Словарь основных категорий и понятий

Абсентеизм – неучастие (уклонение) избирателей в выборах в органы.

Абсолютизм - форма правления, при которой монарху принадлежит неог­раниченная верховная власть.

Автономия - право на независимость, самоуправление, самостоятельность государственных образований в отношениях, связанных с организацией и обес­печением их существования и деятельности.

Административно-территориальное устройство - деление территории государства на определенные части (административно-территориальные еди­ницы), в соответствии с которыми строится система местных органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления

Ассиметричная федерация - федерация, субъекты которой в значитель­ной степени различаются по их конституционно-правовому статусу и реально­му положению в системе федеративных отношений, а равно, возможно, по та­ким характеристикам, как территория, количество населения, уровень социаль­но-экономического развития.

Бикамерализм - двухпалатная структура парламента.

Бипатрид - лицо, имеющее два и более гражданства.

Вето - право определенного органа государственной власти (главы госу­дарства) наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуе­мый в соответствующем акте: 1) абсолютное - без права вторичного принятия этого закона парламентским голосованием; 2) относительное (отлагательное) - санкционирование приостановления вступления в силу закона, т.к. парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.

Выборщик - термин применяется при косвенных выборах - лицо, выбранное избирателями для представления их интересов на грядущих выборах.

Выборы - форма реализации избирательных прав путем участия в избира­тельной кампании.

Государственный режим - порядок функционирования высших государ­ственных органов и их взаимодействия между собой.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основ­ных прав и свобод человека.

Двугражданство - политико-правовая принадлежность лица к двум суве­ренным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражда­нином.

Делегированное законодательство - изданные правительством по упол­номочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой зако­на, в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых законодательных полномочий.

Демократия - одна из основных форм правления, политической и соци­альной организации общества, государства и власти, основанная на признании народа в качестве источника власти и возможности управления делами общест­ва и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления граждан.

Договорная федерация - такая форма территориального устройства, кото­рая образуется в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающихся в связи с этим в субъек­ты федерации.

Зависимые территории ~ территории, которые находятся в юридической зависимости от государств, выступающих по отношению к этим территориям в роли метрополий, т.е. колониальной державы.

Законодательная инициатива - право специально уполномоченных ор­ганов, организаций и лиц возбуждать перед субъектом законодательной дея­тельности вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парла­ментом.

Законодательная власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве, кото­рая осуществляет исключительное право издавать нормативные акты (законы), обла­дающие высшей юридической силой.

Законодательный процесс - регламентированный порядок осуществления совокупности действий, составляющих законода­тельную деятельность парламента.

Заморская территория - форма зависимости территории от государства-метрополии, которая создается законом, законодательный режим и админист­ративная организация зависит от особого конституционного положения терри­тории.

Избирательная квота - при пропорциональной избирательной системе минимально необходимое количество голосов для избрания одного депутата в данном избирательном округе.

Избирательная система - установленный национальным законодательст­вом порядок организации и проведения выборов в представительные органы, определение итогов голосования и результатов выборов

Избирательное право - в субъективном смысле: право граждан избирать в органы государственной и местной власти (актив­ное избирательное право); быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право).

Избирательный округ - в государствах, где используется территориаль­ный принцип организации выборов, избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, определенным национальным законодательством, для проведения выборов в представительные органы.

Имам - согласно шиитской концепции - полубожественный правитель, стоящий над государством и обществом.

Иммунитет - предусмотренная национальным законодательством или вытекающая из норм и принципов конституционного и международного права особенность статуса субъекта права, заключающаяся либо в ограничении при­менения к нему некоторых общих норм национального законодательства, либо в праве субъекта конституционного права быть свободным от власти другого аналогичного субъекта.

Импичмент - процедура ответственности высших должностных лиц го­сударства (президента, судей и т.п.).

