Семинар 15. Психология детей дошкольного возраста
С аномалиями развития. Специальная
Дошкольная педагогика
.1. Учреждения специального назначения для детей
дошкольного возраста
.2. Теория и практика детской дошкольной
коррекционной педагогики и специальной психологии
3.Формы коррекционно-педагогической работы
с детьми дошкольного возраста
Литература:
26,37, 38, 41, 42,48
VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.Дефектология как наука. Предмет и задачи коррекционной педагогики. Понятие "аномальный ребенок". Виды детских аномалий и причины их возникновения. Структура и особенности процесса аномального развития.
Подготовить конспект: Структура аномального развития (работа Выготского Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка: В 5т. М.: Педагогика, 1983. Т.5.)
Тема 3. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1. Законспектировать работу Мастюковой Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. М, 2001.
2. Подготовить сообщение по статье «Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. №3. С.40-48.
Тема 8. Задержка психического развития. Классификация ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
1. Подготовить конспект К.С. Лебединской Клиническая систематика задержки психического развития // В сб. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. М, 2001.С.165-170.
2. На основе данного источника представить случай и заключение на школьника с задержкой психического развития. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. М., 1966.
Тема 9. Множественные нарушения развития.
1. Законспектировать работу Соколянского И.А. Усвоение слепоглухим ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. 1999. №2. С. 57-60.
2. На основе данного источника выбрать историю о слепоглухом ребенке: Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. С.67-83.
Тема 10. Проявления неврозов и психопатий. Их классификация
1. Законспектировать работу Гройсман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 1984. №5. С. 127-136.
2. Подготовить реферативное выступление по книге Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология / И.К.Шац М. 2002.
3. Подготовить реферативное выступление по книге Лебединского В.В. Нарушения психического развития В детском возрасте: Учеб. пособие. М., 2003.
Тема 11. Расстройства аутистического спектра
Развитие коммуникативной речи детей с синдромом Аспергера.
VIII. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
1. Дополните глоссарий по курсу «Основы коррекционной педагогики» (Приложение)
Форма отчета: глоссарий.
2. Подготовьте доклад на тему: «Современное состояние коррекционной педагогики»
Форма отчета: доклад.
IX. ОЦЕНИВАНИЕ
Текущее модульное оценивание осуществляется в баллах в зависимости от видов учебной деятельности (фронтальный, групповой опрос на лекциях, анализ выполненных заданий по СРС, анализ результатов ПЗ, текущий модульный контроль)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ коррекционной педагогики
Вид работы | Кол-во баллов |
Лекция (Л) – 2 балла. Всего 6 Л · Активная работа на Л, полный конспект. · Выполнение работы на 60 %, наличие незначительных ошибок. | |
Практическое занятие (ПЗ) – 5 баллов. Всего: 2 ПЗ · Владение материалом на ПЗ, осознанное выполнение всех заданий. · Ответы на ПЗ с незначительными погрешностями. · Ответы требуют коррекции. Неполное выполнение заданий. · Выполнение всех заданий без ответов на ПЗ. · Частичное выполнение заданий, требующие коррекции и доработки. | |
Самостоятельная работа студентов (СР) - 25 баллов. Всего: 25 СР · Полноценное выполнение заданий · Частичное выполнение заданий | 0,5 |
ИУЗ – 1 балл. Всего 5 заданий · Подготовка ИУЗ, выступление на ПЗ, осознанное владение материалом. · Подготовка ИУЗ, невладение материалом в процессе ответа. | 0,5 |
Проект – 5 баллов · Полноценная подготовка проекта, яркая доступная презентация материала. · Участие в проекте, наличие недостаточно четкой и аргументированной презентации. · Участие в проекте, выполнение оформительских функций. · Участие в проекте, отсутствие презентации материала. | |
Модульный контроль – 23 балла. | |
Итоговый контроль (экзамен) – 20 баллов |
Модульный контроль осуществляется в виде контрольной работы.
Итоговый контроль – экзамен.
Контрольная работа.
№1. Составной частью какой науки является специальная педагогика?
