Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Отбор учебного материала обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями с другими педагогическими дисциплинами:
· фундаментализации, определяющего концентрацию учебного материала вокруг основных категорий педагогики;
· гуманизации, обусловливающего диалогичность учебного материала, ориентирующего студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций;
· гуманитаризации, проявляющегося в обосновании ценностных основ теоретических построений, в развитии профессионально-личностной рефлексии;
· практико-ориентированности (технологичности), направленного на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики.
При проектировании содержания практических занятий сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов. Кроме этого построение практической части курса определяется следующими принципами:
· профессиональной направленности, позволяющего учесть особенности профессиональной подготовки по определенному направлению;
· вариативности, ориентированного на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся.
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с профилем составляет 2,25 (физическая культура); 2,5 (история, право; начальное образование; биология, экономика) 2,75 (русский язык, литература; английский язык, немецкий язык;) 3 (математика, информатика; экономика, технология;) зачетных единицы или 82 часа (русский язык, литература, физическая культура), 98 (английский язык, немецкий язык;), 92 часа (начальное образование), 96 часов (история, право; экономика), 94 (биология); 106 часов (математика, информатика; экономика, технология) академических часов,
в том числе: аудиторная нагрузка 52 часа (математика, информатика; экономика, технология; русский язык, литература; история, право; английский язык, немецкий язык, начальное образование), 54 часа (биология; физическая культура; экономика)
самостоятельная работа студента: 28 часов (физическая культура); 30 часов (русский язык, литература), 42 часа (история, право; экономика), 40 часов (начальное образование, биология), 46 часов (английский язык, немецкий язык), 54 часа (математика, информатика, экономика, технология).
(1 кредит = 1 зачетной единице = 36 часов)
Форма итоговой аттестации – экзамен.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины
Вид работы | Трудоемкость (зачетных единиц/часов) | ||||||||
МИ | НО | ЭКТ | БЛ | РЛ | ФК | ИП | ЭК | АН ЯЗ | |
Общая трудоемкость | 3/ 106 | 2,5/ 92 | 3/ 106 | 2,5/ 94 | 2,75/82 | 2,25/82 | 2,5/ 96 | 2,5/96 | 2,75/98 |
Аудиторная работа: | |||||||||
Лекции (Л) | |||||||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||||
КСР | |||||||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Самостоятельная работа всего): |
Тематический план дисциплины «Педагогика (Теория и методика воспитания)»(час) Таблица 3
№ п/п | Раздел, тема | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | Всего | |||||||||||||||||
Лекции | Практические занятия | КСР | Итого | ФК | РЛ | НО БЛ | ИП ЭК | АНЯЗ | МИ ЭКТ | ФК | РЛ | НО | БЛ | ИП ЭК | АНЯЗ | МИ ЭКТ | |||||
МИ ЭКТ РЛ ИП АНЯЗ | НО БЛ ФК ЭК | МИ ЭКТ РЛ ИП АНЯЗ БЛ, ФК ЭК | НО | МИ ЭКТ РЛ ИП АНЯЗ | БЛ ФК ЭК/ НО | ||||||||||||||||
1. | Теория и методика воспитания Воспитание как педагогическое явление и процесс | ||||||||||||||||||||
2. | Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса | ||||||||||||||||||||
3. | Движущие силы и логика воспитательного процесса | ||||||||||||||||||||
4. | Базовые теории воспитания и развития личности | 5/7 | |||||||||||||||||||
5. | Закономерности, принципы и направления воспитания | ||||||||||||||||||||
6. | Система форм и методов воспитания | 6/5 | |||||||||||||||||||
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию | 2 | ||||||||||||||||||||
7. | Функции и основные направления деятельности классного руководителя | ||||||||||||||||||||
8. | Понятие о воспитательных системах | ||||||||||||||||||||
9. | Педагогическое взаимодействие в воспитании | ||||||||||||||||||||
10. | Коллектив как объект и субъект воспитания | ||||||||||||||||||||
Национальное своеобразие воспитания | |||||||||||||||||||||
Воспитание культуры межнационального общения | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | ||||||||||
Воспитание патриотизма и интернационализма | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||||||
Воспитание веротерпимости, толерантности | |||||||||||||||||||||
Социальная педагогика Сущность социального воспитания. | - | - | 2 | ||||||||||||||||||
Социализация как контекст социального воспитания: | - | - | |||||||||||||||||||
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи | - | - | |||||||||||||||||||
Факторы социального воспитания | - | - | |||||||||||||||||||
Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях | - | ||||||||||||||||||||
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию | |||||||||||||||||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||||||||||||||
Итого по двум разделам | 54/52 | ||||||||||||||||||||
Вариативная составляющая самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||
Всего по курсу |
Таблица 4