Интерпелляция - в государствах с парламентарной формой правления особый вид запроса депутатов парламента правительству или отдельному его члену по определенному вопросу или относительно политической линии пра­вительства в целом.

Индемнитет - 1) в ряде стран свобода выступления и голосования в пар­ламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственно­сти за его парламентскую деятельность; 2) предусмотренное национальным за­конодательством вознаграждение депутатов за их деятельность в парламенте, включающее заработную плату, компенсацию за оплату проезда, пользование услугами связи и т.п.

Кандидат — претендент на занятие должности, замещаемой в порядке вы­боров или назначения, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.

Кантон - территориальное устройство государства - единица федератив­ного устройства в некоторых странах (напр., Швейцарии) либо низовая адми­нистративно-территориальная единица (напр., в Бельгии, Франции и др.).

Кастильская система престолонаследия - наследование престола пред­почтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру.

Квалифицированное большинство - при голосовании официально уста­новленное большинство голосов, необходимое для принятия решения по во­просу, поставленному на голосование, превышающее простое большинство.

Кворум - установленное законом, уставом организации или регламентом минимальное количество участников собрания, заседания какого-либо органа, необходимое для признания соответствующего собрания или заседания право­мочным принимать решения.

Клерикальное государство — государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обяза­тельном порядке включает изучение церковных догматов.

Конкурирующая компетенция — совместная компетенция федерации и ее субъектов распределяется таким образом, что органы субъектов федерации вправе принимать решения по любым вопросам данной сферы, пока такие ре­шения не приняты федеральными органами, но в любом случае акты субъектов федерации в совместной сфере не могут противоречить актам федеральным.

Конституанта - во Франции и некоторых др. государствах учредитель­ное собрание, созываемое с целью разработки конституции.

Конституционное право (как отрасль права) - совокупность правовых норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности человека и граж­данина, а также основы организации общества и государства.

Конституционная федерация - федерация, создаваемая в результате воз­растания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и при­обретения ими государство подобных черт.

Конституционный контроль — контроль за соответствием законов поло­жениям конституции, осуществляемый конституционными судами или специа­лизированно уполномоченными на то конституцией органами государства.

Конституционный надзор - такая система отношений между органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внима­ние поднадзорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостано­вить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзор­ный орган.

Конституционный строй - в конституционном праве форма организации государства, включающая систему базовых политических, экономических и со­циальных отношений, закрепленных в конституции, охраняемые конституцией и другими нормативными правовыми актами и выступающих в качестве основ конституционного строя.

Конституционный суд - в ряде государств, специализированный орган судебной системы, главной функцией которого является осуществление пред­варительного и (или) последующего конституционного контроля, надзора.

Конституционный трибунал - орган конституционного контроля (над­зора) в Польше, Испании.

Конституция - основной закон государства, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества.

Контрасигнатура - в некоторых странах подпись министра на акте, исхо­дящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юри­дическую и политическую ответственность.

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госу­дарства, образующие конфедерацию, сохраняют независимость (суверенитет) и объединяются для достижения определенной цели и имеют общие органы для координации своих действий в этих сферах, в то же время государства-участники сохраняют свои органы государственной власти.

Корпоративное государство - форма тоталитарного или авторитарного режимов, разновидность фашистского государства, создающего систему корпо­раций, выполняющих определенные социальные функции.

Магистратура - в ряде стран судьи, прокуроры и следователи объединя­ются в судейский корпус (иное название - магистратура).

Метрополия - государство, владеющее колониями.

Министериализм (иначе - система кабинета)- государственный режим, при котором юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контро­лирует работу парламента.

Монархия - форма правления, при которой в отличие от олигархии и де­мократии верховная государственная власть сосредоточена в руках единолич­ного главы государства - монарха и передается по наследству.

Монократическая республика - при наличии основных атрибутов рес­публики - парламент, независимость судей - власть президента носит неограниченный характер.

