Учитель и семья школьника

Важная задача учителя начальной школы, которую не отменяют рыночные отношения, – работа с семьей. Семья и школа объединяют усилия в борьбе за лучшее будущее детей. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи и делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно.

...

То, что дети являются «зеркальным» отражением своих родителей, подтверждается постоянно. К.Н. Волков для изучения этой зависимости организовал весьма показательный эксперимент. Группу 6-7-летних дошкольников вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса их оставили в экспериментальной комнате, где они должны были дождаться приема у психолога. В комнате находилось много очень интересных для детей вещей – картинок, книг, игрушек. Экспериментатор скрыто наблюдал, как будут вести себя мамы и дети.

Они держались по-разному. Одни начинали вместе рассматривать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т.е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам. Последующая проверка подтвердила – познавательная активность детей полностью отражала поведение их родителей.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно ей должно уделяться первостепенное внимание. В большинстве нынешних семей силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни – 30 мин. Общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью и в основном сводятся к контролю за учебой ребенка в школе, а контроль – к выяснению того, какие оценки получены. Все более неуютно становится ребенку в семье. Согласно результатам опроса школьников ряда городов России 60 % родителей физически наказывают своих детей; в 86 % случаев применяется порка, в 9 % – стояние в углу на коленях, горохе, кирпичах, в 5 % – удары по лицу и по голове.

...

Задание

Соберите необходимые сведения о традициях воспитания детей в вашем регионе. Изучите дополнительную литературу по народной педагогике. Подготовьте реферат на эту тему, выступите с ним на семинарском занятии. Методы и приемы народной педагогики, которые согласуются с гуманистическими тенденциями, используйте в своей работе.

Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

• Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса.

• Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

• Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков, осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения – комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т.п. Каждое из них имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа-семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, – выбор предметов для обучения, определение объемов их изучения, составление учебных планов, изменение сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбор профиля школы, выработка внутришкольных уставов, разработка системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т.д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся хорошими партнерами в воспитании детей, где каждый имеет определенные задачи, выполняет свою часть работы.

Одним из главных направлений здесь остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции, родительские школы, многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными, культурными, воспитанными, преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Скоординировать их усилия означает устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду, направленную на развитие у детей нравственных и интеллектуальных качеств, физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:

• креативности – свободного развития способностей детей;

• гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего Я в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

В результате просвещенческой деятельности учителя родители подойдут к воспитанию своего ребенка через организацию деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи учителя-классовода. Для этого он использует различные формы связи (рис. 18). Традиционной остается просвещенческая функция, поскольку многие семьи нуждаются в педагогических советах и профессиональной поддержке. Свои предложения он вносит в планы работы школьного лектория. Здесь целесообразно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей разных возрастов; отдельных направлениях воспитания – нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности – экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания – преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной и Богом.

Учитель и семья школьника - student2.ru

...

Рис. 18. Различные формы связи школы и семьи

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях – соблюдение единства требований семьи и школы.

Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе он покажет пример терпения, милосердия и сострадания к своим питомцам. Его советы родителям – мягкие, взвешенные, добрые.

Важной частью практической деятельности учителя-классовода является регулярное посещение учеников дома, изучение условий их жизни и воспитания на месте, согласование и координация мер. Выясняются не столько бытовые условия, сколько организация семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно при этом соблюдать следующие правила:

• не идите туда непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от любого члена семьи;

• проявляйте такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

• исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

• беседуйте в присутствии ученика и только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

• не предъявляйте претензий к родителям;

• всячески подчеркивайте свою заинтересованность в судьбе воспитанника;

• советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

• выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;

• не давайте беспочвенных обещаний, будьте сдержанны в сложных ситуациях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только увидев заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Постоянно актуальной остается проблема взаимодействия школы и семьи в преодолении неуспеваемости школьников. Установлено, что школа и семья смотрят на нее по-разному. Первая считает главными причинами здесь недостаток способностей и бесконтрольность семьи. Вторая – недостаточное внимание, неусидчивость детей и слабую работу школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимание здесь не достигается, они остаются на своей точке зрения, и жизнь от этого только ухудшается.

Естественно, все ситуации, с которыми столкнется учитель, предусмотреть невозможно. Но смысл педагогической подготовки в том и заключается, чтобы вооружить специалиста общими методами анализа возникающих ситуаций, поиска оптимальных вариантов выхода из них. Советы педагога будут тем обоснованнее, чем качественнее он продиагностирует конкретную ситуацию.

...

Итак, влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий; здесь формируются те качества, которые могут быть сформированы только в семье. Поэтому желающий достичь успеха педагог будет активно, во всеоружии профессиональной подготовки, не жалея времени и сил, сотрудничать с семьей, чтобы сделать родителей своими единомышленниками и помощниками, а те будут помогать школе.

