Технология воспитательной работы классного руководителя

Внеклассная воспитательная работа составляет значительную долю в содер­жании деятельности классного руководителя. Если попытаться систематизи­ровать все многообразие того, что она предполагает, то выстраиваются такие системообразующие «блоки», требующие специальной технологии:

I. Организация делового и дружеского общения школьников.

II. Индивидуальное воспитательное взаимодействие с ребенком.

III. Педагогическое взаимодействие с родителями школьников.

I. Технология организованного общения школьников.

При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному ру­ководителю следует выдержать определенную технологическую последователь­ность.

1. Изучение межличностных отношений детей.

2. Организация малых групп.

3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе. Чтобы добиться решения этой задачи, следует помнить, что распределение поручений в группе — это распределение ролей. Детям нетрудно объяснить, что в группе у каждого должны быть свои функции, обязанности (как в фут­больной команде или в экипаже боевого корабля).

Технология организованного общения школьников будет результативна с точки зрения личностно ориентированного образования, если классный руко­водитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:

- организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

- обучение детей культуре общения;

- гуманизацию отношений мальчиков и девочек;

- выстраивание «регуляторов» жизни класса: совместную выработку зако­нов, правил, традиций своего класса;

- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

- развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.

Перечисленные условия для каждого конкретного класса будут иметь раз­ную значимость, но технология организованного общения такова, что главной заботой воспитателя являются именно отношения детей. Поэтому такие усло­вия одновременно становятся и конкретными задачами классного руководи­теля.

II. Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком

Воспитательное взаимодействие с ребенком школьного возраста на инди­видуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного началарастущей личности, для осознания ребенком своего отличия от других одноклассников, принятия слабых и сильных сторон своей личности.

Что стоит за этой задачей? Довольно серьезная и тонкая воспитательная работа, которая включает:

- создание условий для реализации полученного каждым ребенком от при­роды большого фонда задатков и возможностей;

- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации их позна­вательных потребностей и потребностей в общении;

- помощь растущей личности в творческом самовоплощении, в духовном самосовершенствовании, в развитии способностей к жизненному само­определению.

III. Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников

Обозначим технологический алгоритм педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.

1. Изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи.

Бесспорно, следует обратить внимание на материальные условия жизни се­мьи, количество детей и взрослых, образовательный и культурный уровень ро­дителей. Но самое главное, что должен понять классный руководитель, — стиль воспитательного поведения родителей.

2. Установление личностного контакта с родителями. Родители обязательно проявят заинтересованность в общении с классным руководителем, если почувствуют, что он любит их ребенка, беспокоится о его здоровье и учебных успехах, жалеет, понимает его слабости и гордится его до­стижениями.

- При установлении личностного контакта с родителями школьников стоит учитывать ряд важных условий. (Обратите внимание, что все они запретитель­но-ограничительного свойства, своеобразные «педагогические табу».)

- Не допускать невидимую «войну» с родителями учеников: перестать предъявлять всем без исключения требования, которые они не могут вы­полнить.

- Не «примерять» к семьям своих учеников шаблон некой идеальной се­мьи, а начать кропотливое и бережное изучение каждой семьи: выделяя типичные черты семейного воспитания, помнить о его уникальности.

- Не обсуждать на родительских собраниях публично личности отдельных учеников, их недостатки и тем более не высказываться критично в адрес конкретных родителей.

- Не разжигать соперничество между родителями по поводу учебных ус­пехов детей, проявлений индивидуальных способностей, побед на олим­пиадах и конкурсах.

- Не жаловаться родителям на учебную работу детей в школе, на их пове­дение. Помните: это область действия педагога-профессионала, а не ро­дителей.

3. Организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы.

Сделав родителей своими союзниками, единомышленниками, классный руководитель обязательно почувствует их стремление включиться в жизнь клас­са: помочь на экскурсии, провести генеральную уборку, сшить новые шторы, развести цветы, устроить чаепитие для детей. Да мало ли что придет в голову родителям, особенно мамам, преодолевшим недоверие к главному учителю своего ребенка. Эту бурную деятельность надо корректно направлять в соот­ветствии с задачами образовательного процесса и планом воспитательной ра­боты классного руководителя.

4. Педагогическое просвещение родителей. Даже если в классе значительная часть родителей школьников имеет выс­шее образование, классный руководитель тем не менее должен себя проявлять как педагог-профессионал. Конечно, в области воспитания границу между советом здравомыслящего человека и консультацией квалифицированного спе­циалиста порой провести сложно. Но профессиональный педагог не позволит себе, скрывшись за «забором» научных терминов, уйти от реальных проблем конкретных детей, а будет помогать их решать, опираясь на закономерности воспитания, обоснованные современной педагогической наукой.

5. Педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания.

Не секрет, что внешне благополучная семья нередко сотрясается от конф­ликтов между взрослыми, от которых страдают дети. И даже самые любящие родители не застрахованы от появления у детей вредных привычек, асоциаль­ных интересов. Здесь бывает нужна серьезная индивидуальная консультация родителей, общая договоренность о специальных требованиях к ребенку, о но­вом поручении в классе. А есть и неблагополучные семьи, где родители в разводе или ребенок живет с отцом-деспотом, крикливой истеричной матерью, где взрос­лые пьянствуют, а в доме нищета и запустение. В этих случаях стоит привлечь на помощь школьного психолога и социального педагога, специалистов инспек­ции и комиссии по делам несовершеннолетних, отдела охраны прав ребенка и опеки департамента образования и общественные организации.

Часть III

Наши рекомендации