Методические рекомендации студентам

При подготовке студентов к государственному экзамену «Педагогика и методика дошкольного образования» существенную помощь выпускникам окажут:

1) программа, содержащая краткое изложение всех выносимых на госэкзамен вопросов;

2) тренировочные тесты по всем разделам программы в электронной оболочке, размещенные в системе «ИНФО-ВУЗ», на которые имеется ссылка в списке электронно-образовательных ресурсов;

3) ознакомление с нормативными документами дошкольного образования.

Содержание программы составлено с учетом изменений нормативной базы и в первую очередь принятием «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы», представляющих собой своего рода стандарт дошкольного образования. Поэтому при раскрытии отдельных вопросов следует ссылаться на содержание конкретных образовательных областей в соответствии с ФГТ и характеристику интегративных качеств дошкольника по овладению обозначенных в ФГТ областей.

При подготовке к госэкзамену выпускнику следует обратиться к современным примерным программам дошкольного образования, составленным в соответствии с ФГТ (например, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010 г.).

Каждый экзаменационный билет государственного экзамена содержит два вопроса, предполагающих как теоретическое изложение материала каждого вопроса, так и практико-ориентированное видение студента по рассматриваемому выпускником материала. Поэтому в процессе подготовки к государственному экзамену студенты должны выполнить определенные практические задания, что позволит им актуализировать профессиональные умения и навыки.

В процессе ответа выпускника на экзамене предусматривается подкрепление его теоретических знаний практическими действиями, свидетельствующими о сформированности профессиональных умений и навыков (например, показать формируемые музыкально-ритмические движения дошкольников, комплекс утренней гимнастики для детей разных возрастных групп; привести примеры дидактических игр на обогащение словаря, формирование грамматических навыков детей, упражнений артикуляционной гимнастики и т. д.)

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел 1

1. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики : учеб. для вузов / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никадров. – М. : Просвещение, 2006. – 574 с.

2. Бордовская, Н. П. Педагогика / Н. П. Бордовская – СПб. : Питер, 2009. – 300 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений : психолого-педагогический аспект : учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Экон-Информ, 2009. – 386 с.

4. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Академия, 2006. – 400 с.

5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 256 с.

6. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. – 6-е изд. перераб. и доп. – М. : Юрайт-Издат, 2006. – 607 с.

7. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2007. – 640 с.

8. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. / И. П. Подласый. – М. : Юрайт-Издат, 2009. – 540 с.

9. Сластёнин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. – 8-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 576 с.

Раздел 2

1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М. : Сфера, 2007. – 204 с.

2. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : учеб. пособие / К. Ю. Белая. – М. : Сфера, 2008. – 64 с.

3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М. : Академия, 1997. – 240 с.

4. Дошкольная педагогика (конспект лекций). – М. : Приор-издат, 2005. – 192 с.

5. Дошкольная педагогика : учеб.-метод. пособие / Авт-сост. Н. Г. Спиренкова, Н. В. Кондрашова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 72 с.

6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 1998. – 432 с.

7. Пастюк, О. Н. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах : учеб. пособие / О. Н. Пастюк. – М. : Сфера, 2009. – 221 с.

8. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2005. – 576 с.

9. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам : учеб. пособие / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М. : Новая школа, 2003. – 304 с.

Раздел 3

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М. : Академия, 2004. – 320 с.

3. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова, В. В. Горелова. – М. : Владос, 2008. – 272 с.

4. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования / Т. С. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Пед. о-во России, 2005. – 176 с.

5. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. Д. Глазырина. – М. : Владос, 2005. – 175 с.

6. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Поялкова [и др.] – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 384 с.

7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2005. – 184 с.

8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.

9. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2006. – 256 с

10. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2007. – 368 с.

11. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие для вузов / Е. И. Щербакова. – М. : МПСИ РАО МОДЭК, 2005. – 392 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел 1

1. Бадмаева, С. В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С. В. Бадмаева // Начальная школа. – 2006. – № 6. – С. 109–110.

2. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : учеб. пособие / К. Ю. Белая. – М. : Сфера, 2005. – 64 с.

3. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2007. – 496 с.

4. Брагина, Г. В. Мастерство учителя на уроке : метод. рекомендации / Г. В. Брагина. – М. : Просвещение, 2004. – 123 с.

5. Буре, Р. С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : учеб. пособие / Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 2009. – 141 с.

6. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман – М. : Владос-Пресс, 2003. – 176 с.

7. Ерёмина, Р. А. Предшкольное образование в условиях домашнего воспитания : учеб. пособие / Р. А. Ерёмина, Л. В. Карпушкина [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 251 с.

8. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 240 с.

9. Жолудова, А. Н. Формирование культуры межнациональных отношений у младших подростков : метод. рекомендации / А. Н. Жолудова. – Рязань : Образование Рязани, 2005. – 47 с.

10. Кадакин, В. В. Региональная система образования: состояние, проблемы, перспективы / В. В. Кадакин, Р. А. Еремина // Педагогическое образование и наука, 2008. – № 8. – С. 132–137.

11. Карпушкина, Л. В. Педагогика: Теория и методика воспитания. Тестовое задание : учебно-практ. пособие для студ. высш. учеб. заведений ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск 2003. – 62с.

12. Ковалева, Г. С. Оценка качества образования / Г. С. Ковалева // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 150–154.

13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова . – М. : Академия, 2009. – 176 с.

14. Морева, Н. А. Основы педагогического творчества : учеб. пособие / Н. А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.

15. Новые подходы к оцениванию достижений учащихся : сб. метод. материалов / под ред. Н. В. Муха – Томск : ОГУ РЦРО, 2005. – 125 с.

16. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. – В 2 кн. Кн. 1. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 576 с.

17. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для высш. учеб. заведений / И. П. Подласый. – В 2 кн. Кн. 2. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 256 с.

18. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2001. – 256 с.

19. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. – М. : Академия, 2000. – 336 с.

20. Смирнов, С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, И. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2008. – 512 с.

21. Технологии здоровьесбережения детей в сфере образования : словарь-справочник / Авт.-сост. Т. С. Грядкина. – СПб : ООО «Книжный дом», 2008. – 104 с.

22. Хлебников, В. А. Система оценки учебных достижений учащихся / В. А. Хлебников // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 21–28.

Раздел 2

1. Белая, К. Ю. Интеграция как инструмент создания новой модели ДОУ / К. Ю. Белая, Н. Н. Павленко, Л. А. Горохова, Т. Н. Карачунская // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – С. 89-96.

2. Гаврилина, А. А. Организация и структура занятий с детьми раннего возраста / А. А. Гаврилина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 27-31.

3. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы и перспективы : сб. материалов / ред.-сост. Т. И. Оверчук. – М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2004. – 240 с.

5. Колпакова, Е. А. Преимущества разновозрастной группы / Е. А. Колпакова, И. Б. Едакова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 2. – С. 57-60.

6. Корепанова, М. В. Контроль функционирования и развития ДОУ : учеб. пособие / М. В. Корепанова, И. А. Липчанская. – М. : Сфера, 2008. – 80 с.

7. Кузнецова, С. В. Проектирование развития ДОУ : практ. пособие / С. В. Кузнецова. – М. : Сфера, 2008. – 112 с.

8. Куликова, Т. А. Первые игры ребенка / Т. А. Куликова, Н. П. Флегонтова. – М. : Школьная пресса, 2005. – 48 с.

9. Майер, А. А. Модернизация дошкольного образования / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 2. – С. 16-20.

10. Маханева, М. Д. Управление развитием ДОУ. Проблемы, планирование, перспективы / М. Д. Маханева. – М. : Сфера 2006. – 118 с.

11. Микляева, Н. В. Группы кратковременного пребывания : метод. пособие / Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2008. – 123 с.

12. Мониторинг в современном детском саду : метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2008. – 64 с.

13. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой – М. : Роспедагенство, 1997. –135 с.

14. Пасечник, Л. Одаренные дети в детском саду и семье / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 14-21.

15. Пенькова, Г. Н. Новые педагогические технологии в образовании дошкольников / Г. Н. Пенькова, Е. В. Паркасова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 108-113.

16. Степанова, Н. Современные развивающие технологии для дошкольников : программированные упражнения / Н. Степанова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 56-60.

17. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 7-13.

18. Чиркова, Т. И. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста : учеб.-метод. пособие / Т. И. Чиркова, Н. А Зимина. – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – 176 с.

19. Шиян, О. О новых подходах к оценке качества дошкольного образования / О. Шиян // Дошкольное образование. – 2008. – № 17. – С. 12-15.

Раздел 3

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : Учитель , 2004. – 159 с.

2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.

3. Дворкина, Н. И. Физическое воспитание детей 5–6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств / Н. И. Дворкина, Л. И. Лубышева. – М. : Советский спорт, 2007. – 146 с.

4. Ерофеева, Т. И. Дневник математических достижений : учеб.-метод. пособие по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников / Т. И. Ерофеева. – М. : Росмэн, Просвещение, 2006. – 63 с.

5. Занимательная математика : материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. – Волгоград : Учитель, 2007. – 141 с.

6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. М. : Сфера, 2004. – 55 с.

7. Казакова, И. С. Учимся рисовать и лепить животных : кн. для педагогов / И. С. Казакова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

8. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество : метод. пособие для дошк. образоват. учреждений / Т. Г. Казакова. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 200 с.

9. Козлова, В. А. Умнейка : в 5 кн. / Кн. 1. Множества. Кн. 2. Отношения и соответствия. Кн. 3. Число. Кн. 4. Геометрические фигуры. Кн. 5. Логика / В. А. Козлова. – М. : Сфера, 2000. – 160 с.

10. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе : методическое пособие / Л. В. Кокуева. – М. : АРКТИ, 2005. – 248 с.

11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2–7 лет / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 121 с.

12. Крушельницкая, О. И. Вправо–влево, вверх–вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет / О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова. – М. : Сфера, 2007. – 80 с.

13. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Макcаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.

14. Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом : пособие для педагогов дошк. учреждений / А. И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 176 с.

15. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 141 с.

16. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2004. – 320 с.

17. Менькова, Е. В. Занимательная геометрия : подготовительная к школе группы : учеб.-метод. пособие / Е. В. Менькова. – М. : Корифей, 2009. – 96 с.

18. Панфилова, Т. Ф. Обучение детей работе с природными материалами : методика и практика / Т. Ф. Панфилова. – М. : Шк. Пресса, 2006. – 48 с.

19. Первые шаги в математику : проблемно-игровые ситуации для детей 5–6 лет : учеб.-метод. пособие / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 13 с.

20. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей : учеб.-метод. пособие / А. А. Смоленцева, О. Суворова. – М. : Детство-Пресс, 2004. – 112 с.

21. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 287 с.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный № 16299

2. Закон РФ «Об образовании» (1992) – М. : Дом Советов России, 1996. – 62с.

3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. – С. 10–23.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Приказ Минобразования России от 11. 02. 2002 № 393. – 29 с.

5. Концепция о правах ребенка // Народное образование. – 1993. – №5. – С.24–40.

6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Дошкольное образование. – 2000. – № 31 – 32. – С .9–17.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования РФ, 2000. – №1. – С. 4–11.

8. Типовое положение о ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 4–11.

Наши рекомендации