На боеспособность войск
Многовековой опыт ведения вооруженной борьбы и боевой подготовки армии и флота убедительно свидетельствует о том, что физическая подготовка военнослужащих, являясь составной частью системы боевого совершенствования войск, играет важную роль в повышении боеспособности воинских подразделений. Различные качества, свойства и навыки, вырабатываемые в процессе физической подготовки, оказывают весьма благоприятное влияние на успех учебно-боевой и боевой деятельности личного состава.
В настоящее время это явление чаще всего объясняется с позиций так называемого переноса подготовленности военнослужащих.
На протяжении длительного периода теория «переноса» составляла основу научных исследований по проблемам физической подготовки в Армии и на Флоте и внесла неоценимый вклад в достижение ее эффективности, послужила научной основой практически всех Наставлений по физической подготовке и спорту. Однако, постоянное совершенствование боевой техники и оружия, способов ведения боевых действий изменяют требования к человеку, обусловливают необходимость научных обоснований физической подготовки военных специалистов в новых условиях.
Современные достижения биологических наук, теории и методики спортивной тренировки, многолетние экспериментальные исследования позволяют сформировать научные положения, со всей полнотой раскрывающие механизмы влияния физических упражнений на формирование новых признаков и свойств организма и составляющие теоретическую основу физической подготовки в Армии и на Флоте (Б.В. Ендальцев, 1986, 2002).
Любая мышечная деятельность сопровождается адаптационным процессом в организме. В результате в нем формируются новые признаки и свойства, основными из которых являются экономичность функционирования при данной мышечной работе. Повышение функциональных возможностей и устойчивости организма при ее выполнении, то есть, новые признаки и свойства, приобретаемые человеком при мышечной работе, зависят от особенностей последней. В этом и состоит суть выбора средств и методов физической подготовки, наиболее эффективно повышающих работоспособность конкретных военных специалистов, формирующих у них наиболее важные для профессиональной деятельности признаки и свойства организма. Упражнения с преимущественной направленностью на развитие основных физических качеств (силы, быстроты и выносливости) расширяют резервы этих качеств и специалисты, в профессиональной деятельности которых указанные резервы играют важную роль, проявляют более высокую работоспособность после соответствующей физической подготовки.
Данное положение базируется на доказанном к настоящему времени защитном эффекте адаптации к физическим нагрузкам. То есть, если человек адаптирован к физическим нагрузкам, легко их переносит, то он способен обеспечить высокую производительность практически при любых необычных условиях. Однако физические упражнения обладают исключительно широким диапазоном влияния на организм. Одни упражнения оказывают незначительное влияние на уровень функционирования физических систем, другие многократно повышают их мощность. Поэтому выбор и применение физических упражнений, физическая тренировка людей должны осуществляться с учетом формирования необходимых свойств организма на основе современных положений о закономерностях физиологических адаптаций, которые глубоко и полно раскрывают влияние различных физических нагрузок на эффективность профессиональной деятельности. Важным представляется то, что определенная физическая подготовка позволяет успешно формировать механизмы как срочной, так и долговременной адаптации организма и, тем самым, обеспечивать работоспособность военнослужащих в любых условиях боевой подготовки (современного боя).
Вместе с тем, теория переноса подготовленности не потеряла своего значения и в наши дни. Под переносом в широком смысле понимается влияние одного вида деятельности человека на другого. В узком смысле, применительно к физической подготовке военнослужащих понимается влияние занятий физическими упражнениями на различные показатели учебной деятельности.
Поскольку любая мышечная деятельность сопровождается адаптационными перестройками форм и функций организма, то совершенно ясно, что профессиональная деятельность военнослужащих Сухопутных войск обладает значительно более широкими возможностями по формированию приспособительных реакций к разнопрофильным нагрузкам и, в первую очередь, к длительной физической работе умеренной интенсивности, чем занятия физической подготовкой. Под влиянием военно-профессиональных приемов и действий у военнослужащих вырабатывается механизм специфических гомеостатических реакций. Наиболее выгодные условия для развития долговременной адаптации создаются при развертывании механизма общей адаптации, формируемого в процессе спортивной тренировки и обеспечивающего повышения уровня резистентности организма.
