Основные педагогические понятия
Любая наука развивается и передает результаты исследований, пользуясь средствами научного языка, т.е. используя определенный понятийно-терминологический аппарат. Термин — определенная словесная оболочка, содержащая одно или несколько слов, выражает определенное понятие — содержательное наполнение термина, чаще всего характеристики определенного процесса, деятельности, включенной в этот процесс, или состояния субъектов деятельности. Понятийно-терминологическая система науки — не только отражение действительности, словесное оформление научной деятельности, но инструмент познания, ибо термины и раскрываемые ими понятия всегда отражают концепцию, понимание сути явлений и процессов, представляют собой методологический концептуальный каркас поиска, понимания и истолкования изучаемой и преобразуемой действительности. Понятийно-терминологическая система сложна, подвижна, она развивается: появляются новые термины", наполняются новым содержанием традиционные. Кроме того, существует разное понимание и истолкование и относительно стабильных понятий. Нередко один и тот же термин выражает разные понятия, а одно и то же понятие выражается разными терминами. Например, понятие «образование» выражает и процесс получения образования, и его результат (высшее образование, среднее образование), а термин «воспитание» трактуется и как общее развитие и становление личности (и тогда он очень близок к термину «образование»), и как процесс становления личности под воздействием всей совокупности влияний среды (тогда он близок понятию «социализация»), и как обозначение внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Очень близки по содержанию понятия, отражаемые терминами «индивидуализация» и «персонификация», оба отражают превращение индивида в индивидуальность, но несут и некое специфическое содержание: индивидуальное — то, что отличает человека от других людей, а персональное — черты, которые в целом определяют именно данного человека, его самобытность и целостность. Такая многозначность (полисемия), вариативность и тонкость передачи оттенков, вообще характерная для русского языка, в науке не всегда позволяет добиться адекватного понимания, в то же время делает изложение и понимание более гибким, емким, наполненным нюансами, выразительным.
Необходимо, однако, не забывать, что терминологическая точность, исключение неопределенности и путаницы в терминах и понятиях - одно из важнейших условий продуктивного поиска и взаимного понимания исследователей и практиков. Поэтому нередко возникает необходимость в доопределении и уточнении конкретного значения терминологии в тексте учебника, пособия, статьи, научной публикации, в сообщении или лекции.
В понятийно-терминологической системе науки выделяют прежде всего базовые, наиболее общие понятия, именуемые категориями (от греч. kategoria — высказывание, признак), а их совокупность обозначают термином «категориальный аппарат педагогики». Они выражают наиболее существенные, определяющие свойства и отношения изучаемой сферы действительности. Содержание категорий конкретизируется и раскрывается рядом ведущих понятий. Эти понятия частью заимствуются из смежных наук, частью выражают содержание, специфическое для данной науки.
С учетом вышеизложенного раскроем основные категории и некоторые ведущие понятия педагогики.
Прежде всего о категориях. Чаще всего к ним относят: образование, воспитание, обучение, социализацию, педагогическую процесс, педагогическую систему.
Образование — процесс и результат направленного формирования человека, осуществляемый в учебно-воспитательных учреждениях и социальных институтах, нацеленный на усвоение человеком культурных ценностей, общее развитие и приобретение социальной и профессиональной компетентности. В современном понимании, принятом в мировом сообществе, образование включает обучение, воспитание, развитие и социальную адаптацию человека, сохранение и коррекцию его здоровья. Неверно сводить образование к обучению, а образованность к обучености.
Воспитание — в традиционном для России понимании включает обучение и развитие, и практически тождественно понятию «образование». В современном более узком понимании — это часть образования, целенаправленно формирующая духовный облик, культуру и личностные качества человека, систему его отношений к окружающей действительности, к гражданственным и нравственным ценностям. Прямо или косвенно на воспитании отражается влияние среды, ее традиций и обычаев.
Обучение — организованный и целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей и других социально и личностно значимых качеств в процессе изучения материала учебных программ под руководством педагога.
Социализация — процесс приобщения человека к ценностям и установкам общества, нормам поведения, освоения социальных ролей, необходимых для успешной адаптации и активной жизнедеятельности в социуме. Социализация происходит как в результате стихийного влияния факторов окружающей среды, социокультурных традиций, так и в процессе социально контролируемых и целенаправленно организованных обстоятельств и ситуаций образовательного процесса.
