I. Организационно-методический раздел

Планы семинарских и практических занятий подготовлены для курсантов 4 курса, обучающихся на очной форме обучения по специальностям 030505.65 – Правоохранительная деятельность и 030501 – Юриспруденция. Курс «Педагогика в деятельности сотрудников ОВД», входящий в раздел ГСЭ.Ф.10 Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, включает в себя семинарские и практические занятия, предполагающие систематизацию знаний по основам общей и юридической педагогики, полученные курсантами на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

Место педагогических знаний в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД зависит от выполняемой в дальнейшем служебной деятельности. Сотрудникам кадровых аппаратов, отделов воспитательной работы, инспекторам ПДН она нужна в большей степени. Но и будущим оперативным сотрудникам она также необходима, т. к. служба в коллективе, постоянный контакт с гражданами предполагает решение возникающих психолого-педагогических проблем.

Педагогика – человековедческая наука, применимая везде, где присутствуют воспитание, образование, обучение и развитие людей, сказываясь на их поведении, действиях, достигаемых ими результатах. Педагогика – единственная из наук, которая издавна и комплексно занимается проблемой воспитания, ставшей в настоящее время приоритетной в работе с кадрами, в обеспечении прав и свобод граждан.

Педагогика как наука ориентированна на практику, и настоящая учебная дисциплина предполагает раскрытие именно ее прикладного аспекта, ориентированного на специфику правоохранительных органов и деятельности личного состава ОВД. Она призвана сформировать у сотрудника профессионально-педагогическую подготовленность, понимание и умение в нужное время и должным образом применить полученные умения на практике.

Цель дисциплины – педагогическая подготовка сотрудников ОВД к работе с людьми, формирование эффективных приемов педагогического воздействия на граждан различных категорий и педагогических взаимодействий в служебном коллективе ОВД.

Основные задачи дисциплины:

1) формирование у курсантов основных педагогических понятий; представлений о методах, закономерностях педагогики;

2) формирование у курсантов мотивации к изучению и использованию в практической деятельности различных педагогических технологий;

3) овладение приемами и методами воспитания и самовоспитания личности;

4) овладение методами педагогического управления коллективом и отдельными сотрудниками ОВД;

5) формирование умения определять состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава и определять направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Знать – основные понятия, функции и закономерности педагогики, теоретические основы воспитания и развития личности; содержание и возможности педагогического анализа явлений в правовой и общественной сферах; вклад, внесенный в науку теорией и практикой профессиональной педагогики; возможности и содержание основ воспитательной работы в деятельности сотрудников ОВД; формы, средства и методы профессиональной педагогической деятельности; методику и приемы повышения эффективности взаимодействия и общения в процессе профессиональной деятельности сотрудников оперативных аппаратов; специфику обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Уметь – творчески использовать полученные знания при выполнении служебных обязанностей; проводить индивидуально-воспитательную работу как с гражданами, вовлеченными в сферу профессиональной деятельности, так и с сотрудниками ОВД; эффективно применять методы педагогического воздействия в общении с населением и правонарушителями различных категорий при выполнении служебных должностных обязанностей; грамотно строить общение в процессе решения профессиональных задач; организовывать и управлять системой самосовершенствования и повышением профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел; применять педагогические знания в целях профилактического воспитательного воздействия на лиц склонных к девиантному поведению.

Владеть – основными формами и методами организации и проведения воспитательной работы в коллективах ОВД; навыками анализа социально-воспитательных ситуаций; навыками определения и компетентного решения педагогических задач.

Распределение учебного времени. Общее количество часов, отведенное на изучение дисциплины курсантами очной формы обучения, обучающихся по специальности 030501 – Юриспруденция – 40, в том числе аудиторных – 30 часов, самостоятельная работа – 10 часов; курсантами очной формы обучения, обучающихся по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность – 50 часов, в том числе аудиторных – 30 часов, самостоятельная работа – 20 часов.

Форма итогового контроля – зачет.

