Закон РФ «Об образовании». Принципы государственной образовательной политики. Характеристика современной системы образования в России и Республике Башкортостан
Содержание междисциплинарного экзамена по дисциплине «Педагогика» для специальности 050711 (0314) «Социальная педагогика»
Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности, виды и структура педагогической деятельности
Содержание учебного материала: Общая характеристика педагогической профессии: учитель, воспитатель, наставник. Особенности педагогической профессии. Смысл и цель педагогической деятельности. Виды и структура педагогической деятельности.
Понятие о профессиональной компетентности учителя. Содержание теоретической и практической готовности учителя
Содержание учебного материала: Понятие о профессиональной компетентности учителя, ее структура. Содержание теоретической готовности учителя: аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения. Содержание практической готовности учителя: организаторские умения, коммуникативные умения. Педагогическая техника.
Педагогическое взаимодействие. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога и учащихся
Содержание учебного материала: Понятие «педагогическое взаимодействие». Прямое и косвенное воздействие. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Стили педагогического общения. Использование в работе социального педагога различных стилей педагогического общения.
Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики
Содержание учебного материала: Возникновение и развитие педагогики как науки. Задачи педагогической науки. Объект, предмет и функции педагогики. Характеристика основных педагогических понятий.
Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками
Содержание учебного материала:Система педагогических наук: общая педагогика; история педагогики; сравнительная педагогика; возрастная педагогика; специальная педагогика; методики преподавания; профессиональная педагогика; социальная педагогика; исправительно-трудовая педагогика; лечебная педагогика. Связь педагогики с другими науками: педагогика и философия; педагогика и психология; педагогика и биологические науки; педагогика и экономика; педагогика и социология.
Педагогический процесс как целостное явление. Понятие о педагогической системе
Содержание учебного материала: Понятие педагогического процесса. Педагогическая задача. Движущие силы педагогического процесса. Целостность как сущностная характеристика педагогического процесса. Педагогическая система. Виды педагогических систем.
Принципы организации педагогического процесса
Содержание учебного материала: Понятие о принципах педагогического процесса.
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; связь с жизнью и производственной практикой; принцип научности; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; принцип преемственности, последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип эстетизации обучения и воспитания.
Принципы управления деятельностью воспитанников
Содержание учебного материала: Понятие о принципах педагогического процесса. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; принцип сознательности и активности учащихся; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительное в человеке; принцип согласованности требований школы, семьи и общественности; принцип доступности и посильности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Развитие личности как педагогическая проблема и биосоциальный процесс. Роль воспитания и обучения в развитии личности
Содержание учебного материала: Проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Развитие как биосоциальный процесс. Противоречия как движущие силы развития личности. Воспитание как целенаправленный и контролируемый процесс социализации. Функции воспитания. Взаимосвязь обучения и развития личности.
Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей школьников
Содержание учебного материала: Основные особенности физического и психического развития детей школьного возраста. Основные новообразования возрастных периодов. Учет индивидуальных особенностей.
Понятие о методологии и методологических принципах педагогики. Организация педагогического исследования – одно из направлений деятельности социального педагога
Содержание учебного материала: Понятие в методологии. Методологические принципы педагогики: системный подход; личностный подход; деятельностный подход; полисубъектный подход; антропологический подход. Категориальный аппарат педагогического исследования. Этапы исследования.
Система методов и методика психолого-педагогического исследования. Использование социальным педагогом методов педагогического исследования в процессе реализации диагностической функции
Содержание учебного материала:Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, социометрия, изучение работ учащихся, педагогической документации, эксперимент.Методы теоретического исследования: теоретический анализ, работа с литературой. Методы обработки полученных данных: регистрация, ранжирование, шкалирование.
Закон РФ «Об образовании». Принципы государственной образовательной политики. Характеристика современной системы образования в России и Республике Башкортостан
Содержание учебного материала: Содержание основного правового документа в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, специальные.