По выполнению контрольного задания
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ПЕДАГОГИКА
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Для студентов заочного отделения юридического факультета,
обучающихся направлению подготовки 030300 Психология
(квалификация (степень) «БАКАЛАВР»)
Составитель: профессор МГЭИ И.М. КОТОВ
Калуга
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
(выдержки, касающиеся дисциплины «Педагогика»)
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
В педагогической деятельности - преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;
участие в проведении тестирования по итогам обучения;
участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к:
преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
СТРУКТУРА ООП БАКАЛАВРИАТА
Б 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая (обязательная) часть
В результате изучения базовой части цикла студент должен:
Знать:
…основные направления развития системы образования, педагогической деятельности…
уметь:
…реализовывать педагогическую деятельность;
Владеет:
…нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью,социальной мобильностью
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
В соответствии с учебными планами студенты, обучающиеся по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) "бакалавр")
по заочной форме обучения, должны выполнять контрольное задание по дисциплине «Педагогика». Предлагается 25 вариантов контрольного задания. Выбор варианта производится в соответствии с номером, под которым студент записан в журнале. Студент, имеющий номер 26 выполняет первый вариант, номер 27 – второй вариант и т.д.
Нарушение порядка выбора варианта ведёт к незачёту работы!
Контрольное задание состоит из 3 элементов:
1. Составить подробный план ответа на один из контрольных вопросов в объёме 1-2 страницы компьютерного текста. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на несколько источников, подробно расписать план ответа на данный вопрос с примерами и выводами.
Сноски на источники обязательны!
2. Составить схему (1-2 страницы) по указанной проблеме (вопросу), подробно описать имеющиеся связи и взаимозависимости. Особо будут поощряться авторские схемы с привязкой к практической деятельности психолога. Следует тщательно и точно указать печатный источник.
3. Задание практическое(1-2 страницы). Опираясь на знание теории решить задачу и подробно объяснить решение. Очень важно Ваше собственное мнение по предложенной проблеме, соотнесённое с профессиональной деятельностью психолога.
Внимание! Консультации по выполнению контрольных заданий студент может получить у ведущего преподавателя на кафедре психологии и педагогики (ауд. 318)!
ВАРИАНТЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
Вариант №1
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Педагогика как наука о воспитании человека на протяжении всей жизни».
2. Составьте схему «Условия формирования положительных мотивов в учебе».
3. Педагог в своей деятельности использует комплименты. Что это? Как их использовать?
Вариант №2
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Объект и предмет педагогики».
2. Составьте схему «Воспитание студентов в педагогическом процессе».
3. В коридоре учебного заведения встретились два человека. Первый сказал: «Здравствуйте, Николай Иванович». Второй ответил: «Здравствуйте». В каких отношениях они состоят? Почему Вы так решили? Какова Ваша позиция?
Вариант №3
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Задачи и функции педагогики».
2. Составьте схему «Деятельность преподавателя по организации учебно-воспитательного процесса».
3. В общении педагогу рекомендуется использовать приём «Имя собственное». В чём заключается его психологическая суть?
Вариант №4
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Методы исследования в педагогике».
2. Составьте схему «Необходимые умения преподавателя».
3. Мудрость Учителя Куна (Кун-цзы – кит., в европейской транскрипции Конфуция, 551—479 гг. до н.э.) внушает уважение и сегодня. Хотя некоторые истины с позиций сегодняшних знаний могут нам показаться иногда банальными. И все-таки…
«Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять достоинств... Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта…»
ВОПРОС: «А что позволяет доброта?»
Вариант №5
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение».
2. Составьте схему «Методы воспитания».
3. Как проявляется доброта к людям в деятельности педагога?
Вариант №6
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача».
2. Составьте схему «Педагогические задачи для формирования нравственного воспитания».
3. Как проявляется любовь к людям в деятельности педагога?
Вариант №7
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Цели и идеалы образования и воспитания».