II. Содержание

Тема 2. Педагогическая теория и методика
профессионального обучения и воспитания
в органах внутренних дел РФ

Основные характеристики педагогического процесса. Сущность и характер профессионального воспитания в теории и истории педагогики силовых структур государства. Воспитание как социально-педагогический процесс. Закономерности, принципы, содержание, формы и методы профессионального воспитания сотрудников ОВД. Объективные и субъективные факторы и условия, воздействующие на процесс воспитания. Воспитательная работа в ОВД как педагогическая система. Современные требования к организации воспитания в органах внутренних дел.

Закономерности воспитательного процесса. Принципы воспитания как отражение его закономерностей. Специфика процесса воспитания в органах внутренних дел. Самовоспитание как важнейший фактор профессионального становления сотрудников ОВД.

Понятие о методах воспитания. Характеристика методов воспитания сотрудников ОВД. Условия эффективного применения методов воспитания. Роль личности, группы и коллектива в воспитании. Взаимозависимость методов воспитания как необходимое условие воспитания и профессионального становления сотрудников ОВД.

Семинарское занятие – 2 часа

Цель:

1) изучить сущность и характер профессионального воспитания в теории и истории педагогики силовых структур государства;

2) проанализировать становление единой системы обучения и воспитания кадров для силовых структур государства;

3) усвоить принципы и методы профессионального обучения и воспитания сотрудников ОВД.

План занятия

1. История профессионального обучения и воспитания в ОВД.

2. Закономерности и принципы профессионального обучения и воспитания сотрудников ОВД.

3. Формы и методы профессионального воспитания сотрудников ОВД.

4. Роль личности, группы и коллектива в воспитании. Институт наставничества.

Темы докладов

1. Образовательное учреждение МВД России как субъект воспитания будущих специалистов ОВД.

2. Основные формы и методы нравственного воспитания.

3. Правовое воспитание в системе МВД.

Термины и понятия

форма обучения личность
метод воспитания группа
классификация методов воспитания коллектив
закономерности педагогического процесса педагогические принципы

Литература

1. Биочинский И.В. Педагогика в деятельности ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Н. Новгород, 2010.

2. Журинский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М., 2000.

3. История педагогики и образования / Под. ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М., 2001.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008.

Тема 3. Служебный коллектив в ОВД
как субъект воспитательной работы

Роль коллектива в воспитании. Конституция Российской Федерации о повышении роли трудовых коллективов в формировании личности и ее воспитании. Коллектив – как организованная часть общества. Двуединая функция коллектива: коллектив – служебная единица, коллектив – воспитатель.

Воспитательные возможности современного служебного коллектива сотрудников ОВД. Основные черты служебного коллектива ОВД как воспитателя. Условия и пути формирования коллектива как воспитателя. Установление и поддержание в коллективе соответствующих межличностных отношений. Особенности педагогического взаимодействия в профессиональном коллективе. Проблемы единоначалия и коллективного мнения. Групповые настроения и чувства. Относительная стабильность, длительность и непрерывность пребывания личности сотрудника в одном служебном коллективе. Проблема социально-психологического статуса сотрудника в коллективе. Характер межличностных и межгрупповых отношений. Общественное мнение как регулятор поступков личности сотрудника. Внутриколлективные традиции.

Уставные взаимоотношения, общественное мнение, настроения и традиции в коллективе органа внутренних дел, их роль в воспитании личности сотрудников, укреплении дисциплины, улучшении выполнения служебных задач, в сплочении коллектива. Условия повышения воспитательного влияния коллектива на сотрудников.

Педагогический коллектив подразделения органа внутренних дел, его состав, функции. Роль руководителя-воспитателя в работе с педагогическим коллективом.

Семинарское занятие – 2 часа

Цель:

1) усвоить понятие служебного коллектива в ОВД;

2) проанализировать этапы становления коллектива и возможности руководителя по его формированию и развитию;

3) понять цель работы руководителя по профилактике негативных явлений в коллективе, необходимость создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

План занятия

1. Понятие коллектива. Стадии и условия развития коллектива.