Народная конституция - конституция, источником которой является из­бирательный корпус, выбирающий парламент или учредительное собрание ли­бо который непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Народный суверенитет - как принцип конституционного права зарубеж­ных стран означает полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управле­нии делами общества и государства.

Натурализация - прием в гражданство иностранца по его заявлению

Обычай - прочно установившееся в определенной сфере социальной жиз­ни правило, регулирующее поведение участников соответствующих общест­венных отношений.

Обязательный вотум - юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Октроирование конституции - дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха).

Омбудсман — парламентский уполномоченный по гражданским делам.

Оптация - добровольный выбор гражданства, обычно предоставляется населению территории, изменяющей государственную принадлежность.

Основы конституционного строя — совокупность общественных отно­шений, составляющих сущность устройства общества и государства.

Плебисцит - референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер

Поименное голосование - голосование, при котором официально регист­рируется, как именно голосовал тот или иной депутат представительного орга­на или член иного коллегиального органа в процессе принятия решения.

Политико-административное деление — деление унитарного государства на единицы, статус которых регулируется главным образом актами текущего законодательства текущей власти.

Политико-территориальное устройство — представляет собой виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между со­бой.

Политическая власть - власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения на­сильственных принудительных средств.

Политический режим — система приемов, методов, форм, способов осу­ществления политической (включая государственную) власть в обществе. Ви­ды: 1) демократический - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых инсти­тутов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом; 2) либеральный — отличается высокой степенью политической сво­боды, однако вследствие культурной отсталости большинства общества реаль­но пользоваться демократическими политическими институтами могут сравни­тельно немногие; 3) авторитарный - полное или почти полное отсутствие и, деле демократических политических отношений; 4) тоталитарный - система средств и способов осуществления государственной власти, при котором уста­навливаются ограничения в политической, личной жизни граждан; любые пар­тии, кроме правящей, возглавляемые вождем, лидером организации и государ­ства, как правило, запрещены.

Политическое убежище— предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без граж­данства, обратившимся с соответствующей просьбой к данному государству (право убежища).

Полицейское государство- государственно-правовой режим, основу кото­рого составляет тоталитарный государственный контроль, при осуществлении которого нарушаются права граждан государства.

Полукантон – субъект швейцарской федерации, имеющий те же права и тот же статус что и кантоны. Главное отличие полукантона от кантона в том, что его голос на федеральном уровне «весит» в два раза меньше, т.к. полукантон – это кантон, разделившийся на две части: голос кантона на референдуме считается как ½ голоса кантона, полукантоны избирают в верхнюю палату парламента 1 представителя ( а не двух).

Право сецессии - право выхода субъекта из федерации.

Правовое государство- тип государства, основанного на конституцион­ном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодейст­вием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и вла­сти.

Презумпция компетентности- в федеративных государствах при рас­пределении компетенции между федерацией и ее субъектами - в случаях, не урегулированных Конституцией, компетенция считается принадлежащей субъ­ектам федерации.

Престолонаследие- порядок наследования титула монарха.

Прецедент- поведение в определенной ситуации, которое рассматривает­ся как образец при аналогичных обстоятельствах.

Промульгация закона- стадия законодательного процесса - санкциониро­вание законопроекта главой государства в установленные конституционные сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Разделение властей- три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) на основе конституционной системы сдержек и противовесов, урав­новешивая друг друга, должны обеспечить эффективную реализацию народо­властия.

Ратификация- утверждение международного договора, подписанного от имени государства или правительства высшим органом государства или его главой.

Республика- форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Референдум- форма непосредственной демократии, окончательное реше­ние вопроса государственного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей территории. Известны следующие виды: 1) конституционный референдум - референдум, проводимый при принятии конституции; 2) консультативный референдум - всенародный опрос, результат которого не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан; 3) обязательный референдум - имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть приня­то; 4) отменительный референдум (народное вето) - референдум, проводимый для решения вопроса о полной или частичной отмене закона или акта, имеюще­го силу закона; 5) петиционный референдум - референдум, проводимые по инициативе группы избирателей; 6) факультативный референдум - проводится в зависимости от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, ли­бо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы.

