Задания для самостоятельной работы. 1. Нарисуйте картину из трёх связанных друг с другом элементов: головной мозг

1. Нарисуйте картину из трёх связанных друг с другом элементов: головной мозг, сенсорная система, внешний мир.

2. В тексте найдите места, где описывается проявление непро­извольного, произвольного и послепроизвольного внимания у капитана Сабурова.

Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к те­лефону.

- Капитан Сабуров слушает.

- Проценко говорит. Спишь?

- Так точно, спал.

- Ну, так скорей вставай, — в голосе Проценко слышалось волне­ние, - выходи наружу, послушай.

- А что, товарищ генерал?

- Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или нет. И своих там разбуди, пусть слушают.

Сабуров посмотрел на часы: было шесть утра. Он торопливо натянул сапоги и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке выскочил на улицу...

Когда Сабуров выбежал из блиндажа, шёл крупный снег, в не­скольких шагах всё заволакивалось пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить охранение. После звонка Проценко он ожидал чего-нибудь особенного. Между тем ничего не было слышно. Было холодно, снег падал за расстёгнутый ворот рубашки. Он простоял так минуту или две, прежде чем уловил далёкий непрерывный гул. Гул слышался спра­ва, с севера. Стреляли далеко, за тридцать-сорок километров отсюда. Но, судя по тому, что звук этот все-таки доносился и, несмотря на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось, что там, где он рождает­ся, сейчас происходит нечто чудовищное, небывалое по силе, что там такой артиллерийский ад, какого ещё никто не видел и не слышал. Са­буров уже не замечал холода и, смахивая с лица хлопья снега, продол­жал прислушиваться (Симонов К. Дни и ночи // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1967. - С. 239-240).

3. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшне­му уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Ко­гда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хоро­шо разобранную пьесу, а по дороге домой, он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

4. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?

В отделе технического контроля работали два контролера — опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие де­тали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный — сразу две, правой и левой руками.

5. Проанализируйте особенности организации восприятия детей в первом и во втором случае. В каком случае организация восприятия оказалась неэффективной? Какие принципы организации восприятия были нарушены? (Ответ см.: Крутецкий В.А., Лукина Н.С. Психология подростка. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965. - С. 211.)

На уроке ботаники учитель организовал восприятие учениками нового материала следующим образом. Ученики слушали объяснение, которое сопровождалось демонстрацией рисунка стебля растения. Уче­ники сделали зарисовки в тетради. Когда дети увидели растение в нату­ре, они многого не могли узнать — не нашли разницы между верхушеч­ными и боковыми, листовыми и цветочными почками и т. д.

У другого учителя строение почки и образование побегов изуча­лось иначе. Учащимся были розданы стебли различных растений. Они увидели и стебель и почку в натуре, расчленили почку, рассмотрели под чешуйкой листочки, ознакомились с их величиной, формой, окраской, запахом, практически познали разницу между верхушечными и боко­выми, листовыми и цветочными почками. На примере работы садовника учащихся познакомили со значением обрезки сучьев. После этого дети рассмотрели плакаты и гербарии постадийного развития побегов, а дома должны были изготовить гербарий.

СЕМИНАР 4

Соотношение субъективной и объективной реальностей: рациональные формы освоения действительности

1. Память.

2. Мышление.

Литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.

2. БрунерД.С. Психология познания. - М., 1977.

3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973.

4. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М., 1984.

5. Кликс Ф.П. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983.

6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введе­ние в психологию. - М., 1974.

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.

8. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и по­требности человека. -М., 1989.

9. Наиссер У. Познание и реальность. - М., 1981.

10. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 1984.

11. Николов Н, Нешев Г. Загадки тысячелетий. Что мы знаем о памяти. -М., 1988.

12. Норман Д.А. Память и научение. - М., 1985.

13. Общая психология.-М., 1981.

14. Петухов В.В. Психология мышления. — М., 1987.

15. Развитие памяти. — Рига, 1991.

16. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.

17. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М., 1988.

18. Хрестоматия по общей психологии.-М., 1978.

19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М., 1981.

20. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. — Л., 1989.

Вопросы для самопроверки

1. Всегда ли мы дольше помним о работе, которую успели закон­чить?

2. Приводит ли интенсивная проработка материала за короткое время к более эффективному запоминанию, чем длительное, но не интенсив­ное изучение?

3. Помогает ли функциональная ригидность человеку адаптироваться к новым условиям?

4. Лучший ли способ решения задач случайный перебор возможных вариантов?

5. Сумела ли в настоящее время наука объяснить, как гены влияют на развитие интеллекта?

6. Следует ли алкогольное слабоумие считать примером олигофрении?

7. Обладает ли человек с нормальным интеллектом и нормальным уровнем умственных способностей?

8. Выбери правильный ответ:

8.1. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в сло­варе благодаря:

а) пространственной ориентации;

б) последовательной ориентации;

в) ассоциативной ориентации;

г) иерархической ориентации.

8.2. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обу­словлено:

а) торможением;

б) активным забыванием;

в) «мотивированным» забыванием.

8.3. Хорошая память:

а) всегда играет положительную роль в процессах мышления;

б) может мешать найти оригинальное решение стоящих перед человеком проблем;

в) всегда облегчает жизнь человеку.

8.4. В понимании интеллекта современной наукой основной упор де­лается на том, что он:

а) наследуется;

б) представляет собой способность адаптироваться к окружаю­щей среде;

в) в основном приобретается;

г) неравномерно распределён у представителей разных рас.

8.5. Вероятность гармоничного умственного развития ребёнка вы­ше, если он:

а) единственный ребёнок;

б) старший из двух детей;

в) младший из двух детей;

г) самый младший в многодетной семье.

8.6. Люди, стремящиеся к успеху и избегающие рискованных дейст­вий или высказываний, как правило, характеризуются:

а) высоким интеллектом и низким уровнем творческих способ­ностей;

б) низким интеллектом и высоким уровнем творческих способ­ностей;

в) низким уровнем интеллекта и творческих способностей;

г) высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.

8.7. Как правило, творческие люди характеризуются:

а) конформизмом;

б) успешной социальной адаптацией;

в) ясными четкими представлениями об окружающем мире;

г) все ответы неверны.

Основные понятия

Абстракция. Амнезия. Апраксия. Аутизм. Афазии. Бразифазия. Бред. Вербальный. Галлюцинации. Дебильность. Деменция. Деперсонали­зация. Закон Рибо. Идентификация. Имбецильность. Импринтинг. Инко-геренция. Инсайт. Интеллект. Конфабуляция. Мутизм. Негативизм. Ол-мофрения. Память генетическая. Реминисценция. Рефлексия. Ригидность. Социальная ингибиция. Схема мышления. Тест. Эффект Зейгарник.

Наши рекомендации