Техника педагогического общения
(1987 г.)
...Может возникнуть вопрос: не преувеличена ли роль общения в педагогическом процессе? Конечно нет! Современный мир и существование ребенка в нем весьма сложны. Если раньше школьники соглашались на позицию ведомого, то тперь мы должны стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к организации процесса общения. Такими требованиями могут быть: а) доверительность (проверьте, есть ли в общении с детьми эта тональность); б) диалогичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспитательного влияния); в) взаимопонимание (без которого нет сотрудничества, оно является психологической основой сотрудничества); г) реальный психологический контакт (возникает на основе деловых и личных связей); д) способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию28.
В.А. Кан-Калик предлагает учителям руководствоваться следующими заповедями педагогического общения {«Заповеди» приводятся в изложении29):
□ Педагогический процесс строится на фундаменте отношений с детьми. Именно они придают ему неповторимый личностный смысл, окрашивают содержание учебного материала или педагогические требования той гаммой чувств, без которой педагогические воздействия не достигают тайников души ребенка. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.
□ При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка.
□ Необходимо ориентировать речь на конкретного собеседника.
□ Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только информацией: необходимо организовывать взаимоотношения, познавать личность ребенка, оказывать определенное воздействие.
□ Не строить общение с детьми «сверху вниз».
□ Необходимо уметь понять психологическую атмосферу в группе, уметь наблюдать за детьми, сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней; следует формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет лучшие подходы к личности; уметь поставить себя на место учащихся.
□ Нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей,
нельзя предъявлять к их мыслям и высказываниям «взрослые требова
ния».
■* Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского М., 1987. С. 18. 29 См.: Там же. С. 33-41.
□ Организуя общение с детьми, необходимо выявлять и учиты
изменения их настроения. ать
□ Нельзя забывать о том, что возникающие в процессе педаг
ческого общения конфликты могут быть следствием ошибки и даже И"
дагогической несостоятельности учителя. Конфликт необходимо «нейт 6"
лизовать и исправлять». Не надо бояться конфликтов и лучше всего "
прогнозировать, т.е. предполагать направление их развития, возможнь*
варианты выхода из них. Уход от конфликтов возможен до тех по
пока это не начинает отрицательно влиять на общение, взаимоотноше
ния его участников и результаты дела.
□ Следует быть тактичным, убеждая в чем-либо детей, показывая ошибочность их суждений.
□ Для общения губительны паузы — оно должно стремительно развиваться.
□ Педагог должен быть инициативным в общении с детьми: уметь быстро и энергично организовывать психологический контакт с ними целенаправленно управлять межличностным взаимодействием.
□ В общении следует особо учитывать некоторые индивидуально-психологические особенности девочек, девушек.
□ Необходимо избегать
штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться: в общей манере вести себя; в стереотипных реакциях на поведение учащихся; механическом следовании запланированной схеме разговора; в психологической закрытости педагога.
□ Очень важно преодолевать негативные установки по отношению
к отдельным детям.
«Голая» критика поведения, знаний, образа жизни школьников бесполезна, если она не содержит в себе преобразующие, конструктивные начала и не передает ребенку позитивного личностноп отношения к нему педагога.
□ Нужно чаще улыбаться детям.
U Во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобрение, похвала, поощрение.
□ Дети всегда должны знать, как к ним относится учитель.
□ Следует развивать коммуникативную память, это поможет быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении, точно определять подходы.
□ Перед тем как вступить в беседу, необходимо тщательно продумать стратегию и тактику предстоящего разговора. Рекомендации к психологической партитуре беседы: не перебивать собеседника во время высказывания; не спешить с ответом; не отвечать на возражения категорическом тоне — это мешает диалогу; контролировать и корре тировать эмоциональный настрой во время беседы; не заканчива разговор эмоционально и содержательно неопределенным и т.д.
**т □ Необходимо помнить, что партнера по общей
^ШшШ*"* всегда волнует отношение к его личности.
^^^^ш ^ В системе общения педагога с детьми могут
^^ШШШ пикать психологические барьеры; педагог должен з
^|^Г^ их природу и уметь последовательно их преодолевать-
_ |Т и исследования показывают, что овладение сложным искусст-*' педагогического общения вполне возможжно. Что для этого необхо-*<i9 1. Профессиональное самопознание. 2 Т.. Профессиональное самовоспитание»30.
К.Д. Ушинский
Трудв его психическоми воспит.-ательном значении
(Выдержки из стат ~ъи) (1860 г.)
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение© для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только ддля развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени > достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек н^ может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это тре»бование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у чело века не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатией и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуни чтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотезй или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.
Само воспитание, если оно желает счасть-я человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к ~труду жизни.
...Воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный серьезный труд всегда тяжел31.
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
'Рехнев B.C. Культура педагогического об^щения. М.: Просвещение, 1990.
'Римак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.
Чес гН^алик ВА- Техника педагогического обишения // Учителю о педагогикой технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 15387. С. 45.
Kjj Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // ■**■ Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М, 1974. Т - 1. С. 129, 135, 142.
О Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
М: Просвещение, 1987. О Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.:
Политиздат, 1988. О Кап Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое
общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической
технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. С. 14-62. О Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. О Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. О Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах
организаторской работы. 2 изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,
1981. О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.:
В 8 т. М., 1984. Т. 3. О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. О Общая психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлин-
ский, В.П. Зинченко и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-
нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат,
1982. О Симеонова Л. Человек рядом...: Пер. с болгарского. М.: Политиздат,
1989. О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр.
пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 267-538.