Технология проведения текущей и промежуточной аттестации при кредитной технологии обучения
Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).
Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета как интегральный результат текущих и тематических аттестаций или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).
Метод проведения аттестации: проверка педагогом или группой педагогов (комиссией) качества усвоения программного материала обучающимися как на основе непосредственно проведенных мероприятий (экзамен, зачет, контрольная работа и т.д.), так и на основе результатов текущих и тематических аттестаций.
Промежуточная аттестация обучаемых проводится в сроки, определяемыми лицеем. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания. Если промежуточная аттестация завершается переводным экзаменом по предмету, дисциплине, то отметка ставится по окончанию экзамена. Вопрос о необходимости проведения переводных экзаменов, перечень классов, предметов, дисциплин, формах и сроках решается на заседании педагогического совета школы не позднее марта текущего учебного года.
Понятие эффективности, которое активно используется в повседневной практике, прочно вошло в специальную терминологию многих теоретических дисциплин и наряду с терминами «система», «управление», «информация» приобрело статус общенаучного понятия. В то же время следует отметить, что содержание этого понятия весьма неопределенно.
Наряду с внешней социально-экономической эффективностью образования, которая является объективной и достаточно широко представлена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, необходимо выделить и внутреннюю эффективность образования, которая связана с такими аспектами как:
- рациональное использование времени, затраченного на образование;
- соотношение (и иногда противоречие) между стремительно растущим объемом актуальной научной и социально-политической информации и традиционными методами обучения;
- объем времени, отводимого на внеклассную, самостоятельную работу студентов;
- соотношение между объемом полученных во время обучения знаний, умений и навыков и количеством времени и усилий, прилагаемым выпускником вуза при выполнении профессиональных задач, а также при выработке нового качественного знания.
49. Политика оценивания учебных достижений студентов при кредитной технологии обучения.
Результаты контроля достижений студентов выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения задач, поставленных перед учащимися в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся педагогические требования, предъявляемые к контролю: объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт учителя.
Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.
Но систему оценивания можно усовершенствовать, сделав ее многофункциональной, включающей следующие основные из них:
- нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного студента относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости студентов, уровня их подготовки и качества работы преподавателя (в соответствии с практикой, сложившейся несколько десятилетий назад);
- нормативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию студентов, а также педагогическую рефлексию преподавателей;
- карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности студентов.
В качестве альтернативы существующей пятибалльной системы оценивания в современном российском вузе предлагается рассмотреть разработку и внедрение кредитной системы оценивания или системы перевода зачетных единиц, состоящей непосредственно из кредитов и академического оценивания достижений студентов, на основе существующих в зарубежной высшей школе аналогов (США, страны Европейского Союза, Австралия).