Анализ труда учителя

Уже на студенческой скамье необходимо узнать, по каким направлениям и критериям анализируется труд учителя, назначается денежное вознаграждение. В законодательстве сказано, что каждый учитель имеет право на свободное применение форм и методов обучения, создание своей собственной (авторской) методики обучения и воспитания. Это большое право, но еще большая ответственность. Ведь собственная авторская методика не означает вседозволенности – как хочу, так и действую. Закон не препятствует творчеству, не сковывает инициативу, но сурово спрашивает с нерадивого педагога, если он, даже из благих намерений, нарушает нормы педагогической деятельности и не может обеспечить тех результатов, которые гарантированы при соблюдении общеизвестных требований.

Анализ деятельности учителя является основой совершенствования его мастерства. При этом ставится цель – ухватить связь между деятельностью учителя и результатами его труда, увидеть, какие новые методы и приемы он освоил, насколько усовершенствовал свое мастерство, как при этом изменилась работоспособность учеников, их отношение к учебе, что они знают, как используют свои знания, умения. Важно также узнать, как осуществляется преемственность в использовании старых и новых методов обучения, традиционных методик, насколько осознанно к конструированию своей системы обучения и воспитания подходит учитель, как его система обеспечивает обучение и воспитание, насколько положительно или отрицательно сказываются результаты достигнутого на отношении детей к учению.

При анализе системы работы учителя учитываются:

– стержневая идея его педагогического труда, которая понимается как творческое кредо педагога, его видение и понимание учебно-воспитательного процесса. Факты, полученные при анализе работы учителя, должны прояснить смысл той или иной организации учебно-воспитательного процесса, всей деятельности учителя;

– качество обучения и воспитания. Это общий критерий, который составляется из множества частных показателей, характеризующих в комплексе уровень педагогической деятельности;

– соотношение «затраты – результат». Иногда педагог добивается высоких результатов за счет дополнительных занятий, перегрузок домашними заданиями, т.е. успех приходит в результате перенапряжения сил учителя и учеников, что не может оцениваться положительно;

– общий профессиональный уровень учителя: зрелость его мастерства, способность к самооценке своей деятельности, перспективам роста.

Часто отдельным компонентом анализа является работа учителя с семьей, с родителями.

Анализ системы осуществляется по многим направлениям труда учителя. Среди них: 1) знание и рациональное использование педагогической теории,2) овладение новыми методами и приемами учебной деятельности, 3) разумное сочетание их при раскрытии содержания материала, 4) самоанализ, профессиональная самооценка качества своего труда и др.

Естественно, главное внимание уделяется показателям учебно-воспитательного процесса:

• объему и качеству знаний;

• объему и качеству практических умений и навыков;

• системе знаний, умений;

• умению применять теорию на практике;

• способам мышления и деятельности школьников;

• воспитанности детей и др.

Проверяющие конкретно выясняют, как учитель:

• определяет цель урока, активизирует деятельность учеников при: а) проверке домашнего задания; б) объяснении нового материала; в) закреплении знаний;

• организует труд учеников по всем параметрам: а) проверка готовности к уроку и выполнение домашнего задания; б) понимание цели урока; в) темп работы учеников и его соответствие возрасту; г) рациональность использования времени на уроке; д) подведение итогов урока и оценка труда учеников; е) комментирование домашнего задания: ж) формы организации труда учеников и их целесообразность;

• активизирует учебно-познавательную деятельность, в частности: а) постановка проблемы; б) наличие сравнений, анализа и обобщений; в) наличие и результативность индивидуальной работы; г) характер знаний учеников; д) результативность использования дидактической наглядности, технических средств; е) приемы стимулирования активности;

• осуществляет воспитание школьников: а) какие качества (гражданина, работника, семьянина) формируются; б) воспитательная роль учителя на уроке; в) единство воспитательных требований (преемственность); г) приемы стимулирования и формирования сознательной дисциплины учеников на уроке и вне его; д) соответствие уровня воспитательной деятельности возрасту учеников;

• осуществляет дифференцированный подход к обучению и воспитанию учеников на уроке при: а) опросе; б) изучении нового материала; в) организации самостоятельной работы.

Уровень воспитанности определяется по общему состоянию дисциплины на уроке; стилю работы учителя (каким стилем управления деятельностью он добивается необходимой дисциплины); отношению к нему учеников; реакции учеников на замечания учителя при нарушении дисциплины; индивидуальной работе с учениками-нарушителями дисциплины на уроке и другим показателям.

Вопрос, как работают ученики, – едва ли не главный при анализе мастерства. Эффективность их учебной деятельности оценивается на основе таких проявлений, как понимание учебного материала, знание существенного, главного и умение отделять его от второстепенного; умение анализировать реальные явления с помощью полученных знаний; правильность использования знаний, умений при решении практической задачи.

Познавательная активность учеников, определяемая по устойчивости работоспособности, умению преодолевать трудности, вносить коррективы в процесс учения, фиксируется по ряду признаков:

• сохранение устойчивого внимания на протяжении всего урока (количество и время отвлечений, время сосредоточенной работы и др.);

• виды трудностей, которые в состоянии преодолеть школьник;

• реакция на неудачи в учении (упорство, самооправдание своих действий, нежелание учиться);

• способность учеников признавать ошибки;

• способность переделывать некачественно выполненную работу.