0) психологии
1) социологии
2) педагогики
3) все ответы верны
№2. У какого ребенка больше образовательных проблем?
0) у одаренного ребенка
1) у ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности
2) у ребенка из неполной семьи
3) все ответы верны
№3. Что является отправной точкой в понятийно-терминологическом аппарате специальной педагогики?
0) количество нарушений у одного ребенка
1) качественные изменения личности с возрастом
2) социальная адаптация
3) этиология и симптоматика нарушения развития
№4. Сколько существует основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития?
0) три
1) пять
2) восемь
3) десять
№5. Как называется комплекс мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера?
0) интеграция
1) социализация
2) реабилитация
3) компенсация
№6. В чем проявляется феномен тождества у детей с РДА?
0) в большом количестве страхов и фобий
1) стремление к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем
2) в появлении навязчивых идей
3) в появлении стереотипий
№7. Как называется совокупность физических и(или) психических недостатков?
0) трудный недостаток
1) сложный недостаток
2) сочетанный недостаток
3) все ответы верны
№8. Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия - это
0) специальное образование
1) интеграция
2) социализация
3) все ответы верны
№9. Как называются учреждения, специально созданные для лиц с ограниченными возможностями здоровья?
0) общеобразовательные школы
1) специальные общеобразовательные учреждения
2) развивающие учреждения
3) учреждения дополнительного образования
№10. Что (кто) является объектом специальной педагогики?
0) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
1) человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
2) теория и практика специального образования
3) все ответы верны
№11. Что (кто) является субъектом специальной педагогики?
0) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
1) человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
2) теория и практика специального образования
3) все ответы верны
№12. Что является предметом специальной педагогики?
0) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
1) человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности
2) теория и практика специального образования
3) все ответы верны
№13. Что является основанием для классификации нарушений?
0) причины нарушений
1) виды нарушений с последующей конкретизацией их характера
2) последствия нарушений
3) все ответы верны
№14. Как называется наука об образовании слепоглухонемых лиц?
0) олигофренопедагогика
1) тифлопедагогика
2) сурдопедагогика
3) тифлосурдопедагогика
№15. Какая наука занимается вопросами образования незрячих и слабовидящих лиц?
0) олигофренопедагогика
1) тифлопедагогика
2) сурдопедагогика
3) тифлосурдопедагогика
№16. Какая наука занимается вопросами образования глухих, слабослышащих и позднооглохших лиц?
0) олигофренопедагогика
1) тифлопедагогика
2) сурдопедагогика
3) тифлосурдопедагогика
№17. Какая наука занимается вопросами образования лиц с нарушением речевого развития?
0) филология
1) лингвистика
2) логопедия
3) олигофренопедагогика
№18. Какая идея является основополагающей во включении и адаптировании лиц с ограниченными возможностями здоровья?
0) идея независимого образа жизни
1) идея обеспеченной жизни
2) идея здорового образа жизни
3) идея интеграции
№19. Как называется процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия?
0) социализация
1) коммуникация
2) интеграция
3) рекреация
№20. Освоение навыков социального общения - это
0) социализация
1) коммуникация
2) интеграция
3) рекреация
№21. Непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями - это
0) социализация
1) интеграция
2) социальная помощь
3) социально-педагогическая деятельность
№22. В каком документе закреплены права ребенка?
0) Конституция Украины
1) Всеобщая декларация прав человека
2) Конвенция о правах ребенка
3) все ответы верны
№23. Как называется система лечебно-профилактических мер, направленная на создание условий для формирования, развития и тренировки реакций ребенка?
0) коррекция
1) реабилитация
2) абилитация
3) социализация
№24. Для ребенка с каким нарушением характерны эхолалии?
0) задержкой психического развития
1) аутизмом
2) олигофренией
3) для ребенка с шизоидным типом поведения
№25. Какой вопрос специальной педагогики можно назвать центральным?
