Психология и педагогика. В жизни, деятельности, науке

В жизни, деятельности, науке

И образовании

Учебная дисциплина

«Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения


Психология и педагогика в высшем образовании

Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому об­разованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и обра­зования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав гра­ждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать ре­шения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписа­ным законам. Учебные планы образовательных учреждений по­этому включают ряд новых обязательных для всех учебных дис­циплин, в число которых входит «Психология и педагогика». Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и со­вершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать дру­гим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь

1, Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании



житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибоч­ными представлениями.

«Государственные образовательные требования {федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитар­ные и социально-экономические дисциплины» предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психи­ки человека, знать основные психические функции и их физио­логические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах проис­ходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формиро­вании личности; понимать значение воли, эмоций, потребно­стей имотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состоя­ния, владеть простейшими приемами психической саморегуля­ции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту иорганизованном коллективе; знать формы, средства иметоды психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определе­ния и решения педагогических задач как в семье, так и в трудо­вом коллективе. Предлагаемое учебное пособие отвечает необ­ходимости овладения студентами этим минимумом содержания и уровня подготовки по психологии и педагогике.

.. Цель изучения учебной дисциплины

Цели и задачи изучения психологии«Психология и педагогика» в высшем об-
ипедагогики разовательном учреждении: повышение об-

разованности молодых специалистов в во­просах научной психологии и педагогики, психологических и педа­гогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жиз­ни и профессиональной деятельности. Основные задачи:

• ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни ипрофессиональной деятельности, возникаю­щих перед каждым человеком и человеческими общностями;

• достижение научного понимания студентами основ пси­хологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;

Ifi

Раздел I. Психология и педагогика: основы

• раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации1 и самоутверждении2 человека;

• ознакомление студентов с психологическими и педагоги­ческими основами жизни и деятельности в условиях современ­ного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;

• психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

• содействие гуманитарному развитию студентов, их психо­логического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

• ознакомление с возможностями использования рекомен­даций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психоло­гической и педагогической техникой;

1 Каждому человеку, появившемуся на свет, которому дарована жизнь, важно
сполна использовать в ней свои потенциальные возможности. Это прежде всего
связано с возможностями стать человеком, отвечающим мировому уровню дос­
тижений человеческой цивилизации, овладевшему общечеловеческими мораль­
ными ценностями, интеллектом, образованностью, культурой, способностями,
профессион&чьной умелостью, а также благами, которые может предоставить
современное обшество. Зависит это прежде всего от самого человека, от его
работы над собой, желания достигнуть в жизни многого, целеустремленности,
упорства, от умного, умелого, морально чистоплотного и правомерного исполь­
зования им предоставляемых жизнью и обществом возможностей, прав и сво­
бод. Все это и подразумевается, когда говорят о самореализации человека.

2 Самоутверждение — важнейший продукт самореализации. Человек — это его
лела, достоинства и недостатки, воплощенные в продуктах жизни и деятельно­
сти. Человек — не то, что он думает о себе, а то, что создали его ум, руки, воля,
его мораль, упорный труд. Человек самовыражается и самоутверждается в лслах.
в том длинном шлейфе-следе, который он оставляет в жизни. Он самоутвержда­
ется во мнении людей о нем и его делах, в положении среди них, в котором он
в результате оказывается. Самоутверждение - это и объективно обоснованное
уважение его к самому себе как к достойному человеку, не замаравшему себя
ничем, человеку со спокойной совестью, которому нечего стыдиться. Самоут­
верждение в своем самосознании связано с пониманием того, что драгоценное и
неповторимое время жизни не тратилось и не тратится попусту, возможности
условий, складывавшихся обстоятельств, своих прав и свободы не «унесены вет­
ром» в безвозвратное прошлое, а использованы и используются сполна, а если
есть упущенное, то корить надо себя, а не других.

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -| -\

• формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в своей жизни и деятельности, а также интереса к продолже­нию работы по повышению своей психологической и педаго­гической подготовленности.

Она базируется на следующих основопо-
Концепция изучения лагаюших положеНиях. "
учебной дисциплины . ,-.

1. По психологии и педагогике написа-

«Психология

и педагогика» ны горы книг, знания этих наУк обширны,

они могут быть изложены в многотомных

энциклопедиях и изучаться по программам, требующим не одну сотню учебных часов. Основная задача учебного пособия, пред­назначенного для студентов высших образовательных учрежде­ний, — отобрать минимум содержания, отвечающего Государст­венным образовательным требованиям, умещающегося в огра­ниченный объем пособия, но сохраняющего научность, доста­точную полноту, целостность, логичность, системность и прак­тичность. В отличие от большинства опубликованных учебных пособий и учебников по дисциплине «Психология и педагоги­ка», в которых 70 и более процентов содержания посвящено психологии, в настоящем пособии эти науки представлены на равных правах. Дело тут не в научных амбициях, а в том, что в вузах пока не оценено должным образом значение данных и ре­комендаций педагогики для жизни и деятельности взрослого человека, а тем более, высокообразованного1.

2. Психология и педагогика — родственные, но самостоя­тельные науки. В цикле «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» они представлены в объединенной учебной дисциплине «Психология и педагогика», что свидетель­ствует о необходимости их взаимосвязанного изучения. Такой вариант имеет право на существование. Логика любой учебной дисциплины не обязана быть идентичной логике науки; изу­чаться по существу должны не науки, а научные знания о соот­ветствующей стороне действительности, соединенные с обоб-

1 Это подтверждается и опросом мнений студентов о полезное in для себя изуче­ния 12 дисциплин гуманитарного цикла. Психология занимает третье место, а педагогика — одиннадцатое (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М., 1997. — С. 107—108).

