Современные проблемы философии образования
Философия образования стала формироваться в XIX в. Этот процесс был тесно связан со становлением педагогики как науки, в ходе которого было осознано, что теоретическими основаниями построения образовательного процесса служат как философские знания, так и знания, выработанные в рамках других наук.
В отечественной философии наиболее четко эта мысль была выражена С. И. Гессеном, который в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» убедительно обосновал, что философия по отношению к педагогике выступает как её теоретическая основа, а педагогика является прикладной философией.
Изучение того, что уже сделано в педагогике, с опорой на философские идеи всегда интересно, но в настоящее время философия как теоретическая основа педагогики в большей степени представляет интерес как система знаний, позволяющая создавать научно-обоснованные модели современного образования, прогнозировать тенденции его развития. Такая система философского знания может рассматриваться как философия современного образования, но для её формирования необходимо решить проблему отбора и упорядочивания философского знания с точки зрения задач современной педагогики.
С конца XX века особую остроту приобрели вопросы, связанные с исследованиями образования и его роли в жизни общества. В то время кризис образования, существующий в разных странах, обычно связывали с кризисом философских основ образования. Считалось, что имеющиеся философские основы образования не в полной мере соответствуют реалиям времени.
Зарождение этих основ обычно связывали с философией XVII века, которая нашла свое обобщенное выражение в трудах Я.А. Коменского. Конечно, эти основы разрабатывались и дополнялись, но существенного изменения их, по мнению И.П. Савицкого и некоторых других исследователей, не произошло. В связи с этим была поставлена задача разработки новой философии образования, опирающейся на современное состояние философии и предназначенной для XXI века.
Важный вклад в разработку вопросов философии образования внесли участники чешско-советского симпозиума (Прага, 4–7 июня 1990 г.) «Философия образования в перспективе XXI века». Участники констатировали, что кризис образования, превратившийся в мировое явление, неудачи в осуществлении принятых ранее политик и стратегий осуществления его реформ выдвигают на первый план именно философское осмысление создавшейся ситуации. Без выработки новых концептуальных, методологических и аксиологических подходов окажется невозможным достижение тех целей в сфере образования, которые выдвигаются как на международном, так и на национально-государственном уровне.
В идеале человек в рамках образования должен встать на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы. Обсуждая цели и назначение образования, участники симпозиума подвергли критике их традиционное понимание как усвоения определенной суммы знаний, основанного на преподавании фиксированных предметов и дисциплин.
Вывод: целью современного образования является включение человека в прошлое, настоящее и будущее культуры.
Практическое значение философии образования определяется ее способностью давать продуктивные импульсы образовательным реформам, равно как и непрерывному самоосмыслению и самоизменению педагогической практики.
Т.е. современные представления о философии образования полны дискуссионных вопросов и точек зрения. Выявление и обсуждение их должно способствовать разработке новой философии образования, предназначенной для XXI века.
Наиболее актуальными для обсуждения и дальнейшей разработки являются такие вопросы:
- предмет исследования философии образования
- источники ее формирования
- структура и содержание философии образования
- методы
- связь с педагогическими и другими науками.
Эти вопросы обсуждаются в работах Б.С. Гершунского, О.В. Долженко, В.М. Розина и некоторых других исследователей.
«Философией образования» по И.П. Савицкому мы считаем определенную систему представлений о мире и месте человека в нем, из которой далее можно выделить цели образования, его содержательную структуру, основные организационные принципы взаимоотношения учителя и ученика и т. д.».
В статье «О философии глобального образования» И.П. Савицкий обращает внимание на то, что новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становятся условиями выживания человечества и каждого индивидуума. Философию глобального образования он называет философией человека, но вместе с тем говорит о необходимости установить четкие границы в определении предмета ее исследования. Он полагает, что это будет не всеобъемлющая философия человека, но философия человека, действующего в этом мире, который в интересах выживания обязан присоединить свои усилия к усилиям человечества. Можно сказать, что в этом случае речь идет о создании всемирной философии образования.