0) проблема компенсации функции
1) проблема восстановления функции
2) проблема угасания функции
3) все ответы верны
№26. Кто ввел понятие "Структура дефекта"?
0) В.В. Лебединский
1) Д. Дидро
2) З. Фрейд
3) Л.С. Выготский
№27. Для какого типа нарушения характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (по В.В.Лебединскому)?
0) дисгармоническое развитие
1) задержанное развитие
2) отстающее развитие
3) дефицитарное развитие
№28. Для какого типа нарушения характерна врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики (по В.В. Лебединскому)?
0) дисгармоническое развитие
1) задержанное развитие
2) отстающее развитие
3) дефицитарное развитие
№29. При каком нарушении у детей отмечается запаздывание в угасании врожденных безусловно-рефлекторных автоматизмов?
0) при аутизме
1) при задержке психического развития
2) при олигофрении
3) при ДЦП
№30. Депривация - это
0) условия воспитания ребенка, имеющего сложные нарушения развития
1) неблагоприятные условия воспитания, негативно влияющие на развитие ребенка
2) специально созданные благоприятные условия воспитания
3) способность организма компенсировать дефект за счет сохранных функций
№31. Выпускники какого специального учреждения не получают цензовое образование?
0) школы для слепых и слабовидящих
1) школы для умственно отсталых детей
2) школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
3) школы для глухих и слабослышащих
№32. Комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию - это
0) социализация
1) интеграция
2) социальная помощь
3) социально-педагогическая деятельность
№33. Какое межведомственное учреждение является диагностико-коррекционным?
0) поликлиника
1) психолого-медико-педагогическая консультация
2) диспансер
3) школа
№34. Какой термин употребляется по отношению к детям с минимальным органическим повреждением или функциональной недостаточностью ЦНС?
0) задержка психического развития
1) аутизм
2) умственная отсталость
3) олигофрения
№35. Кто является автором классификации детей с ЗПР на основе этиологического принципа, представленной четырьмя группами?
0) З. Фрейд
1) Л.С. Выготский
2) К.С. Лебединская
3) А.Р. Лурия
№36. Как называется самая тяжелая степень умственной отсталости?
0) дебильность
1) имбецильность
2) идиотия
3) сильновыраженная умственная отсталость
№37. Кого относят к лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым)?
0) лиц, имеющих диагноз "шизофрения"
1) лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы
2) лиц с множественными нарушениями развития
3) все ответы верны
№38. Под каким термином понимают "отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия"?
0) аутизм
1) задержка психического развития
2) шизофрения
3) олигофрения
№39. Что является характерной особенностью дефекта при умственной отсталости?
0) нарушение высших психических функций
1) нарушение работы всех анализаторов
2) нарушение эмоционально-волевой сферы
3) наличие множества страхов и фобий
№40. Какой уровень IQ соответствует глубокой умственной отсталости?
0) 120 и выше
1) 80-90
2) 40-50
3) 20 и ниже
№41. Как называется легкая степень умственной отсталости?
0) имбецильность
1) дебильность
2) идиотия
3) неярковыраженная умственная отсталость
№42. Какие формы умственной отсталости можно диагностировать в младенчестве и раннем возрасте?
0) наследственные формы олигофрении
1) нарушение в строении и числе хромосом
2) выраженная умственная отсталость
3) все ответы верны
№43. Какая наука изучает нарушения речи, методы их выявления и устранения?
0) лингвистика
1) логопедия
2) филология
3) фонетика
№44. Различные условия внешней среды и индивидуальной реактивности организма, которые могут способствовать развитию тех или иных нарушений - это
0) фактор риска
1) дисгармония
2) Депривация
3) дизонтогенез
№45. Качественное нарушение на каждом возрастном этапе темпа развития функций - это
0) фактор риска
1) дисгармония
2) депривация
3) дизонтогенез
№46 В какой системе не осуществляется помощь детям с особыми образовательными потребностями?
0) Министерства социальной защиты населения
1) Министерства образования
2) Министерства юстиции
3) Министерства здравоохранения
№47. При помощи какой процедуры определяется место и степень поражения слуха?