Таким образом, адаптационные перестройки в организме характеризуются содержанием тех глубинных морфофункциональных процессов приспособления организма к необычным условиям внешней среды, в том числе к физическим нагрузкам различной интенсивности. Формой проявления воздействия физических упражнений на организм занимающихся, в результате которого сформировался механизм адаптации к нагрузкам различной мощности, является перенос тренированности. Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что систематические тренировки в марш-броске на 5 и 10 км на занятиях по физической подготовке, в результате которых формируется механизм адаптации к нагрузкам большей мощности, обеспечивается прямой перенос подготовленности на действия мотострелков в наступлении, в глубине обороны противника. Точно так же механизм прямого переноса подготовленности проявляется при метании гранат, преодолении препятствий, ведении рукопашной схватки, плавании в обмундировании, на занятиях по физической подготовке с выполнением этих же приемов при ведении боя в населенном пункте, в траншеях, на переднем крае обороны противника.
С другой стороны, как командирам и специалистам физической подготовки объяснить необходимость включения в программы упражнений в беге на 1, 3 км, в лыжной гонке на 5 и 10 км личному составу надводных и особенно подводных кораблей, летному составу ВВС, операторам РВСН, если их профессиональная деятельность не предусматривает подобных приемов и действий. Объяснение может строиться на том, что сформированный механизм адаптации к нагрузкам субмаксимальной и большой мощности на занятиях по физической подготовке нужен не ради физического процесса, а для того, чтобы противостоять гипоксии, гиподинамии, монотонии, сенсорной депривации, т.к. опосредованный в данном случае, перенос подготовленности с одного вида деятельности на другой выражает внешнюю сторону адаптации и представляет форму проявления и выражения ее содержания, как кумулятивный эффект от систематического воздействия подобных нагрузок, приведший к расширению функциональных резервов кардиореспираторной системы.
Таким образом, адаптация и перенос подготовленности в тесной взаимосвязи, выраженной философскими категориями «сущность – явление», «содержание – форма». Адаптация как психофизиологический механизм приспособления к агрессивному воздействию внешней среды отражает сущность глубинных процессов и определяет их содержание. А перенос подготовленности надо рассматривать как явление этой сущности и форму проявления содержания.
Важным звеном в уяснении сущности и механизмов переноса подготовленности военнослужащих является понятие о функциональных системах.
При выполнении человеком той или иной работы осуществляются различные сложные движения и действия, которые сопровождаются мышечными сокращениями, активизацией функций вегетативного обеспечения действующих двигательных структур, сенсорным контролем и управляющим воздействием со стороны центральной нервной системы. Любая человеческая деятельность, любой труд требуют активизации значительного количества различных органов и систем, вовлекают в работу большое число морфофункциональных и психических структур человека.
Вместе с тем, каждая работа задействует определенные органы и системы, вызывает специфическое сочетание взаимосвязей в психической и биологической сферах человека, т.е. формирует своеобразное центрально-периферическое образование – функциональную систему, характерную только для данного вида деятельности. Выдающийся советский физиолог П.К. Анохин по этому поводу писал: «Каждый поведенческий акт, приносящий какой-то результат, большой или маленький, неизбежно формируется по принципу функциональной системы»[1]. В функциональную систему могут быть избирательно вовлечены как близко, так и отдаленно расположенные структуры организма. Она может включать в свой состав дробные части любых цельных в анатомическом и физиологическом отношении систем и даже отдельных организмов. При смене работы возникает уже иная комбинация в деятельности органов и их взаимосвязей, формируются новые отношения между различными функциями, новая функциональная система.
