Теоретическое обоснование

Сущность системного подхода состоит в том, что относительно самостоятельные объекты и явления или их компоненты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, взаимовлиянии и в развитии. Система – это объединение разнообразия в единое, но четко структурированное целое, компоненты которого по отношению к целому и другим его частям занимают строго определенное место. Под дидактической системойпонимается результат целостного рассмотрения обучения на теоретико-дидактическом уровне, в результате чего устанавливается единство определенной дидактической концепции и соответствующих способов воплощения ее в практике обучения (З.И. Равкин, В.П. Беспалько и др.). Системный подход предполагает выделение инвариантных элементов дидактической системы, т.е. таких ее элементов, которые образуют структуру процесса обучения. Будучи связанными друг с другом, они обеспечивают его существование и развитие. При этом сам процесс обучения понимается как последовательное движение от целей обучения к его результату посредством взаимодействия между инвариантами дидактической системы.

Инвариантными элементами дидактической системы выступают следующие:

-цель обучения,на достижение которой специально ориентирована дидактическая система;

-принципы обучения, учет которых обусловливает функционирование дидактической системы с должной степенью эффективности;

-содержание обучения, обеспечивающее возможность достижения данной цели;

-методы обучения, которые отвечают специфике данного содержания и способны ввести его в процесс обучения, сделать его достоянием ребенка;

-формы организации обучения, которые через определенный распорядок и временной и организационный режим реализуют единство содержательной и процессуальной сторон обучения в соответствии с возможностями данной дидактической системы;

-позиция взрослого (педагога, учителя), отражающая специфику организации обучения в рамках данной дидактической системы;

-позиция ребенка (учащегося, школьника), определяющаяся особенностями организации процесса обучения в рамках данной дидактической системы.

Различное содержательное наполнение этих инвариантных элементов, обусловленное различными дидактическими идеями, которые лежат в основе дидактической системы, порождает многообразие дидактических систем.

Поскольку в структуредидактической системы все ее элементы играют вполне определенную роль, остановимся в самом общем виде на выяснении характеристики их места, функций и предназначения в организации обучения.

Цель обучениязанимает ключевые позиции в структуре дидактической системы. Это обусловлено тем, что обучение – процесс целенаправленный. Все многообразие общих целей обучения определяется, как известно, содержанием образования и может быть принципиально сведено к четырем обобщенным целям обучения: 1) формирование у учащихся системы знаний, соответствующих уровню современной культуры; 2) формирование умений и навыков, позволяющих школьникам обогащать опыт действенно-практического характера; 3) совершенствование опыта творческой деятельности, в котором реализуется творчески-созидательная природа человека; наконец, 4) окультуривание системы ценностей школьников и формирование на этой основе богатой гаммы отношений, реализующих духовную сущность человека. В зависимости от преобладания в обучении направленности на ту или иную цель можно говорить о трех принципиально различных дидактических системах, имеющих от­ношение к современной школе, – система традиционного обучения, система развивающего обучения и система личностно ориентированного обучения.

Принципы обучениявыступают в качестве основных нормативныхположений, которыми следует руководствоваться учителю для того, чтобы обучение было эффективным. Их роль в дидактической системе определяется тем, что они выдвигают самые общие указания относительно выбора способов организации обучения.

Содержание обученияхарактеризует содержательную сторону обучения. Оно представляет собой выстроенное определенным образом и зафиксированное в учебниках, пособиях и дидактических материалах содержание того, что должно быть усвоено школьниками в процессе обучения.

Методы обучениявыполняют роль процессуальной характеристики дидактической системы. Методы обучения представляют собой способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающие достижение целей обучения. Достижение любой общей цели обучения связано с организованным усвоением учащимися соответствующего элемента содержания образования. При этом каждый элемент содержания образования требует своего специфического способа усвоения. Преобладание в дидактической теме того или иного метода обучения зависит от того, каково содержание обучения и, соответственно, каковы цели обучения. Так, для достижения цели, связанной с формированием знаний, служит информационно-рецептивный метод обучения; для формирования умений и навыков – репродуктивный метод; обогащение опыта творческой деятельности учащихся достигается посредством сочетания нескольких методов обучения: проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского метода. Вместе с тем следует помнить, что все методы обучения действуют не изолированно друг от друга, а в определенных сочетаниях, обусловленных тем, что использование каждого последующего метода невозможно без сочетания с предыдущим.

Формы организации обучения характеризуют определенный порядок взаимодействия учителя и ученика, который подчинен заранее установленному временному и организационному режиму. Они играют роль внешних обстоятельств, делающих возможным такой способ взаимодействия учителя и ученика, который соответствует педагогическим возможностям данной дидактической системы.

Позиция учителя и позиция ученика в обучении. Этим инвариантам принадлежит особая роль, поскольку они непосредственно представляют двух важнейших субъектов обучения, через которые по существу «оживают» все остальные инварианты. Более того, содержание, методы и формы обучения выступают в качестве тех реальных педагогических средств, которые обеспечивают деятельность учителя и связанную с ней деятельность ученика, обусловливая специфику соотношения позиций субъектов обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Дидактическая система как частный случай педагогической системы. Характеристика инвариантов дидактической системы, их взаимосвязь. Обучение как целостность.

2. Развивающая, образовательная и воспитательная сущности обучения. Соотношение обучения и развития.

3. Тип обучения. Понятие о сообщающем (традиционном), развивающем и личностно ориентированном обучении. Педагогические возможности различных типов обучения.

· Практические задания

1. Составьте (по аналогии) обобщающую таблицу, в которой отражаются изменения в целях, содержании, методах, формах организации, а также в характере взаимоотношений учителя и ученика в условиях различных дидактических систем. См. Приложение 1.

2. Смоделируйте фрагмент урока, выстроенный в логике одной из обозначенных дидактических систем. (Задание выполняется творческой группой, состоящей из 3-4 студентов.)

3. На основе анализа представленных фрагментов уроков отберите аргументы, обосновывающие принадлежность данного урока к определенной дидактической системе.

4. Как Вы относитесь к утверждению, что любое обучение развивает? Назовите наиболее важные, по Вашему мнению, организационно-педагогические условия, которые определяют возможность перехода от школы знания к школе созидания.

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- презентации к подготовленным фрагментам уроков;

- заполнение таблицы;

- практические задания выполняются творческой группой, состоящей из 3-4 студентов.

Литература:

1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.. 1982.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.А. Сластенин и др. – М., 1997.

3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. – М.,1997.

4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1995.

5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

6. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. педагогика, 1989, № 11.

7. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики // Педагогика, 1996, №11.

8. Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009.

9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,1994, № 5.

Приложение 1.

Наши рекомендации