0) взрослый на расстоянии шепчет, ребенок повторяет
1) томография головного мозга
2) обычный осмотр лор-врачом
3) аудиометрии
№48 Стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха - это
0) тугоухость
1) глухота
2) плохой слух
3) диффузная тугоухость
№49. Стойкое понижение слуха, при котором возможно самостоятельное накопление минимального речевого запаса - это
0) тугоухость
1) тотальная потеря слуха
2) временная потеря слуха
3) глухота
№50. Каких детей называют позднооглохшими?
0) детей, которые к моменту наступления нарушений слуха достигли совершеннолетия
1) детей, у которых к моменту наступления нарушений слуха имелась сформировавшаяся речь
2) детей, у которых к моменту наступления нарушений слуха имелись еще какие-либо нарушения
3) все ответы верны
№51. Может ли незначительная степень понижения слуха служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения?
0) нет
1) да
№52. Как называется категория лиц с нарушением зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками?
0) слепые
1) слабовидящие
2) поздноослепшие
3) дети, рожденные с недоразвитием зрительного анализатора
№53. Кто является автором рельефного письма, которое позволяет слепому свободно читать и писать?
0) В. Гаюи
1) Д.Дидро
2) Л.Брайль
3) А.Адлер
№54. В каком возрасте наиболее ярко проявляется аутизм?
0) младенческий возраст
1) 3-5 лет
2) школьный возраст
3) подростковый возраст
№55. Какой характер могут носить нарушения функций оппороно-двигательного аппарата?
0) тотальные и частичные
1) органические и функциональные
2) врожденные и приобретенные
3) все ответы верны
№56. Как называется меняющийся характер мышечного тонуса при ДЦП?
0) гиперкинезы
1) дистония
2) спастичность
3) нет верного ответа
№57. Какая речевая патология является самой распространенной среди детей, страдающих ДЦП?
0) общее недоразвитие речи
1) афазия
2) дизартрия
3) заикание
№58. Что относится к сложным нарушениям детского развития?
0) сочетание двух и более психофизических нарушений у одного ребенка
1) нарушения органического характера
2) нарушения вследствие нескольких вредоносных факторов
3) нарушения, имеющиеся у большой группы детей
№59. Состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма за счет компенсаторных процессов - это
0) коммутация
1) компенсация
2) интеграция
3) социализация
№60. Постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности - это
0) болезнь
1) инвалидность
2) дееспособность
3) нет верного ответа
№62. Интеграция - это
0) процесс включения лиц с ограниченными возможностями в социальную жизнь людей, не имеющих подобные нарушения развития
1) процесс исключения лиц с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни людей, не имеющих нарушения развития
2) процесс включения людей, не имеющих нарушения развития в жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья
3) процесс исключения людей, не имеющих нарушения развития из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья
№62. Система воззрений, признающая ценность человека как личности - это
0) гуманизм
1) социализация
2) интеграция
3) педагогика
№63. Зрительное восприятие устной речи по видимым движениям органов артикуляции
0) восприятие глазами
1) понимание высказывания
2) догадка
3) чтение с губ
№64. Как называется парез всех четырех конечностей?
0) церебральный паралич
1) тетрапарез
2) церебропатия
3) ДЦП
№65. Педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание глухих и слабослышащих
(Специальная педагогика)
(1. Выбор единственно правильного ответа.)
0) тифлопедагог
1) специальный психолог
2) логопед
3) сурдопедагог
№66. Функциональное нарушение слуха и речи, имеющее временный, преходящий характер
(Специальная педагогика)
(1. Выбор единственно правильного ответа.)
0) сурдомутизм
1) мутизм
2) аутизм
3) алалия
№67. Электрические звукоусиливающие приборы индивидуального пользования -
0) магнитофон
1) слуховые аппараты
2) аудиоплеер
3) все ответы верны
Вопросы для подготовки к экзамену.
- Предмет и задачикоррекционной педагогики. Психологические проблемы и методы диагностики нарушенного развития.
