Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста

Связи профессии Современный образованный специалист в нальной деятельности любой сфере жизниобщества - политиче-с вопросами психоло- ской государственного управления, хозяйст-гии и педагогики венной, рынка, финансовой, образователь­ной, правовой, инженерно-технической, ме­дицинской, сервиса и других — не может и не вправе решать свои проблемы в отрыве от проблем и потребностей жизни других людей, их общностей и народа, страны в целом. Это обу­словлено объективно общественным характером труда.

Есть четыре области соприкосновения большинства видов профессиональной деятельности с проблемами человека, опре­деляющими необходимость использовать положения и рекомен­дации психологии и педагогики.

Первая область соприкосновения — связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды. Специалисту надо понимать зависимость от них, понимать и влияния, которые оказывает на них его профессиональная дея­тельность, хотеть и уметь оказывать социально благоприятные влияния. Внешняя среда — не только материальные объекты и условия, но и социальные, человеческие. Работник, ориентиро­ванный на меркантильные интересы достижения «чисто про­фессионального» результата («профессиональный технарь»), ду­мающий только о личной выгоде, приносит людям, стране, природе больше вреда, чем пользы. Побочные и отсроченные негативные результаты его деятельности часто проявляются как социальные, психологические, педагогические (возникают и нагнетаются отрицательные настроения у людей, чувства не­справедливости и неравенства, массовые недовольства, кон­фликты, утрачивается вера в идеалы и ценности общества, рас­пространяются пьянство и наркомания, миграция населения, растут преступность, заказные убийства и др.) и техногенные (загрязнение среды, возникновение аварий и катастроф, рост их

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 19

числа, нанесение вреда здоровью людей, снижение темпов тех­нического прогресса, устаревание оборудования и пр.) последст­вия (результаты), которые в свою очередь негативны для людей. Эти последствия обычно много масштабнее, глубже и устойчи­вее, чем частный сиюминутный «профессиональный успех». Опыт новой России 90-х годов содержит многочисленные при­меры, когда люди, с пафосом именовавшие себя «технарями», «профессионалами», «демократами», «гуманистами», горячими сторонниками «свободы слова», на самом деле приносили стра­не и народу бедствия и страдания, порождали новые и более сложные социальные и человеческие проблемы своими соци­ально, психологически и педагогически непродуманными, не­расчетливыми, авантюрными действиями. Для общества, про­возгласившего своим исходным принципом заботу о каждом человеке, такое совершенно нетерпимо. В эпоху лавинообразно ускоряющегося научно-технического прогресса многие новации в экономике и техносфере становятся опасными для людей и существования человечества вообще, а поэтому гуманитарные вопросы профессиональной деятельности приобрели огромное значение.

Внешняя среда — это всегда и конкретные люди, особенно­сти населения (в том числе психологические и педагогические). Они — пользователи услуг профессиональной деятельности спе­циалиста (например, врача), покупатели его продукции, объекты внимания и воздействий (например, сотрудника правоохрани­тельного органа) или партнеры, конкуренты. Надо понимать их особенности, умело строить общение и взаимоотношения с ни­ми, ладить с партнерами.

Вторая область соприкосновения — профессиональные пробле­мы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и ме­тодов психологии и педагогики в профессиональной работе. Понять глубоко политические, экономические, управленческие, право­охранительные, производственные и иные проблемы невозмож­но, не понимая людей в совокупности их особенностей, не умея выявлять и оценивать их психологические и педагогические особенности — интересы, желания, характер, образованность, подготовленность к тем или иным вопросам. Зачастую при ре­шении профессиональных проблем приходится решать задачи



Раздел I. Психология и педагогика: основы

мотивирования людей, возбуждения интереса, повышения их профессионализма, урегулирования взаимоотношений, прибе­гать к убеждению, разъяснениям, показу и использовать другие методы.

Третья область соприкосновения — влияние на деятельность профессионала и ее результаты его собственных психологических и педагогических особенностей — психологических свойств и ка­честв, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мас­терства и опыта и др. Эта зависимость очевидна и прямо пропор­циональна: чем более всесторонне и лучше подготовлен специа­лист, тем выше успехи его профессиональной деятельности.

Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность спеииалиста и ее результаты личных качеств и профессио­нализма других сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними. В подавляющем большинстве профессиональный труд — это не труд одиночки, а труд совместный. Трудовые группы, коллекти­вы — это тоже не сборища одиночек, а групповые субъекты дея­тельности, в которых действия каждого должны быть умело со­размерены с действиями других, а итоговый продукт — коллек­тивный продукт, который не создается трудом одного, пусть са­мого классного специалиста. Психология групп, настроения и взаимоотношения в них, мастерство взаимодействия, трудовая дисциплинированность и добросовестность — все. что изучают психология и педагогика, имеет здесь важнейшее значение. Ка­ждый специалист должен обладать умением трудиться в коллек­тиве, правильно строить взаимоотношения с коллегами, обла­дать навыками делового общения.