12___ Раздел I. Психология и педагогика: основы

щенным практическим опытом и подчиненные задачам подго­товки обучающихся в предстоящей жизни и профессиональной деятельности. Психология и педагогика имеют немало взаимо­связанных теоретических положений, а тем более — областей практического приложения, что и позволяет изучать их в еди­ной учебной дисциплине. Следует при этом избегать двух край­ностей: изучать в двух самостоятельных разделах (раздел 1 — психология, раздел 2 — педагогика) либо превращать в смешан­ное изучение «психолого-педагогического знания».

Наука требует дифференцированного подхода, практика — интегрированного. Положение учебной дисциплины как общеоб­разовательной, мировоззренческое значение включенных в нее научных психологических и педагогических знаний не допускают их смешения (уместного, возможно, на каких-то практических курсах). В то же время необходимость преодоления схоластики, отдаленности от жизни и понимания практичности требует не разведения их, а сближения. Эти противоречия разрешимы путем изучения важнейших теоретических и прикладных проблем как общих, но с соблюдением раздельного рассмотрения специфики психологического и педагогического их понимания.

Изложенный подход реализован в учебном пособии, но он позволяет варьировать планы изучения учебной дисциплины. Если в каком-то образовательном учреждении почему-то будет отдано предпочтение последовательному изучению психологии и педагогики в двух разделах, то оно легко осуществимо разне­сением по ним соответствующих параграфов в главах пособия.

3. «Психология и педагогика» изучается в системе высшего образования, включена в учебные планы подготовки специали­стов в самых различных областях профессиональной деятельно­сти. Поэтому общие положения психологической и педагогиче­ской наук разумно сочетать с изучением их профессиональных приложений, с потребностями умелого общения и сотрудниче­ства преимущественно со взрослыми людьми. Однако ошибочно сводить их профессионализацию к учительской деятельности в средней школе, как это зачастую делается.

4. Психология и педагогика — науки, обращенные к практи­ке, погруженные в гущу проблем жизни человека и общества, ищущие ответы на самые насущные их проблемы, но в созна­нии многих людей они представляются сугубо теоретическими, состоящими из трудно запоминающихся дефиниций. В этом

1 Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -у з

повинны не люди, а постановка преподавания, содержание и стиль многих учебных пособий.

Изучение психологии и педагогики, даже самых фундамен­тальных ее положений, выполнит свои функции, если будет строиться не на абстракциях для запоминания, а как глубокое и образное понимание психологических и педагогических реаль­ностей, как выводы из опыта жизни, как уроки для сегодняш­ней практики и будущего. Необходимо более практичное препо­давание их по содержанию, формам и методам.

5. Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» — не простая передача студентам определенного объема знаний, но и личностный акт, призванный способствовать общим и профессио­нальным подвижкам в их личности. Это достигается реализацией в нем комплекса психологических и педагогических функций.

Образовательно-мировоззренческая функция заключается в существенном расширении знаний студентов о человеке, без понимания которого мир остается непознанным, а жизнь обще­ства представляется большой гудящей неразберихой. Житейские знания и суждения о человеке, его судьбе, возможностях, кото­рые по разным поводам приобретаются в опыте жизни каждым человеком и которые в большинстве можно отнести к заблужде­ниям, заменяются научно достоверными, систематизированны­ми знаниями, превращаются во взгляды на жизнь, в убеждения, надежные опоры на жизненном пути.

Воспитательно-мобилизующая функция выражается в мощ­ном вкладе, который вносят психология и педагогика в гумани­зацию личности, изучающей их. Осведомленные в их вопросах люди по-другому, глубже и обстоятельнее, начинают восприни­мать других людей, контакты с ними, цивилизованнее строить отношения и вести себя. Нет, наверное, такого человека, кото­рый бы, изучая психологию и педагогику, не примерял их по­ложения к себе. Начинается более достоверная оценка себя, своих достоинств и недостатков, понимание упущенных воз­можностей и побуждения к самосовершенствованию, к более цивилизованному поведению, к следованию рекомендациям этих наук. Понимание возможностей быть лучше, успешнее в жизни, знание реальных возможностей самореализации и само­утверждения вооружает оптимизмом, превращается из красивого лозунга в привлекательную и достижимую реальность, а глав­ное, зависящую от себя самого.

Жизненно-практическая функция заключается в обогащении сту­дентов знаниями и установками на использование многих конкрет-



Раздел I. Психология и педагогика: основы

ных положений и рекомендаций психологии и педагогики в своей жизни, в образовательном учреждении, в семье, среди людей, на досуге, в трудных ситуациях и пр. Они позволяют значительно уменьшить число промахов, неудач, конфликтов, связанных с ними переживаний и повысить успешность при самоутверждении.

Профессионально-прикладная функция связана с обогащением специалиста психологическими и педагогическими знаниями, на­выками и умениями, нужными для трудовой деятельности. Любой труд — это взаимоотношения и сотрудничество с людьми, и без правильного решения человеческих проблем в нем успеха не видать.

Развивающая функция имеет тоже достаточно разнообразные проявления.

Все изложенное о функциях уже свидетельствует о широком развивающем влиянии изучения психологии и педагогики на личность студента. В процессе усвоения знаний, практики их применения в образовательном процессе происходят подвижки в общем и профессиональном развитии обучающихся и такого специфического качества, как психологическое и педагогиче­ское мышление. Содержание, формы и методы преподавания учебной дисциплины предусматривают также целенаправленное профессиональное развитие отдельных качеств: наблюдательно­сти, памяти, внимания и др.

Изучение психологии и педагогики строится эффективно, если реализуются все функции.

Настоящее учебное пособие ориентировано на воплощение рассмотренных концептуальных положений.

Наши рекомендации