- Роль вербальных и невербальных методов в диагностике нарушенного развития.
- Методы психологической коррекции вкоррекционной педагогики.
- Психотерапевтические методы коррекции заикания.
- Педагогическая психотерапия с умственно отсталыми школьниками.
- Проблема дизонтогенеза вкоррекционной педагогики.
- Классификация и причины дизонтогений.
- Подходы к пониманию «нормального-анормального» развития в общепсихологическом и специально-психологическом контексте.
- Общие закономерности нормального и нарушенного развития.
- Типология нарушенного развития вкоррекционной педагогики.
- Компенсация как «обходной путь развития» в теории Л.С. Выготского.
- Связькоррекционной педагогики с другими науками.
- Дивергенция культурного и биологического процессов развития аномального ребенка в трудах Л.С. Выготского.
- Понятие умственной отсталости. Клиническая характеристика группы.
- Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей.
- Особенности личности умственно отсталых детей.
- Клиническая картина задержек психического развития.
- Психологические особенности познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
- Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости.
- Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
- Методы первоначального обучения глухих словесной речи.
- Клиническая характеристика детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.
- Особенности личности учащихся с церебральным параличом.
- Развитие психики при глубоких нарушениях зрения.
- Особенности психических нарушений у слепых детей.
- Клиническая и психолого-педагогическая картина слепоглухоты.
- Вопросы диагностики и психологического сопровождения детей с ранним детским аутизмом.
28. Особенности структуры дефекта аномального ребенка по Л.С. Выготскому.
29. Понятия "реактивного состояния" и "невротической реакции". Причины возникновения неврозов, связанные с конфликтными переживаниями.
30. Виды неврозов и формы их проявления.
31. Понятие "психопатии", факторы, вызывающие ее (наследственные, органические, социальные факторы). Органическая и функциональная психопатии.
32. Структура дефекта и особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Система воспитания и направленность лечебно-коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с детьми данной группы.
33. Дети с объединением сенсорного и интеллектуального дефектов: причины возникновения и особенности структуры дефекта (усугубление одного дефекта другим), особенности психического развития, обусловливающие трудности коррекционной работы с детьми этой группы.
34. Предмет и задачи сурдопедагогики. Учебно-воспитательные учреждения для лиц с недостатками слуха.
35. Описать особенности жестовой речи, ее значение для развития словесной речи глухого ребенка.
36. Дать определение предмета и задач тифлопедагогики. Основы деятельности дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения.
37. Раскрыть содержание, принципы и методы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.
38. Охарактеризовать особенности формирования и развития у слепых и слабовидящих детей зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки;
39. Раскрыть особенности обучение слепых и слабовидящих специальной графике: задачи и основы методики.
40. Дать понятие "олигофренопедагогика". Особенности системы учебно-воспитательных учреждений для умственно отсталых детей. Особенности построения содержания образования во вспомогательных школах.
41. Раскрыть особенности принципов и методов обучения умственно отсталых детей.
42. Раскрыть сущность, задачи, принципы воспитания умственно отсталых детей.
43. Раскрыть понятие "задержка психического развития" (ЗПР). Раскрыть отличия ЗПР от умственной отсталости. Причины возникновения ЗПР.
44. Охарактеризовать типы ЗПР: гармонический психофизический инфантилизм, органический инфантилизм и соматогенная задержка психического развития;
45. Охарактеризовать типы ЗПР: церебрально-органическая задержка психического развития, задержка психического развития в связи с педагогической и микросоциальной запущенностью.
46. Охарактеризовать особенности развития высших психических функций (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) при различных типах задержки психического развития.
- Особенности развития психических процессов умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях.
- Развитие умственно отсталого ребенка в деятельности.
49. Раскрыть понятие “олигофрения”. Дать классификацию олигофрении по степени выраженности дефекта.
50. Охарактеризовать особенности недоразвития познавательных процессов у олигофренов.
- Охарактеризовать понятие “деменция”. Описать причины, вызывающие ее, дать психологическую характеристику таких детей.