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очерель влияют на них. Это требует от спеииалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной проаЬессионально-психологической и профессио­нально-педагогической подготовленности. Значение этих компо­нентов в профессионализме современного образованного специали­ста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании



Психологическая Можно утверждать, что успех в жизни и и педагогическая под- профессиональной деятельности человека

готовленность спе- в числе ДРУГИХ ПРИЧИН зависит от того, циалиста-выпускника понимает ли он роль и влияние факторов,

высшей школы относящихся к психологическим и педа­гогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обес­печивающих жизненный и профессиональный успех психологи­ческих и педагогических результатов. Это определяется наличи­ем у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую состав­ляющую, нужную образованному человеку для достойной жиз­ни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудо­вой деятельности. Их компоненты — конкретизация дидактиче­ских единиц «Государственных образовательных требований {Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы».

Психологическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы как минимум включает:

а) общую психологическую подготовленность:

• знание предмета психологической науки; системы ее науч­ных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и дея­тельности;

• знание основ методологии психологической науки и мето­дов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• представление о природе психики человека, связях с физио­логией высшей нервной деятельности, закономерностях развития;

• знание основных психических явлений, процессов, ка­честв, состояний, свойств личности;

• знание роли и закономерностей освоения опыта предшест­вующих поколений людей, сознания и самосознания в поведе­нии, деятельности, формировании личности;

• представление о психологии групп, социально-психологичес­ких механизмах и закономерностях их формирования и функцио­нирования, особенностях поведения человека в группах, межлично­стных отношениях в быту и организованном коллективе;

• представление о психологии современного общества, про­блемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества;



Раздел I. Психология и педагогика: основы

• убежденность в необходимости личной активной граждан­ской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутвер­ждении в условиях современного общества, использования пси­хологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построе­ния отношений полов и учета психологии семейной жизни;

• умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;

• умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств:

• умение осушестштять выборы оценок, отношений, реше­ний и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влия­ния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний;

• умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, обшения, наблюдения;

• проявление зарождения психологического мышления, ин­тереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую полготошгенность;

б) профессионально-психологическую подготовленность — это;

• знание психологических особенностей труда, трудового коллектива;

• умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать ею значимость, учитывать при разработке путей повышения эффек­тивности труда;

• умение создавать психологические условия для эффектив­ного личного труда в образовательном учреждении;

• умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в рахтичных ситуациях, возникающих в тру­довом коллективе;

• умение отбирать психологические приемы и действия, повы­шающие эффективность решения типовых профессиональных задач;

• владение элементами психологической техники управле­ния и работы с подчиненным персоналом;

• умение определять психологические пути профессиональ­ного развития своей личности;

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 23

• установка на непрерывное расширение и углубление своей
профессионально-психологической подготовленности.

Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы — это как минимум: а) общая педагогическая подготовленность:

• знание предмета педагогической науки, системы ее науч­ных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и дея­тельности;

• знание основ методологии педагогической науки и мето­дов, доступных к использованию в жизни и деятельности;

• знание основных категорий педагогики и понимание обо­значаемых ими педагогических явлений;

• знание основных педагогических закономерностей, принци­пов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов форми­рования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;

• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, само­реализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окруже­нии от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действи­тельном состоянии и совершенствовании;

• знание педагогических взаимосвязей личности и коллекти­ва, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах лично­сти и других людей;

• представление о педагогических основах образования, вос­питания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, право­вом обществе с рыночной экономикой;

• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;

• предстаачение о психологических и педагогических пред­посылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к по­ведению в экстремальных жизненных ситуациях;

• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитатель­ных ситуаций;

• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его об­разованности, воспитанности, обученности и развитости;

Раздел I. Психология и педагогика, основы

• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированно-сти личности, ее достоинств и педагогической запущенности;

• умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью;

• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагоги­ческое поведение, подготовка и принятие педагогического реше­ния, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);

• умение обоснованно разрабатывать систему основных пе­дагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, рабо­ты с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;

• умение осмысленно, элементарно корректно и педагогиче­ски эффективно строить свое учение в образовательном учрежде­нии и осуществлять самоформирование личности;

• прояачение зарождения педагогического мышления, инте­реса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою пси­хологическую подготовленность;

б) профессионально-педагогическая подготовленность включает:

• понимание зависимости эффективности и результатов тру­да от сформированное™ каждого и всех педагогических свойств личности;

• знание педагогических основ управления;

• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;

• понимание педагогических влияний различных обстоя­тельств профессиональной деятельности на личность, умение оп­ределять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорга­низации своей деятельности и выполнении функций управления;

• умение в основе педагогически корректно готовить и про­водить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;

• желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность.