Следует отметить обязательное наличие во всех образующихся системах элементов, обеспечивающих двигательные действия человека. Подчеркивая данное обстоятельство, К. Маркс называл труд «игрой физических и интеллектуальных сил».[2] Эта же игра, по Марксу, разворачивается в ходе различных действий человека и в его свободное время.[3] Великий русский физиолог и психолог И.И. Сеченов также считал мышечное движение непременным атрибутом любой человеческой деятельности: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению…»[4].
При выполнении физических упражнений (как своеобразных двигательных действий, направленных на физическое совершенствование военнослужащих) также всегда формируются специфические для них функциональные системы. Особые функциональные системы возникают и в процессе различных видов учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих.
Сколько вообще может быть образовано различных центрально-периферических функциональных систем? Столько же, сколько и видов (разновидностей, элементов) человеческой деятельности, т.е. бесчисленное множество. А сколько различных органов, составных элементов или структур в человеке? Тоже бесчисленное множество? Или все-таки ограниченное количество? Здесь ответ таков: различных элементов много, например костей у человека – около 230, мышц – около 640, моральных и психических качеств – несколько десятков и т.д., однако их все же значительно меньше, чем возможных функциональных систем, формирующихся и проявляющихся в различных видах деятельности. «Одни и те же мышцы, - по словам П.К. Анохина, - могут применяться для тысячи целей…»[5].
В связи с тем, что количество элементов (двигательных единиц мышц, органов, различных внутренних систем организма, координационных структур, отдельных звеньев динамических стереотипов и т.п.), являющихся своеобразным «строительным материалом» для создания функциональных систем, ограничено, в состав различных функциональных систем неизбежно входят совпадающие (адекватные) элементы. Эта общность элементов разных функциональных систем в значительной мере и определяет возможность переноса подготовленности военнослужащих.
Для переноса подготовленности военнослужащих важно и совпадение режимов (степени напряженности) функционирования или действия соответствующих функциональных систем. Чем динамичнее военно-профессиональная деятельность, чем больше в ней «игры физических сил», тем сильнее влияние не нее физической подготовки. С другой стороны, для обеспечения требуемого переноса подготовленности военнослужащих интенсивность выполнения физических упражнений по возможности должна соответствовать напряженности реальных военно-профессиональных приемов и действий.
Есть еще один необходимый момент, обусловливающий перенос подготовленности военнослужащих – это обеспечение заблаговременной и устойчивой адаптации (приспособления) личного состава к конкретному содержанию, условиям и режимам учебно-боевой и боевой деятельности. Только при многократном повторении тренировочной работы происходит сложный процесс приспособления к ней, в результате которого совершенствуются управляющие, энергетические и функциональные двигательные функции, закрепляются устойчивые связи между ними, устанавливаются специфические регуляторные отношения с центральной нервной системой, изменяются мышечные структуры, улучшаются кровоснабжение и питание всех органов и т.д. Именно многократное, а не единичное выполнение соответствующих физических упражнений обеспечивает перенос подготовленности военнослужащих и тем самым положительное влияние физической подготовки на повышение эффективности специфической военно-профессиональной деятельности.
Величина переноса и его направленность зависят от особенностей функционирования всех структурных элементов, входящих в состав формирующихся при выполнении различной работы специфических функциональных систем. Однако при этом одни структурные элементы разных функциональных систем положительно взаимодействуют друг с другом, другие друг на друга влияют отрицательно, а третьи оказываются нейтральными. Степень значимости отдельных элементов применительно к той или иной деятельности вследствие этого является неодинаковой. Одни из них могут иметь ведущее, определяющее значение, другие – второстепенное. Поэтому в настоящее время наиболее обоснованным является предложение о том, что в основе переноса подготовленности военнослужащих лежат общность ведущих структурных элементов и адекватность режимов функционирования специфических функциональных систем, формирующихся в процессе физической подготовки и проявляющихся в различных видах учебно-боевой деятельности.
