Словарь основных понятий по психологии
И педагогике
Абстракция– мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, условиям окружающей среды.
Актуализировать– перевести из состояния потенциального в состояние реального.
Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
Амбивалентность– двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.
Анализатор– понятие, предложенное И.П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.
Апатия– состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
Апперцепция– свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего субъекта и от личных особенностей его психической деятельности.
Ассоциация– связь между психическими явлениями, при которой наличие одного из них влечет за собой появление другого.
Атрибуция– приписывание какого-либо непосредственно невоспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.
Аутизм– погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью.
Аффект– кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Аффективный– относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия, связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, переживаниями.
Афферентный– понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.
Бессознательное– характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающее такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Бихевиоризм– учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Бихевиоризм отрицает необходимость научного исследования собственно психических явлений. Основателем бихевиоризма считается американский ученый Д. Уотсон.
Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.
Вестибулярные ощущения – ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-то объекте.
Воля– свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Воображение– способность представить отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю эмоции воспитуемых, организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Воспитание – в широком смысле рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач. В узком смысле воспитание — это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. Он охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов.
Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
Генотип– совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком от своих родителей.
Глубинная психология – ряд направлений психологии, придающий решающее значение в поведении глубинным, неосознаваемым самим человеком побуждениям и установкам.
Гомеостаз– нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.
Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.
Гуманистическая психология – направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное открытие возможностям, ищущее смыслов и ценностей, творческое духовное начало.
Депрессия – состояние душевного равнодушия, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
Детерминация– причинное обусловливание.
Деятельность– специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Девиантное поведение – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды девиантного поведения – преступность и уголовно наказуемое аморальное поведение.
Деятельность педагогическая – процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).
Дидактика – составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.
Диспозиция– предрасположенность, готовность человека к определенным внешним и внутренним действиям.
Доминанта– преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбуждений соседних участков мозга. Понятие доминанты введено А. Ухтомским.
Душа– старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.
Задатки– предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.
Закономерности воспитания – представляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздействие на весь уклад жизнедеятельности.
Закономерности педагогического процесса – система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и воспитания.
Знание– преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
Идентификация– отождествление.
Имплицитная теория личности – устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.
Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.
Индивид– отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, учеником 3. Фрейда. Психическое развитие определяется, согласно Адлеру, чувством неполноценности, которое формируется в детском возрасте и затем может быть преодолено через самоутверждение, в творческих актах, борьбе за власть, превосходство над другими.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.
Инсайт– внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Интеллект – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.
Интеракция– взаимодействие.
Интериоризация– переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку интериоризация означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций интериоризация является основным механизмом их развития.
Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни.
Интерференция– нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
Интуиция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Инфантилизм – проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.
Катарсис – очищение. Психоаналитический термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
Кинестетические ощущения – ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.
Когнитивная психология – направление в психологии XX в., задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
Когнитивный– имеющий отношение к познанию, мышлению.
Коллектив– высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.
Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
Компенсация– способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие компенсации введено А. Адлером.
Комплекс неполноценности – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Константность восприятия – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.
Конформность– некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями.
Лабильность – свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени, лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.
Либидо (в психоанализе) – сексуальное влечение, в более широком смысле — влечение к жизни (Эрос).
Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний локус контроля – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний – их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие локус контроля введено американским психологом Ю. Роттером.
Мгновенная память – память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. Мгновенная память действует, как правило, только вовремя самого процесса восприятия.
Метод– совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методология– учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.
Методы воспитания – это определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Модальность– понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.
Мотив– внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Мышление– психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, решением задач, творческим преобразованием действительности.
Наглядно-действенное мышление – способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
Наглядно-образное мышление – способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
Настроение– эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.
Неофрейдизм– направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм психоанализа 3. Фрейда и ввести основные его положения в социальный контекст.
Образ – обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Образование– процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Обучение– целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.
Общая психология – область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
Объективация – процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире – там, где располагается источник воспринимаемой информации.
Одаренность– наличие у человека задатков к развитию способностей.
Онтогенез– процесс индивидуального развития организма или личности.
Оперативная память – вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
Организаторская деятельность – практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом. Организаторские способности обеспечивают высокую эффективность организаторской деятельности.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса – деятельность по овладению наилучшими моделями, алгоритмом и технологией обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение наивысшего результата в конкретных условиях.
Органы чувств – телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Органы чувств включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждение в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.
Ориентировочная реакция (рефлекс) – реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.
Ощущение– элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.
Память– процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Память долговременная – память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
Память кратковременная – память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
Педагогика – это теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения.
Педагогическая задача – задание, формулируемое педагогом, воспитателем и направленное на формирование определённых позитивных свойств личности или группы воспитанников.
Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Сейчас педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (разной продолжительности во времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педология – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины XX вв., пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании людей. Педология накопила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена, в результате чего нарушился естественный ход развития педагогической и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.
Познание– процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание об его многопорядковой сущности.
Предмет педагогики – область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов – конкретных людей и коллективов.
Предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.
Педагогическая психология – область психологической науки, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.
Персонифицировать – относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой.
Перцептивный– относящийся к восприятию.
Перцепция – восприятие, непосредственное отражение действительности.
Предметность восприятия – свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.
Представление – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.
Проприоцептивный– связанный с мышечной системой.
Психика– общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Психоанализ– направление в психологии, разработанное 3. Фрейдом; совокупность способов выявления (в лечебных целях) особенностей переживания и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
Психология– наука о явлениях душевной жизни, закономерностях развития и функционирования психики.
Реакция– ответ организма на какой-либо раздражитель.
Ригидность – особенность мышления, проявляющаяся в неспособности отказаться от привычных способов деятельности.
Реминисценция– самопроизвольное припоминание материала, который был когда-то воспринят, а потом забыт.
Рефлексия– способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д. и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Самоактуализация – использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию.
Самовоспитание– это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.
Самосознание– высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении, которое активно развивается в рамках «Я»-концепции.
Сверхаддитивный эффект – более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности.
Сензитивность– характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
Сенсорный (экстрасенсорный) – связанный с работой органов чувств.
Синестезия – способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств.
Словесно-логическое мышление – вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.
Сознание– высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Социализация– процесс и результат усвоения ребенком социального опыта.
Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.
Способности– индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Статус– положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Стимул– то, что воздействует на органы чувств человека.
Структурность восприятия– свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Сублимация (в психоанализе) – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем переключения энергии на процесс творчества, «уход» в шутку, остроумие и т.п.
Темперамент– динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Умозаключение– процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.
Умение– способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Учение– деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешного выполнения социальных функций и решения жизненных задач.
Формирование – процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
Фрейдизм– учение, связанное с именем австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда. Кроме психоанализа содержит теорию личности, систему взглядов на отношения человека и общества, совокупность идей об этапах и стадиях психосексуального развития человека.
Фрустрация– эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
Черта личности – устойчивое свойство личности, определяющее характерное для него поведение и мышление.
Эйфория– состояние чрезмерной веселости, обычно не имеющее объективных предпосылок.
Экспериментальная психология – общее обозначение различных исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
Экстериоризация – процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия.
Экстраверсия– обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
Эмоции– элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Эмпатия– способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Эфферентный – процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
«Я»-концепция – относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
Учебное издание
ПОНОМАРЁВ Петр Андреевич