Современные средства обучения географии. Их функции в учебном процессе. Методика применения средств наглядности.

Средства обучения представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре

Основные дидактические воспитывающие и развивающие функции средств обучения: 1.Функия наглядности. Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности детей, помогает более глубокому усвоению учебного материала.

2.Функция дополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях.Средства обучения используются в качестве источника знаний. В географии основу знаний составляют:

-географические представления;

-географические понятия;

-закономерности и причинно-следственные связи.

Образы, сформированные с помощью разных средств обучения, есть обобщенные представления. Обобщенные представления соответствуют общим понятиям.3.Функция обеспечения операционной деятельности учащихся.Эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков:

-съемки местности,

-ориентирования на местности,

-работы со статистическими материалами.

Совокупность действий, выполняемых в ходе практических работ, представляет операционную деятельность.4.Функция управления учебно-познавательной деятельностью.

В зависимости от выбранного метода, учитель целенаправленно использует и средства, воздействуя на аналитико-синтетическую деятельность.5.Функция управления учебно-воспитательным процессом.Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы. Учитель ориентирует деятельность.6.Функция воспитывающая.7.Функция развивающая, учащиеся наблюдают, выделяют главное, анализируют.

Классификация средств обучения: Выделяют информационные средства обучения ( учебно-методические пособия для учителя, научная литература, словари, справочники, инструктивные материалы):

- учебные пособия для учащихся (учебники, книги для чтения, тетради на печатной основе, сборники для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал);

- наглядные средства обучения (Натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела, образцы горных пород). (Средства воспоизвдящие объекты и явления, картины, таблицы, фотографии, диски, Кино и видеофильмы);

- технические средства (компьютеры, интерактивные доски, видиомагнитофоны)

-натуральные объекты служат образованию непосредственных представлений;

-служат формированию конкретных представлений;

-служат развитию воображения, раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности пространственного размещения.

Классиф. А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева: естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы); объемная (геометрические фигуры); изобразительная (фото); графическая (схемы); символическая (глобус); звуковая; мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и ср-ва дистанц. обуч..

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности.К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства, театральных постановок. Наблюдение — это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.Успешность его обеспечивается ясным и понятным конкретным заданием, составлением предварительного плана, своевременной фиксацией наблюдаемого.В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений. Приемы наблюдений показ-наблюдение, демонстрация-наблюдение, записи и зарисовки, фотографирование и описание)\ предполагают наличие цели, создание условий для полноценного восприятия, фиксирования внимания на нужных признаках, выделение существенных свойств наблюдаемых явлений, последующее обсуждение воспринятого. Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов. Обычно считают, что демонстрация — это показ предметов или явлений, доступных непосредственному восприятию, а иллюстрации относятся к рассмотрению изображений различных объектов .Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления, т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей.



Наши рекомендации