Основные свойства и виды переноса
подготовленности военнослужащих
Переносу подготовленности присущи специфические свойства, к основным из которых относятся комплексность, противоречивость, оптимальность, неравномерность.
Комплексность переноса проявляется в том, что эффект воздействия физической подготовки на военно-профессиональную деятельность военнослужащих определяется не одним каким-либо признаком, а совокупностью всех показателей их подготовленности, находящихся друг с другом в диалектической взаимосвязи и оказывающих не только соответствующее влияние на действия воинов, но и взаимное влияние.
Противоречивость переноса заключается в том, что влияние физической подготовки на эффективность учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих обычно бывает разнонаправленным. На одни показатели деятельности личного состава выполнение физических упражнений оказывает положительное влияние, одновременно с этим на другие – отрицательное, по отношению к третьим может быть нейтральным. В процессе тренировки направленность переноса различных качеств, навыков и свойств, как правило, многократно претерпевает изменения.
Оптимальность переноса проявляется в том, что влияние физической подготовки на военно-профессиональную деятельность военнослужащих имеет место лишь при определенном уровне их подготовленности. Этот уровень в процессе физической подготовки достигается не сразу, а постепенно, путем накапливания малозаметных изменений в организме и психике военнослужащих. Только при достижении соответствующего порога качественных изменений начинается сказываться эффект выполнения физических упражнений и возникает перенос тех или иных сторон подготовленности воинов на их учебно-боевую и боевую деятельность. Данное соответствие предполагает не только нижнюю, но и верхнюю границу переноса. Это значит, что положительный перенос может происходить только в определенной зоне, обусловленной как уровнем развития отдельных показателей подготовленности, так и качественными особенностями учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих. При переходе верхней границы зоны положительный перенос к военно-профессиональной деятельности различных специалистов границы зон положительного переноса могут быть неодинаковыми.
Неравномерность переноса проявляется в том, что в зависимости от срока обучения личного состава, уровня и структуры его подготовленности, влияние физической подготовки на военно-профессиональную деятельность может нарастать то быстрее, то медленнее, а в отдельных случаях вовсе исчезать и затем появляться снова.
Особенности влияния физической подготовки на учебно-боевую и боевую деятельность военнослужащих, многообразие проявлений переноса позволяет выделить следующие его основные виды:
1. По характеру влияния – прямой и опосредованный. Прямой – когда результаты физической подготовки непосредственно воздействуют на показатели, определяющие эффективность другой деятельности. Опосредованный – когда физическая подготовка создает потенциальные возможности для повышения результативности другой деятельности, влияет на нее через другие факторы.
2. По содержанию воздействия – положительный и отрицательный. Положительный – когда выполнение физических упражнений улучшает качество другой деятельности. Отрицательный – когда выполнение физических упражнений ухудшает качество другой деятельности.
3. По времени проявления – оперативный и отсроченный (отставленный). Оперативный – когда эффект тренировки сразу же сказывается на улучшении результатов в военно-профессиональной деятельности, отсроченный или отставленный, - когда эффект тренировки обнаруживается только через более-менее продолжительный промежуток времени.
4. По степени воздействия – полный и частичный. Полный – когда влияние физической подготовки сказывается на всех параметрах деятельности военнослужащих. Частичный – когда влияние физической подготовки сказывается лишь на некоторых сторонах деятельности военнослужащих.
5. По направленности влияния – взаимный и односторонний. Взаимный – когда каждый вид деятельности положительно или отрицательно влияет на другой (при этом данное влияние может быть однонаправленным, т.е. только положительным или только отрицательным, и разнонаправленным, т.е. положительным в одну сторону и отрицательным в другую и отрицательным – в другую). Односторонний – когда заметно достаточно эффективное влияние одного вида деятельности на другой, но отсутствует обратное взаимодействие.