Iii. примерная структура курсовой работы
Титульный лист
Содержание
Введение
Глава 1 – теоретическая, включающая 2-3 параграфа
Выводы по 1 главе
Глава 2 – практическая, включающая 1-3 параграфа
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения (при наличии необходимого материала)
Титульный лист(см. приложение 1) должен нести следующую информацию:
- наименование учебного заведения, факультета, кафедры;
- обозначение характера работы (курсовая);
- наименование темы;
- фамилия, имя, отчество студента;
- номер учебной группы;
- фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание научного руководителя;
- дата сдачи и защиты, оценка с подписью научного руководителя;
- название города, в котором находится учебное заведение;
- год написания работы.
Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, выявить противоречия и сформулировать проблему, раскрыть цель и вытекающие из нее задачи работы, определить объект и предмет курсового исследования, перечислить методы исследования, указать базу констатирующего эксперимента и практическую значимость выполненной работы. В зависимости от темы исследования может быть сформулирована гипотеза.
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность темы курсовой работы определяется студентом на основе анализа литературы по избранной теме, а также исходя из требований педагогической и психологической науки и практики. Достаточно в объеме 1-1,5 страниц кратко обрисовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с темой исследования.
Следует сформулировать проблему исследования, формулируется в виде вопроса, например: «Каковы направления деятельности педагога по…?».
Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной литературе, студент по возможности отражает:
- требования социального заказа общества, представленного в нормативных документах
- значимость в психолого-педагогической теории научной проблемы, в рамках которой избрана тема исследования;
- состояние изучаемого вопроса в практике современной системы образования.
Необходимо продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками и привести в алфавитном порядке список работ отечественных и зарубежных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование данной проблемы
Обоснование актуальности выбранной темы логически предшествует формулировке цели исследования.
Цель любого исследования - это желаемый конечный результат, решение определенной проблемы (теоретико-познавательной, практической или прикладной). Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней (см. табл. 1).
Фактически основная часть текста - это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.
Основными методологическими понятиями работы являются объект и предмет исследования.
Объект исследования - это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Объектом педагогического исследования, как правило, выступают психолого-педагогические явления и процессы: процесс образования, процесс воспитания, процесс формирования отдельных качеств, сторон личности учителя или учащихся, учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процессы.
Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению. Предметом исследования могут выступать: содержание образования и воспитания; диагностика учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности учителя и учащихся; условия совершенствования педагогических процессов; формы, средства, методы организации процессов обучения и воспитания, развития личности и т.д.
Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта (см. табл. 2).
Таблица 1
Пример конкретизации цели исследования
в его задачах
Тема исследования | Цель исследования | Задачи исследования |
Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в православной семье | Теоретический анализ проблемы и разработка форм проведения православных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье | 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования 2. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников 3. Определить особенности воспитания младших школьников в православной семье 4.Проанализировать возможности православных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы 6. Разработать различные формы проведения православных праздников для младших школьников в семье |
Влияние отношений в семье на развитие личности младших школьников | Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить влияние отношений в семье на развитие личности младших школьников | 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования 2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семье 3. Определить особенности формирования личности ребенка младшего школьного возраста 4. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений в семье и личностных особенностей детей 7. Проанализировать результаты экспериментальной работы 5. Разработать программу взаимодействия с семьей по коррекции детско-родительских отношений |
Таблица 2
Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования
Тема исследования | Объект исследования | Предмет исследования (возможные варианты) |
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО | Процесс развития творческого воображения | а) возможности уроков ИЗО в развитии творческого воображения младших школьников б) методы и приемы развития творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО в) уроки ИЗО как средство развития творческого воображения младших школьников |
Формирование нравственных понятий у младших школьников | Нравственное воспитание младших школьников | Формирование нравственных понятий младших школьников на уроках чтения |
Разноуровне-вый подход к контролю за качеством знаний младших школьников | Контроль за качеством знаний младших школьников | Содержание разноуровневых контрольных работ в начальной школе |
Во введении также указываются методы исследования. Наиболее распространенными из них являются теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение и т.п.) и практические методы (эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, беседа и т.д.).
Во введении также указывается база проведения эксперимента, количество испытуемых и их возраст. Например: «Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 138 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 25 детей в возрасте 7-8 лет».
