Современные проблемы философии культуры

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Культура как предмет философского анализа. Основные парадигмы философского анализа культуры в современной методологии.

2. Структура культуры. Полиструктурность культурного целого.

3. Культура как процесс: система детерминант культурного развития.

4. Проблема возникновения новых культурных смыслов и механизмы их формирования. Традиции и новации в культуре.

Темы индивидуальных выступлений:

ü Личностный образ мира: проблема соотношения универсального и индивидуального в культуре.

ü Субкультура и ее варианты.

ü Проблемы делинквентной субкультуры.

ü Субкультура и язык.

ü Проблема контр-культуры и антикультуры в современной философии.

ü Концепция «двух культур» и понятие гуманитарной культуры.

ü Феномены элитарной и массовой культуры.

ü Коммуникативные и автокоммуникативные процессы в культуре.

РАЗДЕЛ II.

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ

Занятие 1 (2 часа).

Проблемы исторической динамики науки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Научное познание и типы цивилизационного развития. Феномен протонауки. Становление опытных наук в культуре западного типа.

2. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

3. Механизмы и закономерности развития научного познания. Проблема преемственности в развитии науки. Концепция научной революции в современной методологии науки (Т.Кун, К.Поппер).

4. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания.

Темы индивидуальных выступлений:

ü Понятие научной рациональности. Эволюция форм научной рациональности в истории познания.

ü Специфика научной рациональности в современной культуре.

ü Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.

ü Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

ü Наука — технология — техника: механизмы и закономерности взаимодействия.

Занятие 2 (2 часа).

Современные модели структуры

Научно-познавательной деятельности

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Структура научно-познавательной деятельности.

2. Специфика эмпирического исследования и его роль в научном познании.

3. Теоретический уровень научного познания. Специфика и структура теоретического исследования.

4. Современные концепции структуры и развития научного познания П.К.Фейерабенд, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Дж.О’Нийл и др.).

Темы индивидуальных выступлений:

ü Проблема формирования эмпирического базиса исследования. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания.

ü Теоретические модели в структуре научного познания. Теоретическое моделирование в гуманитарном исследовании.

Занятие 3 (2 часа).

Метатеоретические основания науки.

Культура и стиль научного мышления

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Феномен предпосылочности научного знания и понятие метатеоретических оснований науки.

2. Научная картина мира и ее историческая динамика. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании.

3. Проблема описания и объяснения в научном познании. Понятие идеалов и норм научного исследования.

4. Стиль научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты. Современный стиль научного мышления.

Темы индивидуальных выступлений:

ü Научная картина реальности в современных гуманитарных дисциплинах.

ü Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины; феномен научной революции.

ü Историческая эволюция идеалов и норм науки.

ü Этапы развития стиля научного мышления в европейской науке.

Занятие 4 (2 часа).

Наши рекомендации