Системно-структурный подход
1. На чем основывается системно-структурный подход:
a) на исследованиях по общей теории систем;
b) на исследованиях свойств математических множеств;
c) на исследованиях гуманитарных наук.
2. Совокупность элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств – это:
a) система;
b) множество;
c) агрегат.
3. По определению Л. Берталанфи, «система – это…»:
a) совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие;
b) совокупность элементов, между которыми нет отношений объектов и их свойств;
c) комплекс элементов, дополняющих друг друга.
4. Автор определения понятия «система» как «…совокупности элементов, между которыми имеются отношения объектов и их свойств»:
a) Н. Винер;
b) А. Холл;
c) В.Г. Афанасьев.
5. Какая сущностная характеристика включает связь между элементами системы?
a) состояние;
b) динамика;
c) структура.
6. Найди неверный ответ. В качестве структурных элементов теории как системы знаний выступают:
a) понятия
b) законы;
c) материальные объекты.
7. Что характерно для структуры?
a) логическая взаимосвязь;
b) хаотичное распределение;
c) отсутствие причинно-следственных связей.
8. Для систем характерно наличие (исключить неверный ответ):
a) функции;
b) мотив;
c) решаемые задачи.
9. Выбери составляющие структуры систем:
a) объекты (субъекты);
b) части или компоненты;
c) атрибуты, отношения;
d) отсутствие иерархии.
10. Как называется то, что является неотъемлемым, присущим структуре системы (из приведенного ниже перечня)?
a) природное начало;
b) атрибуты;
c) модусы.
11. Как называют свойства, подчеркивающие отличие разрозненных компонентов свойств от свойств, вновь возникших в связи с образованием из них системы?
a) инертными;
b) менеджментными;
c) эмерджентными.
12. Эмерджентные свойства – это:
a) свойства, присущие отдельным элементам системы;
b) новые интегративные свойства системы, отсутствующие у ее элементов;
c) свойства, присущие и системе в целом, и ее отдельным элементам.
13. Какого типа систем не существует?
a) естественных;
b) динамических;
c) примитивных.
14. Система, где изменение свойств происходит во времени?
a) статическая;
b) динамическая;
c) закрытая.
15. Какое свойство системы предполагает суммативность и взаимообусловленность?
a) стабильность;
b) совместимость;
c) целостность.
16. Что такое стабильность системы?
a) устойчивость обратной связи;
b) неустойчивость;
c) полуустойчивость.
17. Приспособление системы к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее взаимодействие:
a) стабильность;
b) адаптация;
c) баланс.
18. Какое качество системы обозначает изменчивость во времени?
a) воспитание;
b) обучение;
c) эволюция.
19. Какие системы называют телеологическими?
a) открытые;
b) целенаправленные;
c) закрытые.
20. Система, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией или информацией?
a) закрытая;
b) естественная;
c) открытая.
21. Какие системы обладают свойством адаптации?
a) естественные;
b) неестественные;
c) идеальные.
22. Цель, задачи, функции, развитие характеризуют…
a) природу систем;
b) назначение систем;
c) свойства систем.
23. Какие системы состоят из большого числа переменных и большого количества связей между ними?
a) сложные;
b) простые;
c) асинхронные.
24. Системы бывают:
a) интуитивные;
b) закрытые;
c) неопознанные;
25. Естественные системы считаются:
a) открытыми;
b) закрытыми;
c) скрытыми.
26. Свойством естественных систем является:
a) разрозненность компонентов;
b) адаптация;
c) отсутствие компонентов.
27. Найди лишнее (неверное) свойство систем:
a) стабильность;
b) целостность;
c) неупорядоченность связей.
28. В ниже перечисленном списке свойств систем найди лишнее:
a) целостность;
b) стабильность;
c) дискретность.
29. Среди всех сложных систем наибольший интерес представляют системы с:
a) «обратной связью»;
b) неопределенной целью;
c) нечеткой функцией.
30. Кто их ученых считает необходимым различать суммативную систему и деятельностную?
a) Н.Винер;
b) А.Холл;
c) В.П. Симонов.