Ученые делают вывод, что для разработки новой философии образования, предназначенной для XXI века, необходимо либо выбрать из имеющихся философских концепций одну, наиболее предпочтительную, либо выработать новую с учетом достоинств и недостатков существующих философских концепций.
Многим авторам второй путь представляется более предпочтительным, чем первый. Однако встает вопрос, на какой методологической основе можно выработать новое философское мировоззрение. Н.С. Ладыжец, считает, что на основе диалектического метода возможна разработка интегративной и оптимизирующей метамодели в образовании, позволяющей придать большую значимость отдельным аспектам экзистенциалистской ориентации, приглушить издержки прагматистской и возродить некоторые принципы идеалистического видения образовательной практики.
Другие авторы предпринимают попытки мировоззренческого синтеза - философская концепция образования граждан мира.
Однако все эти попытки не дают пока желаемых результатов. Вместо диалектического синтеза получается эклектическая смесь. Даже такой известный исследователь, какБ.С. Гершунский, предпочитает говорить не о готовых решениях, а о проблеме гармонического единства знания и веры, их мировоззренческого синтеза и рассматривать философию образования как религию будущего.
Определение структуры содержания философии образования возможно на основе изучения характера её связей с педагогикой.
Во-первых, такая связь возникает из необходимости философских знаний для педагогики, которая обнаруживается при анализе компонентов педагогической теории. К таким основным компонентам относят следующее:
- закономерности и законы, отражающие объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи между элементами образовательного процесса;
- принципы и правила изучения, проектирования и организации образовательного процесса.
Образовательный процесс характеризуется определенным комплексом взаимосвязанных закономерностей и законов разного уровня общности, которые по отношению друг к другу находятся в иерархических связях.
Посредством принципов и правил фиксируют те закономерности и законы, действие которых в образовательном процессе выявлено и учитывается при его изучении, проектирования и организации.
К первой группе закономерностей (закономерностей частного уровня) можно отнести педагогические закономерности – те, которые проявляются между элементами образовательного процесса, организованного в соответствии с определенной моделью (типом) образования. Например, определенные комплексы педагогических закономерностей характеризуют такие типы образования, как поддерживающий или инновационный, или такие модели образования, как традиционную или личностно-ориентированную. Определенный тип или модель образования складывается под влиянием закономерностей и законов, которые устанавливаются между элементами общества, включающего в себя систему образования. Таким образом, социокультурные закономерности (закономерности общего уровня), характеризующие определенный тип общественного устройства, определяют характер педагогических закономерностей, также проявляясь в образовательном процессе.
Необходимость в философских знаниях для педагогики с наибольшей остротой обнаруживается и тогда, когда происходит переход от одного общественного устройства к другому, и тогда, когда общество становиться быстроменяющимся.
Во-вторых, связь философии образования с педагогикой может быть осуществлена только через соотнесение их предметов. Это значит, что философия образования формируется на основе отбора из философского знания того, что, в первую очередь, позволяет как можно более глубоко изучить и понять предмет педагогики. При этом философия образования как раздел философии ориентируется на её предмет. В качестве предмета философии выделяют:
- отношение целостного человека с целостным миром
- связь уникального и универсального.
Единая цель, объединяющая все философское знание, заключается в выяснении предельных взаимоотношений бытия и человека, т. е. в установлении всеобщих закономерностей, взаимоотношений между миром и человеком, между человеком и природой, между человеком и культурой, между человеком и обществом. Предметом педагогики является образование или образовательный процесс как процесс педагогический, т. е. специально организованный и целенаправленный.
Так как философия образования обеспечивает выработку системы философских знаний, необходимых для педагогики, через призму предмета педагогики и предмета философии, то предметом философии образования будет процесс образования человека (образовательный процесс), который рассматривается с позиций целостности бытия человека и его встроенности в мир как целое.