Салическая система престолонаследия— наследование престола исклю­чительно по мужской линии.

Светское государство - конституционная характеристика государства -отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

Симметричное территориальное устройство- политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус (противопоставляется ассиметричное территориальное устройство).

Социальное государство - конституционная характеристика государства - государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать не­оправданные социальные различия.

Статутное право- в Англии с XIII в. совокупность правовых норм, со­держащихся в законодательных актах высших органах государственной власти (статутах).

Суверенитет- верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.

Судебная система- определенным образом структурированная совокуп­ность судебных органов, действующих в государстве.

Судебный иммунитет - в силу судебного иммунитета государство не мо­жет быть привлечено в качестве ответчика в суде другого государства, кроме случаев добровольно и прямо выраженного согласия на подчинение местной юрисдикции.

Теократическая монархия- разновидность монархической формы прав­ления, при которой значительная власть при управлении государством принад­лежит религиозно-феодальным институтам.

Территориальное деление государства- система территориальных со­ставных частей (единиц) государства, представляющее собой географическую основу территориального устройства.

Титул монарха- символы верховной власти (короля, императора и т.п.).

Трайбализм (трибализм) - (в развивающихся странах) практика предос­тавления привилегий выходцам из определенной племенной группы.

Унитарное государство- форма государственного устройства, при кото­ром территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.д.).

Факультативный конституционный контроль- осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта (например, требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта).

Федеральные территории - территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации и непосредственно подчиненные центральной власти (имеются не во всех федерациях).

Федерация - в многонациональных государствах форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.

Филиация - приобретение гражданства в силу рождения (на основе принципов «право почвы», «право крови»).

Ценз- предусмотренные законодательством ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо политическими, главным образом, избирательными правами.

Шариат- свод норм мусульманского права.

Экспатриация - запрещение высылки из страны своих граждан и законно находящихся в данном государстве (обычно, демократическом) иностранцев.

Экстрадиция - запрет выдачи иностранным государством своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

Юрисдикция (от лат. судопроизводство»)- 1) установленная законом совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры, решать дела о правонарушениях, оценивать действие лица или иного субъекта с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям; 2) Территория в подведомственности определенного органа власти; 3) Отправление правосудия, а также иная деятельность государственных органов по разрешению споров, рассмотрению дел о правонарушениях и применению санкций.

Явочный порядок - (при проведении собраний, манифестаций) когда не требуется законодательством извещение устроителями компетентных органов о предстоящем собрании, манифестации, его времени, месте проведения и тематике.

Вопросы для дискуссии

[1] Комкова Г.Н. Конституционное право России. – М., 2005. – С. 13.

[2] См.: Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. Выпуск 2. – М., 1908; Градовский А.Д. Общее государственное право. – СПб, 1885; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. – СПб, 1910; Алесеев А.С. Русское государственное право. – М., 1897 и другие.

[3] См.: Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права // Советское государство и право. 1957. - № 6. – С. 107; Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М., 1969. – С. 11-12 и др.

[4] Конюхова И.А. Конституционное право РФ. Общая часть: Курс лекций. - М., 2006. – С. 58.

[5]См.: Уманский Я.Н. Советское государственное право. – М., 1970. – С. 6-7; Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ. – М., 2001. – С. 28-29; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 38 и др.

[6] См.: Малько А.В. Конституционное право России: Учебно-методическое пособие. – М., 2005. – С. 28.

[7] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы конституционного права: Курс лекций. Т.1. – М., 2005. – С. 99.

[8] Конюхова И.А. Конституционное право России. Общая часть: Курс лекций. – М., 2006. – С. 199.