Основная часть курсовой работы
Основную часть следует делить на главы, параграфы, которые являются законченными по смыслу элементами работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов. Каждый параграф и глава должны заканчиваться выводами автора.
В курсовой работе предполагается написание теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются основные понятия, сущность проблемы исследования и ее состояние в современной теории. Дается анализ основных точек зрения на исследуемую проблему, имеющихся в современной научной литературе. Научное обоснование проблемы предполагает также анализ состояния изучаемого вопроса в практике современной школы и обоснование собственной точки зрения на исследуемую проблему. Обязательным структурным элементом теоретической части курсовой работы является анализ литературы, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.
Теоретическая глава должна иметь свой заголовок. Он может быть формальным («Теоретические предпосылки исследования», «Теоретический анализ проблемы», «Обзор современных исследований по проблеме» и т.п.) или содержательным («Проблема формирования мотивов учебной деятельности в трудах отечественных педагогов и психологов» и т.п.). Более предпочтительным является второй вариант. Перед составлением обзора психолого-педагогической литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах), должно во всем тексте данной работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в следующих источниках:
• энциклопедиях: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
• толковых словарях: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
• оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Практическая часть содержит описание подготовки и проведения эксперимента, анализ полученных экспериментальных данных, оформленных в соответствующих таблицах, диаграммах, графиках и т.д.; рекомендации по использованию полученных результатов исследования в практику современной системы образования.
Практическая часть курсовой работы может также включать:
· Разработку инструментария: анкеты, опросники и т.д. Подробно описываются такие методы и методики, которые не являются общеизвестными, представляют собой модификации стандартных методов или разработаны специально для данного исследования.
· Разработку уроков, занятий, анализ передового педагогического опыта¸ программ и.т.п.
· Описание упражнений, тренингов, заданий и т.д.
Практическая глава также может иметь формальный («Опытно-экспериментальная работа» и т.п.) или содержательный («Основные этапы формирования экологической культуры младших школьников» и т.п.) заголовок.
При оформлении результатов экспериментальной работы необходимо помнить, что указание точных имен испытуемых является нарушением профессиональной этики. Если возникает необходимость сослаться на данные конкретного человека, то его представляют обычно либо под вымышленным именем, либо под числовым или буквенным кодом, либо под первыми буквами имени и/или фамилии. Но в целом наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к более или менее сложным математическим и статистическим операциям (расчет средних показателей, процентные соотношения, коэффициенты корреляции и т.п.).
Выводы по главам должны содержать краткое изложение основных положений каждого параграфа. Выводы считаются корректными, если они соответствуют поставленным задачам исследования, являются следствием данного исследования, формулируются лаконично и не содержат общеизвестных истин или суждений, требующих дополнительных научных доказательств.
Курсовая работа должна завершаться заключением. Оно должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта небольшая по объему часть (3-4 стр.) имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логической форме должны быть представлены итоговые результаты исследования.
В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода. Главный итог работы должен быть четко сформулирован и отражать авторский вклад в исследование темы. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практическое значение, это также нужно оговорить.
Из текста заключения должен вытекать общий вывод о том, что цели и задачи курсовой работы полностью и решены.
Список литературы должен составлять не менее 30 источников, соответствующих теме курсовой работы.В библиографии можно указать все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте работы. В перечень используемых литературных источников могут входить разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные. Не менее 30% источников должны быть изданы в течение последних 5 лет.
Список литературы представляет собой перечень книг и статей, которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям коллективных трудов и оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1.-2003 «Библиографическая запись». При оформлении важно учитывать тип источника: монография, публикация в периодическом издании, сборник трудов и т.п. (см. приложение 3).
Приложения могут содержать схемы, таблицы, анкеты, протоколы, тексты модифицированных или малоизвестных методик, статистические таблицы, характеристики отдельных испытуемых, первичные данные и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования, а также работы детей, методические разработки и т.д. Содержание и количество приложений зависит от конкретной работы. В приложение рекомендуется поместить конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, используемых при проведении занятий и.т.п.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и нумероваться арабскими цифрами. В приложении не отражается общая с остальной частью курсовой работы сквозная нумерация страниц. На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.
Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы. Каждое из них должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме (см. приложение 5). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.