Характеристики предмета педагогики задают направленность исследований в области философии образования и позволяют придать содержанию философских знаний определенную структуру. Так формируется содержание философии образования.
Философия образования вырабатывает философскую систему знаний, составляющую теоретическую основу образования. Источником такой системы знаний становится вся философия.
Философские знания, составляющие содержание философии образования, необходимы:
1) для понимания и объяснения структуры образования человека из её соотнесения со структурой мира в целом и бытия человека в частности;
2) для прогнозирования направленности развития системы образования;
3) для проектирования и организации образовательного процесса.
Прежде всего, структура знаний в философии образования должна обеспечить дифференциацию знаний о всеобщих закономерностях бытия человека, относящихся к различным уровням общности. В основе такой дифференциации со стороны философии лежит уровневое рассмотрение мира в соответствии с его предметностями, а со стороны педагогики – уровневый характер проектирования образовательного процесса.
Это позволяет вы делить основные группы закономерностей, характеризующих на одном уровне общности взаимосвязи между объектами и явлениями действительности. В педагогике такая дифференциация философских знаний, используемых в качестве теоретических оснований педагогических исследований и педагогического проектирования, осуществляется через выделение различных подходов.
Подход в педагогике рассматривается как система принципов и правил (методов) изучения, проектирования и организации образовательного процесса, которая складывается на основе системы знаний о закономерностях и законах взаимодействия элементов образовательного процесса, сформированной по отношению к какому-либо качеству или какой-либо стороне бытия человека.
Система знаний, образующая теоретическую основу каждого из подходов, – это знания о всеобщих закономерностях бытия человека, т. е. философские знания. Таким образом, содержание философии образования может быть представлено через описание теоретической основы различных подходов.
В педагогике в качестве основных выделяется целая группа подходов. Каждый из них может существовать в различных вариантах, т. е. складываться из знаний, выработанных в рамках различных философских и научных концепций. Поэтому применение, казалось бы, одинаковых подходов приводит к построению очень отличающихся друг от друга моделей образования.
Построение образования определенного типа происходит на основе содержания философии образования, отличающегося определенной инвариантной структурой, отражающей устойчивый порядок взаимосвязей между определенными подходами. Выявление инвариантной структуры содержания философии образования позволит ей развиваться как системе теоретических знаний усилиями множества ученых и философов.
Так как философия образования, прежде всего, должна помочь в понимании сущности предмета педагогики, то инвариантная структура её содержания может быть определена теми качествами этого предмета, которые выделяются на современном этапе развития педагогики.
При определении сущностных характеристик предмета педагогики необходимо принимать во внимание только то, что характеризует тип современного образования, в отличие от предшествующего. В ХХ в. в качестве основных были выделены два типа образования. Ученые Римского клуба в 1974 г. в докладе «Нет пределов образованию» определили их как поддерживающий тип образования и инновационный.
Прошедшие десятилетия позволили уточнить характеристики основных типов образования. Первый тип можно определить как образование, ориентированное на формирование человека, второй тип - как образование, ориентированное на развитие человека. Первый тип часто обозначают как традиционное или авторитарное образование. О втором типе образования пока можно говорить как о становящемся. В этой ситуации особенно возрастает необходимость в решении проблемы инвариантной структуры содержания философии образования.
Для первого типа образования в качестве основной функции педагогического процесса выступает функция передачи (со стороны педагога) и усвоения (со стороны учащегося, воспитанника) специально отобранного и педагогически оформленного общественного опыта, составляющего содержание образования. Общая процедура организации такого образования заключается в следующем: сначала отбирается общественный опыт, усвоение которого рассматривается как необходимость со стороны ли государства, общества ли, или индивида, а затем усвоение этого содержания образования рассматривается в качестве его целей. Такую модель образования в педагогике характеризуют как знаниевую. Функция развития человека в этой модели вторична.