2. Воспитательные возможности современного служебного коллектива сотрудников ОВД.

3. Роль руководителя в воспитании коллектива.

Темы докладов

1. Роль традиций и торжественных ритуалов в формировании коллектива.

2. Сущность и содержание работы по воспитанию в конкретных отделах и подразделениях ОВД.

Термины и понятия

руководитель традиция
лидер торжественный ритуал
дисциплина педагогический мониторинг

Литература

1. Биочинский И.В. Педагогика в деятельности ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Н. Новгород, 2010.

2. Биочинский И.В. Воспитательные аспекты подготовки специалистов в вузах МВД России. – Н. Новгород: НЮИ МВД РФ, 1997.

3. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России. – Н. Новгород, 2001.

4. Журинский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М., 2000.

5. История педагогики и образования / Под. ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд. – М., 2001.

6. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008.

7. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд. – М., 2006.

Тема 4. Социально-психологический портрет
сотрудника ОВД как объекта воспитательной работы

Сущность, содержание и специфика профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Социально-психологические факторы и условия, воздействующие на эффективность профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Воспитательные аспекты в деятельности сотрудника, работающего в системе «человек – право – человек». Профессионально-значимые личностные качества сотрудника как результат его воспитания (самовоспитания). Направленность личности сотрудника как психолого-педагогическая проблема в современных условиях. Вопросы профессионального и личностного роста сотрудников в условиях деятельности ОВД.

Для специальности 030501 – Юриспруденция

Семинарское занятие – 2 часа

Цель:

1) сформировать понятие социально-педагогической характеристики сотрудника ОВД;

2) проанализировать факторы, влияющие на формирование и развитие личности сотрудника ОВД.

План занятия

1. Социальные аспекты формирования и развития личности молодого специалиста ОВД.

2. Социально-психологический портрет молодого сотрудника (курсанта вуза) ОВД.

Термины и понятия

аттестация представление
аттестационная комиссия характеристика

Литература

1. Биочинский И.В. Педагогика в деятельности ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Н. Новгород, 2010.

2. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России. – Н. Новгород, 2001.

3. Караваев А.Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. – М., 2005.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М., 2008.

5. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. – М., 2005.

Для специальности 030501 – Юриспруденция

Для специальности 030505 – Правоохранительная деятельность

Практическое занятие – 2 часа

Цель:

1) сформировать навыки составления социально-педагогической характеристики.

План занятия

Практическое занятие называется «Презентация товарища» и проходит в два этапа:

1) написание социально-педагогической характеристики однокурснику;

2) зачитывание написанных характеристик преподавателем вслух.

Определение, кому из однокурсников необходимо будет написать характеристику, происходит случайным образом (жребий). Характеристика пишется по следующему плану:

1) знание и исполнение курсантом своих профессиональных обязанностей;

2) сформированность профессиональных знаний, умений, навыков;

3) показатели в работе (учебе) за конкретный период (прошлое полугодие);

4) наличие дисциплинарных взысканий или поощрений по службе;

5) наиболее выраженные черты характера;

6) отношения в коллективе и дома.

Необходимо помнить о том, что характеристика должна быть объективной, а не отражать субъективное отношение к товарищу.

Во второй части занятия характеристики зачитываются вслух преподавателем, при этом группа пытается определить, чья это характеристика и кто ее писал. Обращается внимание на то, что, несмотря на общий план работы, все характеристики абсолютно разные, т. к. у каждого человека есть индивидуальные особенности: разное отношение к своим обязанностям, разные способности, увлечения, черты характера, достоинства и недостатки.

Оценка за выполненную работу может быть снижена в случае, если группа поймет, кто составлял зачитанную характеристику. Это будет означать, что в работе отражено субъективное мнение, а не объективные данные.