[9] Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право РФ: Учебное пособие. – М., 2007. – С. 26.

[10] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. – С. 57.

[11] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. – М., 2007. – С. 24-26.

[12] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 190-191.

[13] См., например: Конституционное право России / Под ред. А.С. Прудникова, В.И Авсеенко. – М., 2005. – С. 30.

[14] Баглай М.В. Указ. соч. - С. 44.

[15] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 193.

[16] Малько А.В. Указ. соч. – С. 156.

[17] См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.): Очерки теории и практики. – М., 2001. – С. 175-176; Парламентское право России: Учебник / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М., 1999.

[18] Конституционное право субъектов РФ / Отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002.

[19] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 63.

[20] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2007. – С. 15.

[21] Конюхова И.А. Указ. соч. - С. 68.

[22] Баглай М.В. Указ. соч. – С. 49, 72.

[23] Конюхова И.А. Указ. соч. – С. 91.

[24] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М., 1999. – С. 65.

[25] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2005. – С. 37

[26] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003. – С. 81.

[27] См.: Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2007. – С. 37.

[28] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права: Курс лекций. - М., 2005 - С. 365.

[29] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – С. 75.

[30] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – С. 117-139.

[31] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. – М., 1999. – С. 69.

1 См.: Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. - М., 1998. - С. 3-4, 11.

2 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. - М., 2005. - С. 28 - 35; Баглай М.В. Конституцион­ное право Российской Федерации. - М., 2005. - С. 43-57.

[32] См.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. - М., 2003. – С. 13.

[33] Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1999.

[34] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

[35] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2000.

[36] Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М., 2003.

[37] Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 1999.

[38] Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. – М., 2000.

[39] Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. – М., 1998.

[40] Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. – М., 1998.

[41] Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. - М., 2003.

[42] Авакьян С.А. Конституционное право Росси: Практикум. – М., 2007. – С. 11.

[43] Конюхова И.А. Конституционное право России: курс лекций. – М., 2006. – С. 83.

[44] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2007. – С. 82.

[45] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 11.

[46] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Росси. - М., 2007. – С. 18.

[47] Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 206.

[48] Российская газета. - 2003. - 2 декабря.

[49] СЗ РФ. - 1995. - № 29. – Ст. 2757.

[50] Кряжков В.А, Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. – М., 1998.

[51] Российская газета. – 1995. – 28 декабря.

[52] СЗ РФ. - 1995. - № 45. – Ст. 4408.

[53] СЗ РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1146.

[54] Федеральный зако. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801.

[55] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2663.

[56] Кутафин О.Е. Источники конституционное право РФ. – М., 2002. – С. 328.

[57] См.: Колосова М.С. Конституционная ответственность в РФ. – М., 2000. – С. 8; Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. – М., 1996. – С. 33-34; Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. – М., 2003. – С. 65.

[58] Авдеенкова М.П. Механизм реализации конституционно-правовой ответственности. – М., 2003. - С. 42-43.

[59] Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. Материалы конференции // Государство и право. – 2000. – № 3. – С. 27.

[60] Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М., 2005. – С. 301.

[61] Сучилн А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов власти субъектов РФ. – М., 2003. – С. 49.

[62] См.: Гаджиев Г.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник Московского университета. Серия. 11. Право. - 2001. - № 3. - С. 129. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. - С. 65; Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. – М., 2006. - С. 27 и др.

[63] Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. - Воронеж, 1985. – С. 78.

[64] Страшун Б.А. К понятию конституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2001. - С. 74.

[65] Пискотин М.И. Политическая ответственность работника аппарата го­сударственного управления в социалистических странах. - Варшава, 1975.

[66] Козлова Е.А., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 85.

[67] Авакьян С.А. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 136.

[68] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2007. – С. 68.

[69] Конюхова И.А. Конституционное право России. – М., 2006. – С. 287.

[70] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 28.

[71] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 16.

[72] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – М., 2005. – С. 141.