Для второго типа – функция развития человека как целостности выступает как ведущая. Это значит, что цели образования должны определяться на основе изучения развития человека как такового, выделения предметов развития в процессах обучения и воспитания человека и тех качеств этих предметов, которые закономерно возникают на общих для всех людей этапах их развития. Содержание образования в этом случае выполняет роль основного педагогического средства, отбирается в соответствии с целями каждой из сторон развития человека на каждом этапе этого процесса и может быть вариативным.
Качественные характеристики образования, ориентированного на развитие человека, по нашему мнению, и должны стать основанием структурирования содержания философии современного образования. В то же время философия образования должна включать в себя и историческую часть, включающую описание философских основ различных моделей образования, так как, опираясь на неё, можно решить ряд научно-исследовательских задач при построении модели современного образования. Например, более точно определить тенденцию изменений в понимании качественных характеристик образовательного процесса, или найти новые способы использования философских идей, уже воплощенных в педагогической практике.
Сущностные качества современного образования, с одной стороны, определены в основных нормативных документах системы образования («Закон об образовании», «Концепция модернизации образования до 2010 года» и др.), с другой стороны, являются общепринятыми в современной педагогической теории.
Образовательный процесс по своим целям ориентирован:
- на развитие человека, способного гармонично сочетать личностные интересы, интересы общества и интересы государства;
- на реализацию воспитывающей функции образования как приоритетной;
- на развитие ценностного мира человека.
Порядок отбора философских знаний, составляющих теоретическую основу описанной модели образования, определяется иерархической соподчиненностью задаваемых качеств этого образования. С учетом этого, порядок разработки содержания философии образования может быть осуществлен через последовательное формирование философско-теоретических основ следующих подходов в педагогике:
1. Системный подход, позволяющий подойти к изучению и построению образовательного процесса как к целостности.
2. Генетический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из ориентации на всеобщие закономерности развития.
3. Антропологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из ориентации на закономерности развития человека как такового.
4. Культурологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей социокультурного развития человека и закономерностей существования различных культур.
5. Аксиологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей развития ценностного мира человека.
6. Деятельностный подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей организации человеком деятельности.
7. Гносеологический подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс, исходя из закономерностей познания человеком действительности.
Анализ различных подходов, определяющих условия организации педагогической деятельности, показывает, что наиболее качественно образовательный процесс может быть исследован и спроектирован только на основе согласованного применения всех подходов. В связи с этим, основной целью философии образования является выявление содержания философских знаний, лежащих в основе каждого из подходов в педагогике, и их согласование по отношению к целям проектирования определенного типа образования. Эту цель философии образования можно реализовать через опору на онтологический подход и структурно-генетический метод исследования.
Система философских знаний, выработанная в результате специальных исследований, проводимых в рамках философии образования, позволяет осуществить построение образовательного процесса, на основе согласования и использования знаний о мире, полученных философией, различными науками, религией, искусством.
Литература
- Н. Л. Худякова О СТРУКТУРЕ ФИЛОСОФИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 77–82.
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. С. 448.
- Современные проблемы философии бразования : науч.-аналит. обзор. М., 1998.
- Краевский, В. В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М. : НИИ общей педагогики АПН ССР, 1976. 37 с.
- Худякова, Н. Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования : в 2 т. Челябинск : ЧелГУ : Урал. науч.-образоват. Центр РАО, 2002. Т. 1. 146 с.; Т. 2. 196 с.
- Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии : (Анализ зарубежного опыта). Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. 176.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : науч. метод. материалы для регион. практ. семнаров. М. : ИРО, 2001–2002; Образовательная политика России на современном этапе : справка Госсовета России // Официальные документы в образовании : информ. бюл. 2002. № 2 (173) январь. С. 2–49.
- Образовательная политика России на современном этапе : справка Госсовета России // Официальные документы в образовании : информ. бюл. 2002. № 2 (173) январь. С.3.