Статистические средства наглядности
Изобразительная наглядность может обеспечиваться различными дидактическими материалами. К наиболее распространенным и доступным можно отнести:
- графические изображения на классной доске;
- графические наглядные пособия;
- диафильмы, слайды, кодограммы.
Наличие разных видов наглядности и их средств является важным, но не единственным условием реализации дидактического принципа наглядности. Не менее важно уметь методически правильно использовать их, то есть не просто демонстрировать, а посредством слова умело управлять восприятием их слушателями.
В педагогической практике существует ряд методических приемов, обеспечивающих сочетание олова преподавателя демонстрации визуальных средств.
Графические изображения на классной доске являются распространенными и доступными средствами наглядности. Опыт показывает, что многие слушатели хорошо запоминают и воспринимают материал тех лекций (групповых занятий), которые были графически иллюстрированы на классной доске.
Возможность представления графического изображения по частям, его постепенного развития, дополнения и изменения служит весьма важной особенностью и достоинством работы на доске. Такая наглядность «ведет» мысль слушателей и отвлекает их рассмотрение посторонних деталей.
Доску целесообразно использовать для вычерчивания схем и других изображений, если не требуется излишне длительная работа. При этом хорошо применять разноцветные мелки, в при одном цвете - различные виды линий (жирные, тонкие, одинарные, двойные, сплошные, пунктирные и т.д.). Это не только красиво, но и облегчает усвоение главного в структуре учебного материала, наиболее наглядно показывает взаимосвязь между ее элементами.
Применение классной доски в качестве визуального средства требует особых навыков. Их можно приобрести, только специально тренируясь. В частности следует добиваться, чтобы прямая линия получилась на доске действительно прямой при проведении ее в равных направлениях. Это получится, если смотреть не на свою руку, ведущую линию, а на точку, через которую эта линия должна пройти. Надо стремиться, чтобы все вертикальные и горизонтальные линии были параллельны сторонам доски. Правильная окружность легко выписывается, если стать на расстоянии вытянутой руки, и оставаясь в этом положении, сделать быстрое вращательное движение.
В целом при использовании классной доски каждому преподавателю следует придерживаться следующих методических рекомендаций:
- методически грамотно сочетать рассказ с демонстрацией на доске;
- вести на ней четко и разборчиво необходимые записи, чертежи, схемы, графики. При этом делать надо быстро, но аккуратно;
- заполнять доску систематически так, чтобы весь материал был хорошо виден и понятен, расположен последовательно;
- размещать материал на доске следует таким образом, чтобы одна запись не забиралась на другую и не требовалось стирания нужной записи, нанесенной на доску ранее;
- умещать на доске целый раздел излагаемого материала;
- стиранием с доски отмечать новый логический период объяснений;
- не стирать с доски материал, к которому еще придется обращаться, стараясь его с самого начала разместить в удобном месте.
Наряду о положительными сторонами использования на занятиях доски имеются и недостатки; дополнительные затраты учебного времени на вычерчивание схем рисунков; зависимость изображения от графических и художественных способностей преподавателя; некоторые неудобства гигиенического плана и др.
Графические наглядные пособия (плакаты, схемы, графики и др.) значительно экономят время преподавателя, позволяют представить изображение в художественном виде. С тем, чтобы пособия отвечали творческим манерам всех преподавателей, каждое из них перед изготовлением необходимо обсудить на кафедре. Они должны иметь достаточные размеры, быть хорошо ооформленными. К сожалению у них есть общие недостатки, а именно: необходимость пользоваться помощью иных лиц, чтобы принести пособие на занятие и унести обратно; выделение места для их хранения на кафедре, дорогое изготовление пособий, которые к ту же быстро стареют и утрачивают привлекательный вид.
В практике использования графических наглядных пособий существуют определенные общие правила. Так, не рекомендуется развешивать все пособия, чтобы они не отвлекали внимание слушателей, а демонстрировать их последовательно - походу излагаемого материала. Показ следует вести столько времени, сколько нужно для восприятия, осмысления и переноса его изображения в конспект. При этом важно, чтобы указка находилась в том месте пособия, на которое должны смотреть слушатели.
После объяснения деталей с использованием наглядного пособия для целостности восприятия хорошо примените прием обобщения.
Диафильмы, слайды, кодограммы представляют собой дидактические материалы к различным техническим средствам визуальной информации. Современные технические средства, используемые в учебном процессе, - это комплекс светотехнической, звуковой и аудиовизуальной аппаратуры. Они позволяют наиболее полно реализовать принцип наглядности в обучении. Помогают управлять познавательной деятельностью слушателей путем изменения темпа, ритма и доз подачи учебной информации. Включают зрительный анализатор в процессе изложения учебного материала. По характеру действий их можно разделить на средства статической и динамической проекции.
Средства статистической проекции (эпидиоскопы, диапроекторы, кодоскопы, графопроекторы) применяются как инструмент для решения большого круга учебно-методических задач. Они обладают определенными дидактическими возможностями, что позволяет:
- зафиксировать кадр для обозрения слушателям;
- дать изображение кадра на экране крупным планом;
- обеспечить высокое качество, яркость и цветность изображения на экране;
- регулировать темп демонстрации кадров диафильма;
- обеспечить демонстрацию нарастающего потока информации;
- включать зрительную память в систему усвоения знаний, формирования навыков и умений;
- на кадре диафильма нести большую учебную информацию, чем кадр фильма, так как он освобожден от второстепенных сведений и дополнен текстом;
- применять графопроекторы на занятиях без затемнения аудитории;
- развивать интерес слушателей к содержанию через красочное изображение и четкую систему построения материала на слайдах.
Следует отметить, что диафильмы, диапозитивы, слайды, кодопозитивы просты в изготовлении, что доступно практически каждому преподавателю. Они компактнее других наглядных пособий и удобнее в хранении.
Слайды и кодопозитивы удобнее диафильмов, так как их можно быстро подобрать для конкретного занятия, легче обновлять и совершенствовать. Можно изготавливать слайды типа «динамический плакат», в которых последовательно изображаются стадии развития какого-либо процесса. Кроме того слайды позволяют управлять демонстрацией изображения с учетом дидактической целесообразности. Преподаватель может закрыть часть материала черной бумагой, куском картона, фанеры, а затем постепенно открывать, демонстрируя отдельные элементы цельного слайда.
Объем информации и способ ее подачи на слайде должны обеспечивать правильность и быстроту ее восприятия. Из опыта установлено, что оптимальный объем цельновоспринимаемого текста может составлять от 15 до 40 слов размещенных в 10-12 строчках:
При этом в академической лекции, раскрывающей теоретические положения, может демонстрироваться от 5 до 15 слайдов. Время демонстрации слайдов на одной лекции рекомендуется не превышать 30% от ее общей продолжительности.
Следует помнить, что каждый слайд, кадр или их совокупность, используемые на занятии, оправданы, когда они способствуют достижению учебных целей, в не являются простой данью современным требованиям.