31. Какими считаются все естественные системы?
a) открытыми;
b) субъективными;
c) закрытыми.
32. Какие системы считаются открытыми?
a) искусственные;
b) идеальные;
c) целенаправленные.
33. Какой из компонентов педагогического процесса также называется деятельностным?
a) целевой;
b) содержательный;
c) процессуальный.
34. Какой из компонентов не является системообразующим компонентом педагогического процесса?
a) результативный;
b) диагностический;
c) целевой.
35. Упорядоченное расположение чего-либо в определенной последовательности есть:
a) деятельностная система;
b) суммативная система;
c) структурная система.
36. Совокупность объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных отдельным компонентам, образующим систему, есть:
a) суммативная система;
b) суммарная система;
c) деятельностная система.
37. Целенаправленными системами являются:
a) открытые системы;
b) темологические системы;
c) закрытые системы.
38. Системообразующими компонентами педагогического процесса являются:
целевой;
a) составной;
b) результативный;
c) индивидуальный.
39. Процессуальный системообразующий компонент педагогического процесса также является:
a) деятельностным;
b) результативным;
c) содержательным.
40. Какой наукой изучаются сложные климатические процессы?
a) землеведением;
b) метеорологией;
c) географией.
41. С помощью чего реализуется связь между различными уровнями системы?
a) организация;
b) системообразующие связи;
c) управление.
42. Взаимно-однозначное соответствие между объектами системы, при которой сохраняются отношения между ними, называется:
a) оптимизацией;
b) детализацией;
c) изоморфностью.
43. Какая наука первой начала исследование сложных систем с обратной связью?
a) синергетика;
b) кибернетика;
c) метеорология.
44. Наука, которая первой начала исследование сложных систем с обратной связью:
a) естествознание;
b) физика;
c) кибернетика.
45. Назовите, какая научная дисциплина (направление) произошло от соединения слов «информации» и «математика»?
a) информатика;
b) арифметика;
c) формализм.
46. Один из основных законов кибернетики:
a) «разумного эгоизма»;
b) «необходимого разнообразия»;
c) «наглядности во всем».
47. Кибернетика в переводе с греческого означает:
a) искусство суждений;
b) искусство управления;
c) искусство счета.
48. Основателем кибернетики является:
a) Ж.Ж. Руссо;
b) Н. Винер;
c) А. Эйнштейн.
49. Наукой об управлении сложными системами с обратной связью называют:
a) кибернетику;
b) синергетику;
c) аксиологию.
50. Кто из американских математиков считается основателем «кибернетики»?
a) А. Берг;
b) Л. Берталанфи;
c) Н. Винер.
51. Что такое кибернетика?
a) наука об управлении сложными системами с обратной связью;
b) наука о выявлении законов живой природы;
c) наука о конструировании роботов и технических систем.
52. В переводе с греческого кибернетика означает…:
a) искусство объединения;
b) искусство управления;
c) искусство взаимодействия.
53. В переводе с латинского «информация» означает…:
a) объяснение, выяснение;
b) ознакомление, разъяснение;
c) разъяснение, объединение.
54. Из соединения каких слов произошло слово «информатика»?
a) информация и математика;
b) информатика и метафизика;
c) математика и инфляция.
55. Мера неорганизованности системы выражается в следующем понятии:
a) утопия;
b) энтопия;
c) энтропия.
56. В переводе с греческого «энергия» означает…:
a) работа;
b) деятельность;
c) занятие.
56. Одним из основных законов кибернетики является:
a) закон «необходимого разнообразия»;
b) закон «достаточности»;
c) закон «необходимости».
Ключ:1а; 2а; 3а; 4b; 5c; 6c; 7а; 8c; 9а, b, c; 10b; 11c; 12b; 13c; 14b; 15c; 16а; 17b; 18c; 19b; 20c; 21а; 22б; 23а; 24b; 25b; 26b; 27c; 28c; 29а; 30c; 31c; 32а; 33c; 34b; 35b; 36c; 37b; 38а,c; 39а; 40b; 41c; 42c; 43b; 44c; 45а; 46b; 47b; 48b; 49а; 50c; 51а; 52b; 53b; 54а; 55c; 56b; 57а.