными сторонами использования на занятиях доски имеются и недостатки; дополнительные затраты учебного времени на вычерчивание схем рисунков; зависимость изображения от графических и художественных способностей преподавателя; некоторые неудобства гигиенического плана и др.

Графические наглядные пособия (плакаты, схемы, графики и др.) значительно экономят время преподавателя, позволяют представить изображение в художественном виде. С тем, чтобы пособия отвечали творческим манерам всех преподавателей, каждое из них перед изготовлением необходимо обсудить на кафедре. Они должны иметь достаточные размеры, быть хорошо ооформленными. К сожалению у них есть общие недостатки, а именно: необходимость пользоваться помощью иных лиц, чтобы принести пособие на заня­тие и унести обратно; выделение места для их хранения на кафед­ре, дорогое изготовление пособий, которые к ту же быстро стареют и утрачивают привлекательный вид.

В практике использования графических наглядных пособий существуют определенные общие правила. Так, не рекомендуется развешивать все пособия, чтобы они не отвлекали внимание слуша­телей, а демонстрировать их последовательно - походу излагае­мого материала. Показ следует вести столько времени, сколько нужно для восприятия, осмысления и переноса его изображения в конспект. При этом важно, чтобы указка находилась в том месте пособия, на которое должны смотреть слушатели.

После объяснения деталей с использованием наглядного посо­бия для целостности восприятия хорошо примените прием обобще­ния.

Диафильмы, слайды, кодограммы представляют собой дидактические материалы к различным техническим средствам визуальной информации. Современные технические средства, используемые в учебном процессе, - это комплекс светотехнической, звуковой и аудиовизуальной аппаратуры. Они позволяют наиболее полно реализовать принцип наглядности в обучении. Помогают управлять познавательной деятельностью слушателей путем изменения темпа, ритма и доз подачи учебной информации. Включают зрительный анализатор в процессе изложения учебного материала. По характеру действий их можно разделить на средства статической и динамической проекции.

Средства статистической проекции (эпидиоскопы, диапроекторы, кодоскопы, графопроекторы) применяются как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными дидактическими возможностями, что позволяет:

- зафиксировать кадр для обозрения слушателям;

- дать изображение кадра на экране крупным планом;

- обеспечить высокое качество, яркость и цветность изображения на экране;

- регулировать темп демонстрации кадров диафильма;

- обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации;

- включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений;

- на кадре диафильма нести большую учебную информацию, чем кадр фильма, так как он освобожден от второстепенных сведений и дополнен текстом;

- применять графопроекторы на занятиях без затемнения аудитории;

- развивать интерес слушателей к содержанию через красоч­ное изображение и четкую систему построения материала на слай­дах.

Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю. Они компактнее других наглядных пособий и удобнее в хранении.

Слайды и кодопозитивы удобнее диафильмов, так как их мож­но быстро подобрать для конкретного занятия, легче обновлять и совершенствовать. Можно изготавливать слайды типа «динамический плакат», в которых последовательно изображаются стадии развития какого-либо процесса. Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообраз­ности. Преподаватель может закрыть часть материала черной бума­гой, куском картона, фанеры, а затем постепенно открывать, де­монстрируя отдельные элементы цельного слайда.

Объем информации и способ ее подачи на слайде должны обеспечивать правильность и быстроту ее восприятия. Из опыта установлено, что оптимальный объем цельновоспринимаемого текста может составлять от 15 до 40 слов размещенных в 10-12 строчках:

При этом в академической лекции, раскрывающей теоретические положения, может демонстрироваться от 5 до 15 слайдов. Время демонстрации слайдов на одной лекции рекомендуется не превышать 30% от ее общей продолжительности.

Следует помнить, что каждый слайд, кадр или их совокупность, используемые на занятии, оправданы, когда они способствуют достижению учебных целей, в не являются простой данью современным требованиям.

Наши рекомендации