- Охарактеризовать предмет логопедии.
- Анатомо-физиологический механизм речи.
- Виды речевых нарушений
- Принципы и методы логопедического воздействия.
- Особенности логопедической работы при нарушении слуха.
- Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
- Система специальных учреждений для детей с нарушением речи.
- Предупреждение речевых нарушении
- Основные клинические проявления раннего детского аутизма.
X. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Бельтюков В.И.. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. «Педагогика», 77 г.
- Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей: Пос. для логопедов. - М.,Просвещение, 1979.
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д. Феникс, 2004.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
- Дефектология: Словарь-справочник/Авт.- сост. С.С.Степа-
- Дульнев Г.М. (Под редакцией) Книга для учителя вспомогательной школы. Москва,55 г.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пос. для учителя. - М.,Просвещение, 1990.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение: Учеб.лит., 1996.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебн. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. - М.,Просвещение:Владос, 1995.
10. Зайцев Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Учебное пособие Издательство Саратовского педагогического института. 2000
- Залмаева Л. Сам себе логопед. Пос. для родителей - С-Пб., 1995.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М. Просвещение, 1974
- Захаров А. И..Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез.
- Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПБ.: Питер, 2006. - 368 с:
15. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Учебное пособие. М. Издательство Московского университета, 1985 год.
- Логопедия/Волкова Л.С. - М..Просвещение, 1989.
- Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. М. Просвещение, 1973.
- Максимова Н.Ю., Мiлютiна К.Л., Пiскун В.М. Основы дитячоi патопсихологii: Навч. посiбник. - К., Перун, 1996.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., Просвещение, 1992.
- Матвєєва М.П., Миронова С.П.Корекційнаробота в системі освіти дітей звадами розумового розвитку: Навчально-методичний посібник. — Кам'янець-Подільський, Кам'янець- Подільський державний університет, 2005. - 164 с.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
- нов; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.:Новая школа, 1996.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. “Питер 2002”
- Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы: Пос. для учителей/Под ред. В.Г.Петровой. - 2-е изд., перераб. - М.,Просвещение, 1983.
- Основи корекційної педагогікинавчальний посібник С П Миронова, О В Гаврилов, М П Матвеева , за заг ред С П Миронової — Кам'янець-Подільський національний університет імені Івана Опенка, 2010.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., Дельта, 1996.
- Певзнер М.С. Лебединская К.С. (Под редакцией) Учащиеся вспомогательной школы. М. Педагогика,79 г.
- Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной
- Правдина О.В. Логопедия. Уч. пос.для деф.факов педвузов. - М., Просвещение, 1969.
- Практикум по детской логопедии: Учеб. пос. для студентов пед.институтов/Под ред. В.Н.Селиверстова. - М.,Владос, 1995.
психологии: Учеб. пособие. [Текст] / А. В. Пилипенко. – Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2008
- Пузанов Б.П (под редакцией) Коррекционная педагогика. М. Академия, 2001 г.
- Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей. - М., Просвещение, 1969.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,Просвещение, 1979.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.,Владос, 1994.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., Владос, 1994.
- Синьов В.М., Коберник Г.М. Основы дефектологii: Навч.посiбник. - К.,Вища шк., 1994.
- Специальная педагогика. Под редакцией Н. М. Назаровой
- Спеціальна методика викладання математики в допоміжній школі: Курс лекцій: Навчальний посібник / Упорядники О.В.Гаврилов, О.М. Ляшенко. - Хмельницький: ПП Пантюк С.Д., 2003. - 272 с.
- Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательных школ. Киев “Радянська школа”, 1980
- Сурдопедагогика: Учеб. пос. для студентов дефектол. фак пед. ин-тов/Под ред. М.И.Никитиной. - М.,Просвещение, 1989.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.
- Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М.,Просвещение, 1989.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М.,Просвещение, 1989.
- Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М., СПб.:Дельта, 1996.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. Питер, 2005.
- Хрестоматия. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. С-Пб, 97.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.