Тема 5. Теоретические и методические основы
профессионального самовоспитания сотрудников ОВД

Сущность процесса профессионального самовоспитания личности. Взаимосвязь общего и профессионального самовоспитания. Структура и содержание профессионального самовоспитания. Самопознание как основа самовоспитания. Самовоспитание основных профессиональных умений и способностей.

Средства и способы профессионального самовоспитания сотрудников ОВД. Методы и приемы самовоспитания. Организация и программирование деятельности профессионального самовоспитания.

Профессиональное самовоспитание и условия его эффективности. Управление процессом профессионального самовоспитания сотрудников ОВД. Роль руководителя в управлении самовоспитанием.

Практическое занятие – 2 часа

Цель:

1) сформировать умения самоанализа и самооценки;

2) сформировать умение выбора методов самовоспитания;

3) сформировать представление о способах контроля за выполнением поставленной цели.

План занятия

Практическое занятие проводится в виде самостоятельной письменной работы, в процессе которой курсантам необходимо написать мини-сочинение на тему «Я через 10 лет». При этом, поставив перед собой цель, к которой будет стремиться, курсант должен определить, какие положительные качества личности ему потребуются для достижения поставленной цели, а от каких недостатков надо избавляться. В сочинении должны быть отражены методы самовоспитания.

Работа по самовоспитанию предполагает следующие этапы:

1) самоанализ и самооценка;

2) постановка цели;

3) разработка программы по достижению этой цели;

4) выбор методов самовоспитания;

5) практическая реализация намеченной программы;

6) сличение поставленной цели с полученным результатом и коррекция программы (при необходимости).

Термины и понятия

самовоспитание самопознание

Литература

1. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России. –СПб., 2000.

2. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. – М., 2002.

3. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. – М., 2005.

4. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. – М., 2000.

Тема 6. Профессиональное общение сотрудника ОВД
как воспитательное пространство

Человеческое общение как предмет исследований в психологии и педагогике. Сущность и содержание общения как социально-психологического явления. Общение как средство воспитания, обучения, управления, взаимодействия, достижения профессиональных целей, саморазвития. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная).

Уровни общения (примитивный, стандартизированный, манипулятивный, личностный, игровой, профессиональный, духовный) и их характеристика. Факторы и условия, воздействующие на общение людей. Стили общения (авторитарный, либеральный, демократический) и их преимущества в различных профессиональных ситуациях. Формы общения: анонимное, неформальное, функционально-ролевое, интимно-семейное. Условия эффективности педагогического общения. Организация индивидуальной беседы. Принципы деловой и индивидуальной беседы. Критерии успешности профессионально-педагогического общения.

Сущность и содержание профессионального общения. Профессиональное общение сотрудников ОВД как воспитательное пространство. Особенности профессионального общения сотрудника ОВД. Методы психологического воздействия в процессе общения. Приемы общения: неожиданность, провокация, гипербола, прогнозирование, сопоставление всех «за» и «против», делегирование полномочий в принятии решения, апелляция к авторитетам, сопереживание; внесение элементов неформальности, драматизация, юмор, экспрессия.

Семинарское занятие – 2 часа

Цель:

1) сформировать понятие общения как психолого-педагогической категории;

2) сформировать понятие о трех сторонах общения;

3) рассмотреть особенности профессионального общения сотрудников ОВД;

4) усвоить условия эффективности общения.

План занятия

1. Общение как психолого-педагогическая категория.

2. Стороны общения – коммуникация, интеракция, перцепция.

3. Уровни, виды и формы коммуникативного процесса.

4. Условия эффективности общения.

Темы докладов

1. Управление процессом педагогического общения.

2. Сущность и содержание педагогического общения в отделах и подразделениях ОВД.

Термины и понятия

общение вербальное общение
коммуникация невербальное общение
интеракция продуктивный конфликт
перцепция деструктивный конфликт
  манипуляция

Литература

1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – Раздел «Педагогическое общение».

3. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. – М., 2000.

4. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1989.

6. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. – М., 1991.

7. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Ажимова О.А., Поповичева Т.М., Борисова С.Е., Кондаурова О.П. Петров В.Е. / Под общ. ред. М.И. Марьина. – Казань, 2003.

Тема 7. Педагогика управления
в органах внутренних дел РФ

Психологическая концепция управления в органах внутренних дел. Личность руководителя и подчиненного в системе управления. Психология организационных отношений в управлении. Ценностно-целевые факторы в управлении. Психология и педагогика требовательности руководителя подразделения ОВД.

Психология и педагогика стиля и методов руководства личным составом подразделений ОВД. Психолого-педагогические аспекты управленческих воздействий и решений. Психология текущей организаторской работы.

Воспитательный потенциал руководящего, профессорско-преподава­тельского и административного состава подразделений в ОВД.

Семинарское занятие – 2 часа

Цель:

1) сформировать понятие о стилях управления;

2) усвоить методы управления;

3) осознать роль руководителя в создании трудового коллектива и его ответственность за результат труда.

План занятия

1. Стили управления и их характеристика.

2. Структура «пирамиды управления» и условия ее эффективного функционирования.

3. Методы управления, условия их применения.

Темы докладов

1. Различные классификации стилей управления.

2. Классификация форм власти.

Термины и понятия

авторитарный стиль поощрение
либеральный стиль наказание
демократический стиль руководитель
формы власти лидер

Литература

1. Баранов П.П. Вопросы психологического обеспечения работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Монография. / П.П. Баранов, И.А. Жуков, В.Я. Кикоть, А.В. Мещерякова– Ростов-на-Дону, 2005.

2. Марьин М.И. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров, Ю.Г. Касперович, В.М. Поздняков, И.О. Котенев– М., 2003.

3. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. – М., 2002. – Часть I и II.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под редакцией В.Я. Кикотя, А.М. Столя­ренко. – М., 2008.

5. Шамаров В.М, Лойт Х.Х.Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. – М., 2000.

Тема 8. Педагогические основы
поддержания служебной дисциплины в коллективах ОВД

Цели, сущность и содержание правового воспитания сотрудников органов внутренних дел как главного направления укрепления законности и дисциплины. Профессионально-правовая культура сотрудника и ее элементы. Основные направления, формы, методы и средства правового воспитания сотрудников органов внутренних дел. Участие сотрудников в работе по формированию правосознания граждан.

Понятие законности и служебной дисциплины. Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД. Персональная ответственность руководителей органов внутренних дел за состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава, как фактор ее совершенствования. Современное состояние законности и дисциплины в подразделениях ОВД. Дисциплинарная практика и пути ее совершенствования. Управления (отделы) собственной безопасности их роль в укреплении законности в подразделениях ОВД.

Семинарское занятие – 2 часа

Цель:

1) сформировать понятие о служебной дисциплине и законности;

2) сформировать умение определять состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава;

3) уяснить, каковы основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины.

План занятия

1. Понятие законности и служебной дисциплины.

2. Анализ состояния служебной дисциплины и законности: алгоритм действий руководителя.

3. Основные направления воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины в подразделениях ОВД.

4. Работа комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике.

Термины и понятия

законность Кодекс профессиональной этики
служебная дисциплина Комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике
   

Литература

1. Биочинский И.В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России. – Н. Новгород, 2001.

2. Марьин М.И. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Методическое пособие. / М.И. Марьин, А.В. Буданов, С.Е. Борисова, К.Р. Такасаева, В.Е. Петров, А.И. Адаев/ Под общ. ред. В.М. Бурыкина. — М., 2004.

3. Марьин М.И. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников, требующих повышенного внимания: Методическое пособие. / М.И. Марьин, В.Е. Петров, И.Ф. Солдатова, А.В. Мещерякова– М., 2005.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под редакцией В.Я. Кикотя, А.М. Столя­ренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

6. Шамаров В.М, Лойт Х.Х.Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. – М., 2000.

Наши рекомендации