Индивидуализация — процесс, происходящий одновременно и в тесной связи с социализацией, но в определенном отношении противоположный ему, ибо социализация несет общие установки, правила, нормы для всех, а индивидуализация есть сохранение и развитие «самости», своеобразия психической организации, стиля деятельности, вкусов, предпочтений отдельного человека. В индивидуализации формируется личность активного, но самобытного, обладающего своим лицом, способного самостоятельно принимать решения субъекта общества.
Педагогический процесс — целенаправленное, осуществляемое стадально взаимодействие всех участников (субъектов) образования, факторов развития (в том числе учебного материала), направленное на реализацию целей образования, на удовлетворение образовательных запросов государства, общества, семьи и отдельного человека.
Педагогическая система— единство и взаимодействие структурных элементов, концептуальных установок, теоретических положений и способов их реализации в Целостном педагогическом процессе (программ, средств обучения и воспитания), требований к субъектам (учитель, ученик, родители и др.), в деятельности которых реализуются цели образования, и так называемых внеструктурных факторов — психологического климата, традиций, принятых членами образовательного сообщества ценностей.
Образовательная система — совокупность объединенных общими целями и установками образовательных программ учреждений, органов управления и подразделений инфраструктуры, обслуживающих основные учреждения. Нормально функционирующая образовательная система должна быть открытой, способной к приобретению новых качеств, к развитию и обновлению в соответствии с запросами общественного развития, интересами населения.
Перейдем к определению ведущих понятий. Прежде всего необходимо отметить, что педагогика, как и другие конкретные науки, употребляет множество общенаучных понятий, таких как «система», «структура», «процесс», «эксперимент», «гипотеза», «инсайт», «формализация», «модель», «прогноз», «интеграция», «деятельность» и ряд других. Они употребляются в общепринятом смысле, но часто с добавлением «педагогическая» или «образовательная» и, соответственно, со специальным наполнением: «педагогический эксперимент», «образовательный прогноз», «педагогическая модель» и т.д.
Охарактеризуем некоторые из ведущих педагогических понятий (другие будут раскрыты в соответствующих главах учебника).
Учебно-воспитательный процесс означает взаимодействие педагогов и обучающихся в рамках функционирующей педагогической системы, в котором при изучении программы реализуются воспитательные, учебные (овладение материалом) и развивающие задачи.
Педагогическая деятельность — система активных действий педагога по проектированию и реализации образовательных задач через систему педагогических ситуаций, стимулирующих развивающую деятельность воспитанников.
Педагогическая ситуация — совокупность внешних и внутренних обстоятельств учебно-воспитательного процесса, требующая преобразования, разрешения возникшего противоречия между достигнутым и желаемым; стимулирует поисковую активность, готовит переход к новой обучающей и развивающей ситуации.
Педагогическая задача — включает условие и требование преобразования познавательной, иной учебной, воспитывающей (специально созданной, имитированной) или жизненной (реальной) ситуации. Воплощается в предъявлении обучающимся познавательных и практических заданий, выполнение которых развивает учащихся (воспитанников).
Самообразование — стимулируемая собственными побуждениями, инициативная деятельность по поиску и усвоению знаний, повышению квалификации, развитию способностей.
Самовоспитание — выработанное в процессе воспитания стремление и умение через осознание собственных достижений и недостатков совершенствовать свои личностные качества, преодолевать собственные заблуждения и недостатки; способствует самоопределению и самореализации.
Непрерывное обучение — совершенствование личностных и профессиональных качеств человека на протяжении всей жизни. Включает периодическое обучение и повышение квалификации в системе учреждений общего образования (школа: начальная, средняя); базовое, среднее и высшее профессиональное образование; учреждения дополнительного образования детей и взрослых; учреждения повышения квалификации на производстве, аспирантура и т.д.), а также самообразование.
Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт педагога и воспитуемых в форме общения, взаимопомощи, поддержки, сотрудничества, сотворчества, наставничества, имеющие своим следствием изменения в мотивации, деятельности, отношениях, умножение и раскрытие потенциала личности.
Социальный заказ образованию — выраженные в государственных документах и в общественном сознании общие требования к процессу образования и его результатам, к образовательной подготовке человека, к его готовности быть активным и компетентным членом общества.
Все категории и ведущие понятия взаимосвязаны и в совокупности представляют единую категориально-понятийную систему педагогики.
Укажем также на полезность использования в педагогике образно-метафорической терминологии, воплощающей ее природу как явления искусства и помогающее через образ, сравнение, метафору глубже постигать и точнее истолковывать сложную сущность личностных качеств, и педагогических событий и ситуаций.