Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Методика преподавания предмета «Окружающий мир»

ТЕМА: «КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Студентки 2 курса группы 2НИЯ

Саввичевой Дарьи Дмитриевны

Направление подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование профили «Начальное образование», «Иностранный язык»

Проверила:

старший преподаватель кафедры естественных дисциплин

Горбатова Людмила Сергеевна

средства наглядности: виды, использование в школе на уроках - student2.ru средства наглядности: виды, использование в школе на уроках - student2.ru Ессентуки, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. Средства наглядности: виды, использование в школе на уроках……...
2. Условия оптимального применения наглядных методов обучения.…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.

Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики – наглядность.

Почему именно наглядность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к идее Л. С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем – память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем» [6, c. 17].

Таким образом можно сказать, что у детей младшего школьного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление, они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Поэтому, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.

Я. А Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. Дистервег подчеркивали важную роль наглядности в обучении и даже в какой-то степени абсолютизировали наглядный метод.

Так, Я. А. Коменский следующим образом обосновывает свое «золотое правило» принципа наглядности: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [11, c. 160].

У К.Д. Ушинского наглядность состоит в основном, в восприятии предметов и явлений или рассмотрении их изображений с целью использования возникших на их основе представлений.

При том многообразии наглядных средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «… ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ: ВИДЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ

При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства наглядности, например коллекции, гербарии, таблицы, карты.

О возможности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, по картинке». Впоследствии такие известные ученые – методисты, как А. А. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой. Исследования современных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г. Конобеевского, Г. Ф. Суворовой убедительно доказали, что применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету [4, c. 12].

Выделяют следующую классификацию наглядных средств обучения:

1) натуральные – коллекции, гербарии, живые объекты;

2) изображения предметов и явлений природы: плоскостные – таблицы, картины, карты; объемные – модели, муляжи;

3) аудиовизуальные – диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;

4) вспомогательные – приборы, лабораторное и экскурсионное оборудование, технические средства [10, c. 30].

Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны.

Натуральные средства обучения.

По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным – коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» предоставлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. Наряду с фабричными коллекциями в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческой основе.

Объекты живой природы для начальных классов представлены из наиболее характерных обитателей биоценозов.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы – это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения [8, c. 33].

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который исходит из самой сущности средств обучения – это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и так далее. В этом случае в получении учебной информации заинтересованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Работу с коллекционным материалом можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявление его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. До тех пор, пока у школьников не сформировано умение работать с природным объектом, учитель непосредственно руководит их действиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход – учитель и учащиеся выполняют практические действия параллельно, используя план работы в учебнике или разработанный учителем и записанный на доске.

Коллекции используются и при проверке знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по различным критериям, например по способу использования, месторождений и так далее; выполнение опытов, доказывающих свойства полезных ископаемых; различные игры, например «Путешествие по нашему классу», «Что это?».

Коллекции полезных ископаемых используются не только на текущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной работе. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом является наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. При работе с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены характерные признаки объекта, поможет формированию четкого представления о нем.

При работе с гербарием ведущей формой обучения служит практическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику.

В качестве источника информации гербарии используются и при знакомстве с растениями различных природных зон. Так, при знакомстве с растениями тундры используются гербарные экземпляры карликовой березы, полярной ивы, морошки, клюквы, голубики, лишайников – типичных представителей тундровой растительности. Сравнивать гербарные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.

При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах находят части растений, называют и показывают их, выполняя, например, задание по классификации. На этом этапе урока можно использовать для организации дидактических игр типа «Узнай по описанию», «Угадай», для отгадывания загадок и так далее [7, c. 18].

Изображения предметов и явлений природы.

Плоскостные средства обучения традиционно широко используются при изучении природы в начальной школе. Это объясняется тем, что плоскостные пособия способствуют формированию четких и правильных, а также пространственных представлений о тех предметах и явлениях природы, которые недоступны для непосредственного восприятия.

Таблицы. По способу передачи информации природоведческие таблицы относятся к картинным, а по содержанию они разделяются на следующие виды: предметные («Береза», «Белка», «Овраг»), сезонные («Осень», «Лето»), ландшафтные («Тундра», «Степь») и так далее. В каждом из них реализуются определенные теоретические положения: в предметных – целостность природных организмов и объектов; в сезонных – годовая ритмичность в жизни природы; взаимосвязи, существующие между природой и трудовой деятельностью человека; в ландшафтных – зональность, многообразие природных форм и явлений, взаимосвязи всех компонентов природы [8, c. 36].

Для всех природоведческих таблиц характерно изображение предметов и явлений в обобщенном виде. Это позволяет получить о них достоверную информацию, а также отделить существенное от второстепенного. В отдельных случаях обобщенность изображения позволяет заменить непосредственные наблюдения. Таблицами пользуются на всех этапах урока естествознания.

Таблицы широко используются при повторении и закреплении материала. Приемы работы с ними могут быть различны: с опорой на изображение учащиеся рассказывают пройденный материал, составляют план ответа на вопрос, проводят сравнение изображенного на таблице со своими наблюдениями и так далее.

Картины. При изучении естествознания используются репродукции произведений живописи («Золотая осень», «Рожь»). Главная ценность картин как средства обучения состоит в том, что наряду с изображением типичных природных объектов и их характерных особенностей, они передают и эмоциональный настрой, отношение художника к природе. Поэтому картины целесообразно использовать для создания образа предмета или явления, формирования отношения к природе, ее красоте, целесообразности. Наиболее эффективно применение картин на обобщающих уроках для создания общих представлений о предметах и явлениях природы.

Карты. Географические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на земле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в пространстве.

В начальном курсе естествознания применяются следующие виды карт – физические карты своей местности, России, полушарий и карта природных зон России, планы местности, а также атлас «Человек и мир» [13, c. 22].

