Закон РФ «Об образовании». Принципы государственной образовательной политики. Характеристика современной системы образования в России и Республике Башкортостан

Содержание междисциплинарного экзамена по дисциплине «Педагогика» для специальности 050711 (0314) «Социальная педагогика»

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности, виды и структура педагогической деятельности

Содержание учебного материала: Общая характеристика педагогической профессии: учитель, воспитатель, наставник. Особенности педагогической профессии. Смысл и цель педагогической деятельности. Виды и структура педагогической деятельности.

Понятие о профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической и практической готовности учителя

Содержание учебного материала: Понятие о профессиональной компетентности учителя, ее структура. Содержание теоретической готовности учителя: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения. Содержание практической готовности учителя: организаторские умения, коммуникативные умения. Педагогическая техника.

Педагогическое взаимодействие. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога и учащихся

Содержание учебного материала: Понятие «педагогическое взаимодействие». Прямое и косвенное воздействие. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Стили педагогического общения. Использование в работе социального педагога различных стилей педагогического общения.

Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики

Содержание учебного материала: Возникновение и развитие педагогики как науки. Задачи педагогической науки. Объект, предмет и функции педагогики. Характеристика основных педагогических понятий.

Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками

Содержание учебного материала:Система педагогических наук: общая педагогика; история педагогики; сравнительная педагогика; возрастная педагогика; специальная педагогика; методики преподавания; профессиональная педагогика; социальная педагогика; исправительно-трудовая педагогика; лечебная педагогика. Связь педагогики с другими науками: педагогика и философия; педагогика и психология; педагогика и биологические науки; педагогика и экономика; педагогика и социология.

Педагогический процесс как целостное явление. Понятие о педагогической системе

Содержание учебного материала: Понятие педагогического процесса. Педагогическая задача. Движущие силы педагогического процесса. Целостность как сущностная характеристика педагогического процесса. Педагогическая система. Виды педагогических систем.

Принципы организации педагогического процесса

Содержание учебного материала: Понятие о принципах педагогического процесса.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; связь с жизнью и производственной практикой; принцип научности; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; принцип преемственности, последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип эстетизации обучения и воспитания.

Принципы управления деятельностью воспитанников

Содержание учебного материала: Понятие о принципах педагогического процесса. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; принцип сознательности и активности учащихся; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительное в человеке; принцип согласованности требований школы, семьи и общественности; принцип доступности и посильности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Развитие личности как педагогическая проблема и биосоциальный процесс. Роль воспитания и обучения в развитии личности

Содержание учебного материала: Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Развитие как биосоциальный процесс. Противоречия как движущие силы развития личности. Воспитание как целенаправленный и контролируемый процесс социализации. Функции воспитания. Взаимосвязь обучения и развития личности.

Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей школьников

Содержание учебного материала: Основные особенности физического и психического развития детей школьного возраста. Основные новообразования возрастных периодов. Учет индивидуальных особенностей.

Понятие о методологии и методологических принципах педагогики. Организация педагогического исследования – одно из направлений деятельности социального педагога

Содержание учебного материала: Понятие в методологии. Методологические принципы педагогики: системный подход; личностный подход; деятельностный подход; полисубъектный подход; антропологический подход. Категориальный аппарат педагогического исследования. Этапы исследования.

Система методов и методика психолого-педагогического исследования. Использование социальным педагогом методов педагогического исследования в процессе реализации диагностической функции

Содержание учебного материала:Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, социометрия, изучение работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.Методы теоретического исследования: теоретический анализ, работа с литературой. Методы обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование.

Закон РФ «Об образовании». Принципы государственной образовательной политики. Характеристика современной системы образования в России и Республике Башкортостан

Содержание учебного материала: Содержание основного правового документа в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, специальные.

Наши рекомендации