[73] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 51.

[74] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 60.

[75] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 106..

[76] Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2003. – С. 47.

[77] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 68.

[78] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 70.

[79] Во Франции в 1958 г. парламент поручил руководство под­готовкой новой конституции правительству, но установил пять принципов, которыми оно должно руководствоваться (всеобщее избирательное право, ответственность правительства перед пар­ламентом и др.).

[80] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 105.

[81] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 106.

[82] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005. – С. 116.

[83] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. – М., 2000.

[84] СЗ РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1146.

[85] СЗ РФ. – 2001. - № 52. – Ст. 4916.

[86] СЗ РФ. – 2004. - № 13. – Ст. 1110.

[87] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2006. – С. 563.

[88] Лучин О.В. Конституция РФ. Перспективы развития. – М., 2002. – С. 536.

[89] Лучин В.О. Конституция РФ: проблемы реализации. – М., 2002

[90] Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М., 2007. - С. 51.

[91] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2007. - С. 99.

[92] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 2007. - С. 129-198.

[93] Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций. - М., 2007. - С. 51.

[94] Конюхова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 2000. - С. 537.

[95] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - M., 2005. Т. 1. - С. 438-485.

[96] Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория госу­дарства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 91-99.

[97] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. - M., 2010. Т. 1. - С. 442.

[98] Кокотов А.Н. Доверие. Недове­рие. Право. – М., 2004.

[99] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник – М., 2003.

[100] Авакьян С.А. Конституционное право: Учебный курс. В 2-х тт.– М., 2010.

[101] Авакьян С.А. Конституционное право: Учебный курс. В 2-х тт.– М., 2010.

[102] СЗ РФ. – 1997. - № 39. – Ст. 4465.

[103] Безуглов А.А. и. Солдатов С.А. Конституционное право: Учебник. – М., 2003.

[104] Авакьян С.А. Конституционное право России Учебный курс. В 2х тт. - М., 2010. - С. 364. Т. 1.

[105] Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1. – М., 2010. – С. 86.

[106] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ»//СЗ РФ. –2004. -№27. –Ст. 2710.

[107] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник. - М., 2012. – С. 78.

[108] СЗ РФ. - 2002. - № 145. – Ст. 1245.

[109] СЗ РФ. – 2004. - № 245. – Ст. 2345.

[110] СЗ РФ. - 2003. - № 45. - Ст. 14257.

[111] Конституционное право России / Под. ред. А.Е. Постникова. - М., 2007. – С. 295-301.

[112] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. - М., 2002. - С. 79.

[113] Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М., 2007.

[114] Витрук Н.В. Об­щая теория правового положения личности. – М., 2008.

[115] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002. - С. 135-138.

[116] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2009. – С.199.

[117] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И.Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 144.

[118] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И.Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 145.

[119] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2009. – С. 257.

[120] Конституционное право России / Под ред. А.В. Малько. - М., 2007. - С. 132.

[121] Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проб­лемы реализации. — М., 2002. - С. 47.

[122] См.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). – М., 2005. - С. 150.

[123] Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1999. - С. 504.

[124] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 147

[125] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. - М., 1997. - С. 147.

[126] См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2010. Т. 1.

[127] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник: В 3 т. - М., 2001. Т. 1. - С. 428.

[128] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 146.

[129] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. - М., 1998. - С. 2001.

[130] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. - М.: Норма, 2008. - С. 148

[131] Авакьян С.А. Конституционное право Практикум. - М., 2007. - С. 57.

[132] Маковский А.Л. О понятиях «правовое положение», «правовой статус» иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. - М., 2008.

[133] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И.. Кукушкина. – М., 2009. – С. 185.

[134] Малько А.В. Конституционное право России. – М., 2007. – С. 77.

[135] Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право России. - М., 2010. - С. 267.

[136] Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова и М.И.. Кукушкина. – М., 2009. – С. 194.

[137] Ры

Наши рекомендации