Использование карты в качестве источника информации предполагает, что дети владеют уже определенными знаниями о карте. Поэтому она используется в основном при знакомстве с новыми видами карт и природой на разных широтах нашей страны. Каждая карта дает сведения, соответствующие ее содержанию, а их обобщение позволяет получить общую картину. Понимание содержания карты, овладение умением ее читать будут более эффективными, если использовать приемы «переноса» и «заселения» карты, а также проводить работу над географическими названиями.

Объемные средства обучения. К ним относятся модели, муляжи, макеты. Они более полно передают свойства реальных природных объектов, чем плоскостные пособия.

Модель – это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. В начальном естествознании используются различные модели. Они бывают статичные, динамичные, разборные. На динамичных моделях можно показать принцип работы, движение. Разборная модель дает возможность «увидеть» внутреннее содержание объекта, показать процесс его образования. В этом она несколько сходна с натуральными средствами [14, c. 174].

Дети могут и сами выполнять модели из песка, глины, пластилина и других материалов. Это особенно ценно в тех случаях, когда не возможно показать объект в натуральном виде.

Муляжи – это трехмерные пособия, точно передающие форму, цвет и величину предметов природы. Для естествознания выпускают муляжи овощей и фруктов. Их используют при знакомстве с культурными растениями в качестве иллюстрации к рассказу учителя или как источник информации. При проверке знаний муляжи овощей и фруктов демонстрируют как помощь в составлении рассказов, в классификации плодов сада и огорода [14, c. 266].

Аудиовизуальные средства обучения.

К аудиовизуальным средствам обучения относятся экранные (эс), экранно-звуковые (эзс) и звуковые (зс). В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации.

Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика.

Диапозитивы – цветные или черно – белые фотографии на пленке, реже на стекле. Изображения объектов на фото передается без искажений. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Диапозитивные кадры жестко не связаны, хотя их объединяет тема. Наличие серий диапозитивов позволяет использовать их при изучении любой темы.

Использовать диапозитивы можно на любом этапе урока – при изучении нового материала, при закреплении, при обобщении, проверке знаний.

Диапозитивный фильм, или диафильм – это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями – с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров).

К курсу естествознания разработано много диафильмов разных жанров: диафильм – рассказ, сказка, очерк, иллюстрация, инструкция. Диафильмы могут использоваться на всех этапах урока. Он может содержать разное число кадров. Но следует иметь в виду, что дети активно работают при демонстрации 8 – 10 кадров. Поэтому показывать диафильм «залпом» нельзя.

Использование на уроке диапозитивов и диафильмов различается по способу организации, но с познавательной точки зрения различий здесь практически нет: и в том и в другом случае дети наблюдают изображение в кадре, анализируют его и на этой основе делают выводы.

Экранно-звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы [12, c. 115].

Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек, замерзание реки, морской прибой и так далее.

Учебные фильмы имеют некоторые особенности:

1. Динамичность изображения – наиболее значительная в дидактическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе развития, движения, то есть наиболее правдиво, жизненно.

2. Возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений.

3. Передача большего объема информации за короткое время.

4. Использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением человека (жизнь в отдаленные времена) [10, c. 33].

Особенности кинофильма накладывают свой отпечаток и на его восприятие детьми. Движение на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, различные шумы – все это обостряет внимание, восприятие, память. Дети активно воспринимают информацию. Естественный спад внимания наступает у учащихся через 5 – 10 минут после начала просмотра. Это необходимо учитывать при организации работы с кинофильмами.

В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видеофильмами. У видеофильма есть свои характерные особенности:

1. Возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнивать с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами.

2. Вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения.

3. Снять звук и вместо дикторского текста составить свой (составлять могут и учителя и дети).

4. Простота и удобство в обращении.

Перед показом проводится беседа, в ходе которой школьники вспоминают то, что они видели по этой теме на экскурсии, наблюдали в окружающей природе, а также то, что знают из книг, просмотра телепередач. Затем учитель ставит 2 – 3 узловых вопроса, на которые дети ответят после показа фильма.

После демонстрации делается небольшая пауза, а затем проводится беседа, цель которой – выявить, как усвоен материал, дополнить и углубить знания учащихся.

Кинофильм может использоваться в любой теме урока и на любом его этапе. Если кинофильм используется при знакомстве с новым материалом, то является источником информации. В этом случае он может заменять рассказ учителя или дополнять его. Но в любом случае целесообразно сочетать показ фильма с другими наглядными средствами – диапозитивами, таблицами. Это важно потому, что динамичность кадров фильма не позволяет учащимся детально рассмотреть те или иные объекты, определяющие изучаемые объекты.

На обобщающих уроках применение фильмов способствует восстановлению в памяти детей непосредственных наблюдений в природе, дополнению полученных представлений и понятий, логическому построению мысли ученика.

Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях существующих в природе.

При том разнообразии наглядных средств обучения, которые созданы для изучения природоведения и естествознания, перед учителем стоит сложная задача – отобрать к уроку наиболее эффективные из них для данного учебного материала. При этом необходимо иметь в виду, что «…ни одно из средств обучения, взятое в отдельности, не может обеспечить успех обучения, и только их правильное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса, познавательной задаче и особенностям познавательной деятельности учащихся дает возможность достигнуть оптимальных результатов».

Необходимость комплексного использования средств наглядности объясняется и тем, что полнота представлений зависит от того, сколько органов чувств участвует или участвовало в восприятии объектов, представление о которых формируется на уроке. Образные представления возникают и формируются, прежде всего, на основе той информации, которую ученик получает из иллюстрированных средств обучения.

Поэтому при отборе средств наглядности к уроку необходимо исходить из темы и целей обучения, а также учитывать подготовленность учеников к изучению данного материала.

Наши рекомендации