Современные проблемы философии истории

Глава 1. Концепця двуполушарной структуры мира: смысл

дихотомии Восток — Запад .............................………………………..…..... 16

1.1. Кризис европоцентризма ......................………………………...... 16

1.2. Биполушарная модель всемирной истории .......……………....... 19

1.3. Перспективы постиндустриальной цивилизации в

горизонте открытой истории ...................………………….…..... 21

1.4. Восточные и западные мегациклы всемирной истории .….….... 30

Глава 2. Проблемы демократизации исторического процесса ......……….. 37

2.1. Исторические и неисторические народы: драма

«догоняющего развития» ............………….......……………...….. 37

2.2. Кризис постулатов исторической рациональности .......……..…. 39

2.3. Историзм и финализм ..........................…………………………… 43

2.4. Парадоксы исторического творчества ................………………… 46

2.5. Утопия прогрессизма и ее альтернативы ...........………………… 52

Глава 3. Глобальный мир: коллизии обретения общечеловеческой

перспективы …………………………………………………………………... 57

3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального

мира ................................………………………………………........ 57

3.2. Ограниченность дихотомии Север — Юг в глобалистике ….…... 61

3.3. Парадоксы межкультурного обмена в глобальном мире ………... 63

3.4. Глобальные проблемы глобального мира ......…………………...... 68

Глава 4. Смысл истории .....................…………………………………............ 77

4.1. Античный, христианский и просвещенческий взгляд на

историю .................................………………………………..……... 77

4.2. Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной

свободы к безграничному деспотизму» ...........………………….... 89

4.3. Второй парадокс всемирной истории: «злоключения

тотальной упорядоченности» ...............……………………………. 91

4.4. Третий парадокс всемирной истории: «блаженны "нищие

духом"» ......................……………………………………….............. 95

4.5. Смысл и назначение истории .................…………………………... 100

Раздел II

Национальные школы философии истории

Глава 1. Немецкая школа философии истории .............…………………….... 108

1.1. Общая характеристика немецкой историософской

традиции .......................………………………………………........... 108

1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального

исторического процесса ....................……………………………...... 109

1.3. Органология немецкой «исторической школы».

А. Мюллер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольд ...……………………........... 113

1.4. Прусская школа. И. Дройзен ..................…………………………..... 115

1.5. Позитивизм в немецкой историософии. В. Вундт .....……………... 116

1.6. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше,

В. Дильтей ............................……………………………………........ 118

1.7. Юго-западная (баденская) неокантианская школа.

В. Виндельбанд, М. Вебер .....................……………………………. 121

1.8. Марбургская неокантианская школа. Г. Коген, П. Наторп ………. 124

1.9. Историческая динамика немецкой школы в контексте

современности .............................…………………………………... 125

Глава 2. Французская школа философии истории:

антропологические основания европейской цивилизации ..……………….... 126

2.1. Общая характеристика французской историософской

традиции ............................………………………………………...... 126

2.2. Историософский конструктивизм Р. Декарта ........………………... 127

2.3. «Трагический реализм» историософии Б. Паскаля ...……………... 130

2.4. Французские просветители о философии истории .....……………. 130

2.5. Французская романтическая историография. Ф. Гизо,

О. Тьерри, Ф. Минье, Ж. Мишле ................………………………... 143

2.6. Историософская традиция утопического социализма.

Сен-Симон .................................…………………………………….. 144

2.7. Позитивизм во французской историософии. О. Кант,

Э. Лависс ..................................……………………………………… 145

2.8. Биологизаторские концепции философии истории.

Ж.А. Гобино, В. Ляпуж ........................……………………………... 147

2.9. Историософский социологизм Э. Дюркгейма .........……………….. 149

2.10. Школа «Анналов» ...........................………………………………... 151

2.11. Новая историческая школа. П. Нора ..............……………………... 158

2.12. Рационалистическое направление французской

историософии. Р. Арон ........................……………………………… 161

2.13. Исторический нигилизм «новых философов» .........……………… 163

2.14. Историософия «новых правых». А. де Бенуа, П. Вьяль,

И. Бло ....................................…………………………………………. 164

Глава 3. Философско-историческая мысль России .............………………….. 168

3.1. Общая характеристика русской историософской традиции ……… 168

3.2. «Древлее любомудрие» .........................……………………………… 171

3.3. Идеологема «Москва — третий Рим» .................…………………… 175

3.4. Русское просвещение и поиски национальной

идентичности ...............................……………………………………. 178

3.5. Полемика славянофилов и западников. Русская идея ....…………... 182

3.6. Историософские ориентиры западников .............………………… 186

3.7. Модели культурно-исторических типов ..............………………… 190

3.8. Социологическое направление. «Формула прогресса» ....……….. 197

3.9. Школа Г. Плеханова и легальный марксизм ..........………………. 199

З.10. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как

Богочеловеческий процесс ......................…………………………. 203

3.11. Религиозный материализм С. Булгакова ............………………… 209

3.12. Историософия вседенинства Л. Карсавина ..........………………. 211

3.13. Историософия евразийцев ......................…………………………. 214

3.14. Н. Бердяев: учение о свободе духа и конце истории ...…………. 217

Раздел III

Проблемы исторического познания

Глава 1. Интерпретации истории и парадигмы исторического знания ……… 223

1.1. О возможностях и границах историософской

интерпретации ...........................……………………………………... 223

1.2. Циклическая парадигма истории ..................……………………….. 224

1.3. Парадигма исторического прогресса ...............……………………... 238

1.4. Постмодернистская парадигма истории .............…………………… 245

Глава 2. Формационный и цивилизационный подходы к истории:

Рro et contra................………...............………………………………………..… 248

2.1. Формации или цивилизации? …………………………………..…... 248

2.2. О формационном подходе к истории ...........……………………….. 249

2.3. О сущности цивилизационного подхода к истории …………...….. 255

2.4. О соотношении формационного и цивилизационного

подходов к истории ........………………………………..........…....... 258

2.5. О возможных путях модернизации формационного

подхода .............................…………………………………………..... 262

Программа курса «Философия истории» .………………………..……............. 271

Литература ...................………………………………………………................... 277


Наши рекомендации