1 Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании



Этот основательный минимум психологической и педагогиче­ской подготовленности всякого образованного человека, студен­та-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом ис­пользовании преподавателем интенсивных педагогических техно­логий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

Основные виды Изучение психологии и педагогики в сис-

психологической теме профессионального образования на и педагогической под- его Разных уровнях и ступенях естественно готовки специалистов не м°жет быть абсолютно стандартным, а должно осуществляться дифференциро­ванно. Этот императив задается не директивами, а объективны­ми требованиями профессии, к которой готовятся студенты. В частности — особенностями областей и степенью соприкосновения конкретной профессиональной деятельности с психологией и педагогикой. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно четыре основных вида подготовленности специалистов и необходимой подготовки их.

Первый вид — обязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому образованному человеку, для любой профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые были бы не связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы, не зависели от их решения, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно этой объективной связи и от­вечает минимальная подготовка, цели, задачи и предназначение которой рассмотрены выше.

Второй вид — углубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями имеют и психоло­гическую или педагогическую функцию или обе в одинаковом или Разном соотношении. Выполнять такую функцию, значит вести в профессиональной деятельности особую линию работы, ори­ентированную на достижение определенного психологического



Раздел I. Психология и педагогика: основы

или(и) педагогического результата, который выступает необхо­димым условием достижения высокого специального, специфи­ческого результата. Кроме того, она имеет и самостоятельную социальную, гуманную, индивидуальную ценность. Такая функ­ция объективно необходима в политической деятельности, управленческой, юридической, деятельности социального ра­ботника, работе с персоналом, в средствах массовой информа­ции и печати, маркетинговой, рекламной деятельности и многих других. Правильно говорят, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Помимо применения общеукрепляющих организм средств это предполагает и проведение психологической и пе­дагогической работы: формирование полного доверия больного к врачу, укрепление его веры в безусловное выздоровление, поддержку его в бодром состоянии, психологическую помощь в перенесении страданий, обучение способам поведения при бо­лезни, самоконтроля за своим состоянием и др. Не случайно в медицинских образовательных учреждениях изучается дополни­тельно медицинская психология. Другой пример: в образова­тельных учреждениях юридического профиля с 1907 г. изучается помимо общей психологии еще и юридическая, а в некоторых — еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности надо видеть человека и проявлять к нему не «инструментальный» подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству в своих руках для достижения личных целей), но как к личности, требующей понимания, уважения и учета его интересов.

Третий вид — дополнительная образовательная психологическая или педагогическая подготовка. Немалое число профессий, по названию не являющихся психологическими или педагогическими, по существу основного объекта своих воздей­ствий, главным целям и задачам, методам и результатам, кото­рые должны достигаться, яатяются по преимуществу психологиче­скими или педагогическими, разновидностью их. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, работников учебных отделов и деканатов, часть работников кадровых аппа­ратов, работников профилактических служб правоохранитель­ных органов, сотрудников органов исполнения наказаний Ми­нистерства юстиции и др. Их образование должно сочетать спе­циальное и юридическое.

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 27

Четвертый вид — основное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам высшей квалификации, занимающимся профессионально пси­хологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи -практики, социальные педагоги, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологиче­ских и педагогических служб, лабораторий профессионального отбора и обеспечения учебного процесса, научно-исследова­тельских учреждений и др.

Рассмотрение трех последних видов подготовки выходит за рамки учебной дисциплины «Психология и педагогика» как обязательного минимума.

Вопросы и задания для самопроверки

И размышлений

1. Каковы цели и задачи изучения курса «Психология и пе­дагогика» в профессиональном вузе?

2. Приведите и обоснуйте психологические и педагогиче­ские функции изучения данного курса.

3. Обоснуйте необходимость и актуальность научного под­хода к решению психологических и педагогических про­блем жизни и деятельности в современных условиях.

4. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?

5. Раскройте связи профессиональной деятельности с во­просами психологии и педагогики, прокомментируйте четыре области их соприкосновения.

6. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы?

7. В чем заключается педагогическая подготовленность спе­циалиста — выпускника высшей школы?

8. Чем обусловлена необходимость четырех основных видов психологической и педагогической подготовки специали­стов, чем они различаются? Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии?



Раздел I. Психология и педагогика: основы

Литература

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М, 1997.

2. Брайан С. Общество и образование. — М, 1989.

3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Жу­равлева В.И. - М., 1990.

4. Глисс Д., Стеши Д. Статистические методы в педагогике и пси­хологии. — М, 1976.

5. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996.

6. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании». — М., 1996.

7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М, 1990.

8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999.

10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. — М., 1997.
П. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд.— М.,

2000.

12. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического иссле­дования. — М., 1986.

13. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.— М., 1991.

14. Соколов В.Н., ЮзедЬович Г.Я. Ошы и дети в меняющемся мире. — М., 1991.

15. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М., 1990.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М., 1990.

Глава 2

Основы

Наши рекомендации