Непроизвольная и произвольная память

Эти виды памяти зависят от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Произвольно запоминать дети начинают с 3-4 лет, т.к. начинается активная деятельность в играх, которое требует сознательного запоминания предметов, действий, слов и привлечение дошкольников к посильному труду по самообслуживанию, выполнению указаний и поручений старших. С поступлением в школу происходит значительная перестройка в развитии памяти. Память становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти становятся более произвольными. Поступая в школу ребенок уже может произвольно и осмысленно запоминать.

Кратковременная

Важно воспитать у школьника установку на длительное сохранение материала в памяти.

Индивидуально-типологические особенности памяти:

1 Ведущий вид памяти

2 Быстрота запоминаний

3 Прочность сохранения

4 Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению

5 Объем и точность запоминания

6 Профессиональная направленность

Причины, влияющие на продуктивность памяти

субъективные объективные
Тип запоминания Характер материала Количество материала среда
Предшествующий опыт Осмысленность    
Установка Связность    
Интерес   Понятийность    
Состояние организма Наглядность    

Основные понятия:

ü запоминание

ü - сохранение

ü - узнавание

ü - воспроизведение

ü - забывание.

ü Объем

ü Распределение

ü Концентрация

ü Устойчивость

ü Переключаемость

Тема 5 Мышление

Мышление. Операции мышления. Классификация видов мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Мышление– высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление качественно изменяется на протяжении всего детства.

Процесс мышления изучается многими науками:

Философия: изучает соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления.

Физиология: изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления.

Социология: занимается анализом процесса исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ.

Психология: изучает мышление как познавательный процесс, различая его виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени активности.

Теории мышления рассматриваются с точки зрения бихевиоризма. Представители данного направления рассматривают мышление как процесс формирования сложных связей между стимулом и реакцией, становления практических навыков, связанных с решением задач.

Представители психоанализа подчинили мышление, как и все виды познавательных процессов, мотивации.

Гештальт-психология: мышление совершается в замкнутой сфере сознания, т.е. сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания.

Функции мышления:

1 Установление всеобщих взаимосвязей

2 Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений

3 Обобщение свойств однородной группы явлений.

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление– основной вид мышления ребенка, которое развивается в процессе действия с предметами с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. В элементарной форме наглядно- действенном мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с практической деятельностью. Ребенок, выполняя то или иное действие, которое направлено на достижение цели, замечает результат того, что он Наглядно- действенное мышление развивается в связи с овладением предметной деятельностью, ребенок под руководством взрослых усваивает и отношения между предметами, воздействие одного предмета на другой.

На уровне наглядно- действенного мышления возникают основные свойства всякого мышления: отвлеченность и обобщенность.

Наглядно-образное мышление:уже в наглядно-действенном мышлении принимают участие образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. Но вначале ребенок действует вслепую, получая результат случайно. По мере накопления ребенком опыта практических действий, которые приводят к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Теперь ему уже не надо проделывать разные пробы, он проделывает это в уме, т.е. на уровне представлений

Промежуточным звеном между наглядно-образными логическим мышлением является образно-схематическое мышление В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он овладевает особым видом построения знаков. – наглядно-пространственных моделей, в которых отображает связи и отношения вещей существующие объективно.

К концу дошкольного возраста формируется элементы логического мышления с опорой на понятия. Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий во внутренний план. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перенести действия на различные ситуации.

Логическое мышлениехарактеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятия, при этом человек в состоянии продумать план действия в уме, а затем выполнить соответственное действие. При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность.

Взаимосвязь форм мышления:

Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними.

Пример формирования понятий:

2года 5 лет 5-6 лет 6-7 лет
«кукла» - это вот «кукла» - чтобы играть «кукла» - это голова, руки, ноги «кукла» - это игрушка
Указывает на конкретный предмет Выделяет признаки, который приобрел наибольшее значение. Описывает предмет, называя признаки без всякого порядка Выделяют основные признаки, по которым предмет может быть отнесен к определенной категории.

Суждение – мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.

Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводятся новые суждения, которое называется заключением или следствием.

Основные мыслительные процессы:

1 Анализ

2 Синтез

3 Абстракция

4 Сравнение

5 Обобщение

Наши рекомендации