Тема 17. функции педагогического общения и личная педагогическая техника

Задачи занятия: 1.Рассмотреть функции и структуру педагогического общения. 2. Ознакомиться с сущностью и со­держанием педагогической техники.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- функции и структуру педагогического общения в педагогическом процессе, какие педагогические способности обеспечивают успешность выбора и применения элементов пе­дагогической техники;

уметь- владеть голосом, жестом, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в моделируемых учебных ситуациях.

Педагогическое общение- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее опреде­ленные педагогические задачи, в том числе, направленные на соз­дание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися (по Леонтьеву А.А., 1979). При этом к педагогу предъявляются следующие требования: контактность, умение легко и гибко всту­пать в общение, демократизм, сочетающий требовательность с уважением, понимание, терпение, широкий круг, интересов, эруди­ция, чуткость, способность к сопереживанию, единство делового и личного общения (по Волкову К.Н., 1981).

Педагогическое общение выполняет следующие функции:формирование отношения к учебному материалу; передача знаний, формирование на этой основе взглядов и жизненных позиций; управление восприятием, вниманием, поведением и моральным климатом в группе; организация сотрудничества, отношения друг к другу, воздействия друг на друга; обеспечение положительной эмо-

циональнои окраски деятельности, включая процесс сопереживания и взаимопомощи; упрочение знаний путем их проверки, обобщения и систематизации; формирование убеждений.

Структура профессионально-педагогического обще­ния(по Кан-Калику В.А., 1987):

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с груп­пой в процессе подготовки к занятию - прогностический этап.

2. Организация непосредственного общения с группой -начальный период общения.

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделиро­вание новой системы общения на предстоящую деятельность.

Освоение технологии общения осуществляется через ов­ладение умениями и приемами личной педагогической техники. Личная педагогическая техникавключает в себя организаци­онные меры: диагностику перманентного состояния объекта обучения и воспитания; выбор места своего нахождения, распо­ложение подопечных, установление дистанции общения; орга­низацию и управление своим вниманием и вниманием подопеч­ных. Непосредственно техническая сторона - это завоевание инициативы общения, гибкость в применении методов воздей­ствия, выбор тона и стиля общения, умение широко и вовремя использовать жест, мимику и пантомимику, сохранение краси­вой осанки, владение культурой речи.

Вопросы и задания:

1. Раскройте понятия «педагогическое общение», «педа­гогическая техника», «невербальные средства общения».

2. Охарактеризуйте функции общения в профессиональ­ной деятельности педагога

3. Перечислите, какие элементы педагогического мастер­ства составляют педагогическую технику?

4. В чем особенность педагогической техники вашего тренера. Какие выразительные средства общения проявляются у него на учебно-тренировочных занятиях?

5. Оцените и проанализируйте свое умение слушать гово­рящего, используя методики (приложение № 13). Объясните, почему, обучаясь общению, надо, прежде всего, научиться слу-

шать? Как вы будете развивать это умение у воспитанников? Расскажите о человеке, который, с вашей точки зрения, не умеет общаться. Аргументируйте свое мнение.

6. Проанализируйте высказывание А.С Макаренко: «Я сде­лался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Что вас привлекает в суждениях великого педагога? Какую цель ставил перед собой А.СМакаренко?

7. Согласны ли вы с утверждением: «Когда чувства не находят соответствующего выражения, резко снижается воз­можность взаимопонимания. Причина? - Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных пережива­ний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно» (У.П.Короленко). Обоснуйте свой ответ.

8. Попробуйте передать какой-либо оттенок информации тональностью голоса, мимикой или жестом.

Советы по подготовке к занятию:

Прежде, чем приступить к подготовке ответов, освежите в памяти материалы занятий № 15 и № 16.

По 3-му и 4-му вопросам можно излагать материалы на­блюдений из практики спорта и из периодической печати.

Возможная подготовка к 8-му вопросу: придумайте две ко­ротких фразы, содержащие указание, требование или оценку, и озвучьте их так, чтобы ударением на определенном слове выделить главное, что вы хотите довести до сознания занимающихся. По­тренируйтесь перед зеркалом в жестах и мимике и на занятии та­ким способом постарайтесь убедительно показать свое отношение к кому-либо, оценить поведение или дать указание.

Литература для подготовки:основная - 8, 12, 24; до­полнительная - 2, 10, 11,16,17,-32,36,41.

Наши рекомендации