2. Составьте схему «Ситуация продуктивного сотрудничества преподавателя и студента».
3. Как расценивать в педагогике слова Иисуса Христа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»?
Вариант №8
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Образование как общечеловеческая ценность».
2. Составьте схему «Виды воспитания».
3. Применим ли в современной педагогике ригоризм (суровость) кантовской этики:«Ты должен, значит, ты можешь»?
Вариант №9
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс».
2. Составьте схему «Стили деятельности педагога».
3. Что скрывается для педагога за тезисом Т. Гоббса «Человек человеку волк»?
Вариант №10
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Образовательная система России».
2. Составьте схему «Личность преподавателя».
3. Продолжите мысль Конфуция: «Если тебе плюют в спину, значит ты…».
Вариант №11
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования».
2. Составьте схему «Педагогические умения».
3. Формулировка категорического императива И. Канта такова: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Что это означает для педагога?
Вариант №12
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Педагогический процесс».
2. Составьте схему «Педагогические функции».
3. И. Кант говорил:«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».Прокомментируйте это с точки зрения педагогики.
Вариант №13
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения».
2. Составьте схему «Задатки, способности, талант и гениальность».
3. Процитируйте «Золотое правило этики» и объясните его суть и значение для педагогики.
Вариант №14
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Воспитание в педагогическом процессе».
2. Составьте схему «Цели образования и обучения».
3. Оцените значение для педагогики слов Конфуция: «Держать в руках два конца, но использовать середину».
Вариант №15
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Общие формы организации учебной деятельности».
2. Составьте схему «Возрастные особенности личности студента».
3. Протагор сказал: «Человек есть мера всех вещей». А Вы как думаете?
Вариант №16
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Методы активизации познавательной деятельности учащихся».
2. Составьте схему «Возрастные особенности личности ученика».
3. Аристотелю приписывают слова: «Платон мне друг, но истина дороже!» Как они должны реализоваться в педагогике?
Вариант №17
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Урок: виды, структура, проведение».
2. Составьте схему «Личность человека».
3. Как Вы понимаете слова Ф. Бекона: «Мы столько можем, сколько знаем»?
Вариант №18
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Лекция: виды, структура, проведение».
2. Составьте схему «Соотношение понятий Человек-Индивид-Личность-Индивидуальность».
3. В чём эффективность психологического приёма«Улыбка»? Стоит ли педагогу улыбаться на работе?
Вариант №19
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Организация и проведение семинарских, практических и лабораторных занятий».
2. Составьте схему «Факторы успешности обучения в вузе».
3. Так уж ли важно приветствие в деятельности педагога? А Вы как думаете?
Вариант №20
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Диспут, конференция. факультативные занятия в учебном процессе».
2. Составьте схему «Функции педагогического контроля».
3. Что такое комплимент и как его использовать педагогу?
Вариант №21
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Ситуационные занятия и деловые игры в учебном процессе».
2. Составьте схему «Организационные принципы педагогического контроля».
3. Оцените значение для педагогики слов Конфуция: «Обучай только того, кто, узнав один угол квадрата, способен представить остальные три».
Вариант №22
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Контроль в учебном процессе: консультация, зачет, экзамен».
2. Составьте схему «Проблемное обучение».
3. Оцените значение для педагогики слов Конфуция: «Казнить, тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно».
Вариант №23
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом».
2. Составьте схему «Формы педагогического контроля».
3. Составьте правила поведения педагога в условиях конфликта.
Вариант №24
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности».
2. Составьте схему «Оценка-отметка и их критерии».
3. Оцените значение для педагогики слов Конфуция: «Слушаю слова людей и смотрю на их действия».
Вариант №25
1. Составьте подробный план ответа на вопрос: «Управление образовательными системами».
2. Составьте схему «Требования, предъявляемые к тестированию».
3. В общении педагогу рекомендуется использовать приём «Золотые слова». В чём заключается его психологическая суть?