Технология индивидуальной воспитательной работы
Практика воспитательной работы свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения педагогов учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. Реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе способствует повышению уровня воспитанности, качества учебы, созданию в коллективах здорового психологического климата. Соответственно, успех в решении учебно-воспитательных задач во многом зависит от того, сумеет липедагог при выборе средств воздействия на человека найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие ему черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, подготовку, помочь раскрыть и реализовать свои возможности. Для этого необходимо умело владеть методикой индивидуальной работы.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается вид педагогической деятельности воспитателей (педагогов, руководителей), в ходе которой осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на человека (обучающегося, воспитуемого, подчиненного) с учетом его индивидуальных особенностей и условий жизнедеятельности в подразделении с использованием целесообразных в данных условиях методов, форм и средств воспитания.
Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и прежде всего методами обращена прямо к личности конкретного человека. Она осуществляется в плоскости межличностного непосредственного взаимодействия и общения воспитателя и воспитанника, а ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого человека, глубиной изучения его психики и личностных качеств.
Технология индивидуально воспитательной работы предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффективных, с педагогической точки зрения, для каждого человека и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного воздействия.
Целью индивидуальной воспитательной работы является активизация человеческого фактора в обучении, воспитании, профессиональном и личностном развитии через выявление, учет и максимальное использование личностных качеств и психологических особенностей участников педагогического процесса (процесса управления).
Технология индивидуальной воспитательной работы основывается на всестороннем изучении и учет воспитателем социальных, психологических, педагогических и других особенностей каждого воспитуемого в отдельности, его индивидуальности (общие биографические сведения; психические особенности; морально-нравственные качества; состояние здоровья).
Биографические сведения: фамилия, имя, отчество; время и место рождения;состав семьи, род занятий ее членов;в каких учебных заведениях обучался;где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался; уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения и др.
Наряду с этим необходимо изучать и знать социально-психологическиеособенности личности: включенность в систему межличностных связей;общительность (коммуникативность); место в коллективе (лидер, середнячок, аутсайдер и др.);степень влияния на других (авторитетность); способность адаптироваться к условиям учебы, образовательного учреждения и др.
Для качественного проведения воспитательной работы педагогу необходимо изучить психологические особенности каждого воспитуемого, определить особенности психических процессов, состояний и свойств, его способности, темперамент, характер, направленность и др.
Способности – это совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности. Способности взаимосвязаны со знаниями, умениями и навыками. Высокого уровня знаний, навыков, умений может достичь любой человек с трудолюбивым, упорным характером. Разница в том, что наличие способностей позволяет ему достичь того же результата гораздо быстрее.
В поступках и поведении человека тесно переплетено психическое и физиологическое. Одной из характеристик подобной взаимосвязи выступает темперамент. Темпераментомназывают интегральное индивидное свойство личности, обусловленное особенностями нервной системы и характеризующее динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения. Педагогу следует учитывать, что темперамент является врожденное свойство личности;нет плохих темпераментов, у каждого свои особенности, которые в одних условиях, ситуациях могут быть достоинством, а в других – недостатком; в человеке обычно присутствуют черты различных темпераментов, при доминировании одного;характер деятельности и общения человека должен соотноситься с типом его темперамента; управляет проявлением темперамента в жизни – характер.
Характер –это совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе. Черты характера – не случайные проявления, а особенности, которые стали свойственными самой личности. Эти особенности и находят проявление в его отношениях в обществе и делят их на четыре группы: к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе. По отношению к окружающему миру у людей могут проявиться такие черты характера, как идейная убежденность, патриотизм, чувство долга, принципиальность, целеустремленность и т. д. По отношению к труду психология выделяет характеры деятельные и бездеятельные. Первым свойственно добросовестное отношение к труду, стремление добиться успеха. Им присущи трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, находчивость, смелость, самостоятельность, упорство, сдержанность.
Отношение к другим людям проявляется в общительности, откровенности, чуткости, вежливости или, наоборот, грубости, замкнутости, черствости. Отношение к самому себе определяется такими чертами, как скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, застенчивость и заносчивость, эгоизм, мнительность. Они свидетельствуют о степени осознания человеком своего положения в обществе, обязанностей перед другими людьми.
Зная характер воина, можно с большей вероятностью предвидеть поведение.
Направленность –сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, потребностей, мотивов, целей и определяет активность личности.
Основные формы (компоненты) направленности: мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем; убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентирами; идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания; влечение – психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Является преходящим явлением: либо угасает, либо осознается, превращается в желание, мечту и др.; склонность – избирательная направленность на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа – глубокая устойчивая потребность в той или иной деятельности;желание – отражает потребность, переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Является мотивом деятельности; интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ознакомлению с новыми фактами; стремление – первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту; установка – предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им проявлений определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целеустремленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
Сведения биографического, индивидуально-психологического и личностного характера педагог может получить при помощи методов наблюдение, опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), изучение документов, эксперимент, изучение результатов (продуктов) деятельности, обобщение независимых характеристик и др.
Обладая сведениями об индивидуально-психологических особенностях военнослужащего, уровне развития и состоянии его психических познавательных процессов, чувственно-эмоциональных и волевых качеств, педагог может сделать вывод о том, к чему в силу своей индивидуальности наиболее предрасположен тот или иной обучающийся (воспитуемый).
Изучив и проанализировав индивидуальные особенности воспитуемого, педагог (руководитель) приступает непосредственно к осуществлению индивидуально-воспитательной работы. Это связано с реализацией определенных методов воспитания – совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов воспитательной работы зависит от личного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей воспитуемого, условий. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов индивидуально-воспитательной работы и применять их комплексно.
Технология индивидуальной воспитательной работы имеет свойственные ей педагогические приемы, которые позволяют результативно решать задачи формирования и развития личности. Основные приемами индивидуальной воспитательной работы являются:
•проявление сочувствия, внимания, доброты – прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимодействия;
•просьба - выполняет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения воспитателя с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание;
•одобрение, похвала – этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания;
•прием проявления доверия в воспитании имеет вид поручения, т. е. наделения полномочием воспитуемого, который по своим качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним задачи;
•авансирование личности – предполагает некоторое завышение оценки достоинств воспитуемого;
•прощение – педагогический прием, когда в воспитательных целях не прибегают к наказанию, несмотря на совершенный проступок;
•проявление огорчение – свое отношение к обнаруженному недостатку подчиненного педагог выражает мимикой, интонацией, жестом, словами;
•психологическая поддержка – создание воспитателем таких условий в коллективе, при которых воспитанник чувствует себя комфортно.
Такова общая характеристика системы методов индивидуально-воспитательной работы, которая предполагает комплексное применение принципов, методов, средств воспитания.