Ответственное отношение к учению в конечном счете характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников в процессе обучения. Ответственность ученика оценивают по ряду признаков:

• выполнению им своих учебных обязанностей, требований учителя;

• пониманию социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения;

• предъявлению требований к высокому качеству своей работы;

• умению объективно оценивать свои знания, умения;

• умению сравнивать свои достижения с достижениями других;

• мобилизации своих сил и способностей при преодолении познавательных трудностей;

• способности чередовать труд и отдых, восстанавливать свою работоспособность.

Рост педагогического мастерства учителя – это показатель качества учебно-воспитательной работы, это постоянно совершенствующийся учебно-воспитательный процесс, который меняет и самого учителя. Признаки педагогического мастерства:

• четкость определения и дифференциация задач урока;

• обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;

• творческий характер методов обучения с учетом особенностей учебного материала и возможностей детей;

• помощь детям в преодолении трудностей учения;

• высокая работоспособность детей на уроке;

• гуманизация учебно-воспитательного процесса;

• личностный подход;

• умение заниматься самообразованием.

Профессионализм педагога растет до тех пор, пока он, не полагаясь на опыт, перед каждым уроком еще и еще раз проверяет готовность к встрече с классом, а именно:

• ясно определит и поставит перед учениками задачи их деятельности на уроке;

• подберет адекватные формы, методы, приемы, средства, раздаточные и наглядные материалы для решения поставленных задач;

• рационально их использует;

• составит продуманный, точный план. Каждый этап урока будет рассчитан во времени;

• хорошо проинструктирует учеников, что им следует делать, как выполнять предстоящую работу;

• осуществит дифференцированный и индивидуальный подход;

• использует преимущества взаимообучения в подгруппах;

• нормирует самостоятельную работу во времени, обучит детей укладываться с выполнением работ в заданное время;

• протестирует учебные достижения каждого ученика;

• использует тематический учет знаний;

• наградит лучших и поощрит старательных.

...

Таким образом, чтобы учитель рос, чтобы развивалось и крепло его мастерство, необходим постоянный, строгий профессиональный анализ всех сторон его деятельности. Но главными критериями мастерства остаются качество обучения и воспитания школьников, продвижение педагога по пути гуманизации школьных отношений (см. рис. 17).

Проверьте себя

Что означает понятие «профессиональная педагогическая деятельность»?

Раскройте сущность функций учителя.

Какая функция педагога является главной?

Какова структура управления?

О чем свидетельствуют требования к учителю?

Какие требования к учителю числятся среди главных?

Раскройте содержание профессиональных качеств педагога.

Какова структура педагогических способностей?

Какова структура педагогического мастерства?

Что значит «педагогическая техника»?

Как рыночные отношения изменили требования к педагогам?

Что означает выражение «ребенок – отражение семьи»?

В чем выражается взаимосвязь семьи и школы?

Каковы главные задачи педагогической поддержки семьи?

Назовите формы сотрудничества учителя с семьей.

Какие правила будет соблюдать учитель при посещении семьи?

Какие советы он даст родителям?

Что такое педагогическая диагностика семьи?

Как осуществляется анализ педагогического труда?

По каким критериям и направлениям осуществляется анализ?

Опорный конспект

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Педагогические способности – качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, удовольствии от общения с ними.

Группы способностей – организаторские, дидактические, рецептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно-познавательные.

Ведущие способности – педагогическая зоркость, дидактические, организаторские, экспрессивные.

Профессиональные качества – владение предметом и методикой преподавания, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое повышение профессионального уровня и качества своего труда и т.д.

Человеческие качества – духовность, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость и многие другие.

Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения.

Педагогическая техника – комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педагогического сотрудничества.

Анализ труда учителя – выявление связи между деятельностью учителя и результатами его труда.

Труд учителя оценивается в связи с:

– объемом и качеством знаний;

– объемом практических умений и навыков;

– системой знаний, умений;

– умением применять теорию на практике;

– способами мышления и деятельности школьников.

Сотрудничество педагога с семьей школьника – объединение усилий в воспитании детей; взаимодействие с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей.

Гуманистические принципы семейного воспитания – креативность (свободное развитие способностей детей); гуманизм (признание личности в качестве абсолютной ценности); демократизм, основанный на установлении равноправных отношений между взрослыми и детьми; гражданственность, основанная на осознании места своего Я в общественной системе; ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики; приоритетность общечеловеческих норм и ценностей.

По отношению к детям выделяются семьи – любящие (уважающие) детей; отзывчивые; материально-ориентированные; враждебные; антисоциальные.

Стили родительского воспитания – авторитарный, демократический, попустительский.

Компоненты содержания семейного воспитания – духовное, физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, политическое, половое.

Литература

Азаров Ю.П. Искусство воспитания. М., 1985.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

Лесгафт П.С. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

Мантейчек З. Родители и дети. М., 1992.

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

Мудрость воспитания. Книга для родителей. М., 1989.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.

Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.

Сластенин В А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.

Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1977.

Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М., 1993.

Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

Эверт НА., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. М., 1991.

Наши рекомендации