Список использованных источников. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда
Введение
Актуальность. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», - пишет В.И. Логинова [5, с. 56].
Цель исследования– изучить содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений с профессиями, а именно с профессией швеи.
Объект исследования – ознакомление с профессиями детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией швеи.
Гипотеза исследования – формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, а именно с профессией швеи, будет более эффективным, если в работе участвует родитель данной профессии.
В соответствие с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:
- рассмотреть проблему ранней профессиональной ориентации детей в научной психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть роль живого примера окружающих взрослых в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями;
- рассмотреть методы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями;
- провести эмпирическое исследование ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией швеи
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; экспериментальное исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ «Детский сад № 73 г. Могилева». В исследовании приняли участие 25 детей среднего дошкольного возраста
Структура работы – работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение
Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Было, в частности, установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).
Ранняя (детская) профориентация проводится, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т.п.).
Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.
Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
В начале работы нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, а именно с профессией швеи, будет более эффективным, если в работе участвует родитель данной профессии.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было организованно исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель данного исследования состоит в изучении эффективных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессией швеи.
В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста ДОУ «Детский сад № 73 г. Могилева».
Проведение программы по формированию представлений о труде швеи у детей старшего дошкольного возраста доказала свою эффективность. Задачи данной программы, а именно формирование у детей старшего дошкольного возраста осознание значимости труда швеи; закрепление знания направленности и структуры конкретных трудовых процессов швеи, успешно выполнены.
А, следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, а именно с профессией швеи, будет более эффективным, если в работе участвует родитель данной профессии.
Цель работы достигнута, задачи, поставленные в начале работы, решены.
Список использованных источников
1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н.В. Алешина. – М.: Педагогическое Общество России, 2000. – 128 с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974. – 192 с.
3. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988.
4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Логинова, В., Мишарина, Л. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 10. – с. 56-63.
6. Маханева, М.Д., Скворцова, О.В. Учим детей трудиться / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 148 с.
7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987.
8. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
9. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В. Герковой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд.испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 208 с.
10. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – Воронеж, 1996.
11. Рыньгач, М.А. Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека / М.А. Рыньгач // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 129-130.
12. Федоренко, В. Формирование представлений о профессиях / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. – 1978. – №10. – с. 64-69.
13. Шалаева, Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г.П. Шалаева. – М.: Филол.о-во СЛОВО, Изд-во Эксмо, 2005. – 239 с.
14. Шаламова, Е. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е. Шаламова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.