Принципы формирования национально-регионального компонента по образовательным областям

Содержание национально-регионального компонента образователь­ных программ формируется как отражение:

- культурно-исторического, национально-этнического, экономичес­ки-хозяйственного, территориально-географического, сложившего­ся к настоящему времени своеобразия региона;

- приоритетных тенденций развития региона;

- специфики решения общецивилизационных проблем в простран­стве региона;

- потребности решения региональных проблем средствами обра­зования;

- общественных и частных образовательных интересов и потреб­ностей жителей региона.

Приоритетные направления регионализации образования в Сверд­ловской области (гуманизация, экологизация и др.) в структуре Базис­ного плана представлены как:

а) общие концептуальные подходы к развитию содержания образо­вания во всех образовательных областях и компонентах Плана (феде­ральный, региональный, школьный).

Например, гуманизация образования касается как общественных, так и естественных дисциплин, должна стать основой преподавания лю­бой учебной дисциплины. Экологизация также не сводится к введению дисциплин биолого-естественнонаучного цикла, но понимается и как экология человека, и как экоэтика человеческих отношений.

Ориентация на осуществление таких приоритетных программ как об­разование одаренных учащихся и учащихся с проблемами в развитии должна найти выражение в разработке разноуровневых, индивидуально-

ориентированных форм обучения в каждой образовательной области, во всех учебных дисциплинах и компонентах учебного плана.

б) учебные дисциплины инвариантной части национально-региональ­ного компонента, выполняющие функции интеграции содержания обра­зования в образовательных областях через создание оптимальных ус­ловий и оснований для самоопределения учащихся.

К базисным курсам инвариантной части национально-регионального компонента содержания образования отнесены следующие:

1. Родной язык.

2. Речь и культура общения.

3. Естествознание (экология).

4. Культура Урала: генезис и современность:

- художественная культура Урала;

- промышленная и деловая культура Урала;

- научная и педагогическая культура Урала.

5. История Урала.

6. Основы потребительских знаний.

7. Право для каждого.

8. Физическая культура (валеология).

Базисные курсы национально-регионального компонента по образо­вательным областям в их единстве создают основания для самоопреде­ления и саморазвития учащихся, их адаптации в региональных услови­ях и приобщения к мировым ценностям.

Каждый из курсов инвариантной части национально-регионального компонента Плана, дополненный системой учебных дисциплин по выбо­ру, при переходе от данной ступени обучения к другой, может служить ценностно-целевой моделью преемственности содержания образования на основе возрастных особенностей индивидуально-личностного разви­тия учащихся.

В Базисном учебном плане Свердловской области в соответствии с Законом «Об образовании» выделяются следующие образовательные ступени: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.

Наполнение национально-регионального компонента образования определяется как общими, так и специфическими целями и задачами образования на каждой из ступеней.

Главным на ступени начального образования является приобретение основ грамотности и культуры мироотношения.

Содержание образования в основной школе создает базис самооп­ределения личности и через возрастание доли функционального, дея-тельностного образования и предоставления учащемуся возможности выбора.

Среднее (полное) общее образование обеспечивает осуществление непрерывного образования через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

В Базисном учебном плане области заложен принцип увеличения числа часов на вариативную часть от минимума на 1-й ступени — до максимума на 3-й ступени обучения».

Принципы формирования национально-регионального компонента по образовательным областям - student2.ru Принципы формирования национально-регионального компонента по образовательным областям - student2.ru В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова

Из книги «Воспитание? Воспитание... Воспитание!»

(1996 г.)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СЕГОДНЯ: МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ

Наши рекомендации