Основные закономерности психического развития личности

На основе основных философских концепций развития и основных диалектических принципов (количество переходит в качество; отрицание отрицания; развитие по спирали) в теории психологии к концу ХХ века сложились непротиворечивые взгляды на утверждение основных закономерностей психического развития личности человека. Современный взгляд ученых совпадает с тем, что точно зафиксированная закономерность в психологии является законом. Основными законами психического развития личности признаются:

1. Закон стадиальности (stadion (греч.) – период, фаза развития)проявляется в следующих явлениях – развитие личности происходит по стадиям, этапам (младенчество, детство, подростковый период и т.д.). Невозможно пропустить ни один из периодов развития личности, каждый этап развития ценен новообразованиями в психике личности.

2. Закон неравномерности развития можно наблюдать в любой группе детей, проявляется в опережении, задержке и норме развития.

3. Закон сензитивности ( sensus (лат.) – чувство, ощущение) – наблюдается в определенном возрастном периоде оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Ученые доказали наличие определенных сензитивных периодов более всего благопри­ятных для развития тех или других психической функции.

4. Закон дифференциации ( differentia (лат.) – различие, выделение) – появление ранее отсутствующих психических функций.

5. Закон интеграции (integer (лат.) – целый, восстановленный) – объединение после дифференциации, но на новом уровне, образуя психический склад личности с преобладанием какого-либо из психических процессов.

6. Закон кумуляции (cumulatio (лат.) – увеличение, накопление) – все особенности психики не пропадают, а накапливаются и идут как основа для психического развития на следующем этапе.

7. Закон пластичности (plastikos (греч.) – гибкий, выразительный) – возможно сформировать как положительные, так и отрица­тельные качества личности у ребенка и взрослого человека.

8. Закон компенсаторности (compensare (лат.) – уравновешивать, возмещать) – в случае отсутствия какого-либо элемента развития (глухота, слепота и т.п.) возможно нормальное психическое развитие при условии социальной компенсации, в случае постоянного или стабильного неудовлетворения каких-либо потребностей личности у ребенка формируется комплекс неполноценности.

Появление законов психологии доказывает преемственность философских и научных идей и демонстрирует теснейшие связи генетических и структурных образований в развитии психики личности.

Литература по теме

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во «Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – С. 232–237.

3. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 3–18.

4. Лурия, А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1977. – № 9. – С. 68–76.

5. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.

6. Павлов, И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов – М. : Изд-во «Ин-та практической психологии, 1996. – 320 с.

7. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М. Сеченов. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 320 с.

8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М. : Просвещение, 1990. – 448 с.

9. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – М. : Наука, 1989. – 456 с.

10. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 416 с.

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Выявить диалектическую основу процессов развития.

2. Пояснить диалектические принципы.

3. Выявить различия в определениях индивида, индивидуальности и личности.

4. Дать характеристику существующим источникам научных знаний.

5. Выделить различия философских и психических законов.

6. Выявить философскую основу психологических законов.

7. Дать определение всем элементам развития личности человека.

8. Определить структурную связь биогенного, социогенного и психогенного компонентов развития личности.

9. Поясните появление неравномерности и скачкообразности в процессе развития.

10. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены различными философскими источниками:

– не тот пропал, что в беду попал, а тот пропал, что духом упал (русская пословица);

– активность самого ребенка является условием психиче­ского развития (З.Фрейд);

– с людьми живи в мире, а с пороком сражайся (латинская пословица);

– козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон (русская

пословица);

– лень есть дочь богатства и мать бедности (П.Декурсель);

– пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор);

– сомнение есть начало мудрости (Аристотель);

– если хочешь жить для себя, живи для других (Сенека);

– посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку, и вы пожнете

характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу (У. Токкерей);

– не количество жизни дорого, а качество (Л.Толстой);

– порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя (Т.Эдвардс);

– что дешево обходится, мало ценится (М. Сервантес).

Психика и организм

Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок

Целевой блок

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Выявить особенности различных саматотипов.

3. Проанализировать влияние социогенных факторов на смену саматотипа.

4. Дать характеристику процессам маскулизации и феминизации.

5. Выявить функцональные особенности строения мозга.

6. Выявить основные закономерности взаимодействия ЦНС и психических реакций.

Содержательный блок

1. Конституциональные типологии человеческой психики.

2. Психика и особенности строения мозга.

Наши рекомендации