Категории педагогики, характеристика
Понятие, предмет, задачи педагогики как науки.
Педагогика-слово древнегреческого происхождения, где первая часть «пейда»-ребенок, а вторая- «логас» - вести, следовательно, детовождение, детовоспитание.
Понятие «педагогики» на протяжении от 15 в. до 19 в. Рассматривалось двояко:
1. Ремесло либо искусство
2. Педагогика виделась как наука о воспитании.
На современном этапе слово «педагогика» понимается как детовоспитание. Педагогами называют специально подготовленных людей, которые ведут воспитание и обучение человека на разных возрастных этапах.
Педагогика на современном этапе - наука о воспитании, развитии, формировании, становление личности от рождения на протяжении всей жизни.
Предметом исследования педагогики как науки выступают процессы воспитания и обучения, а также все, что с ними связано, а это- развитие, формирование, становление.
Задачи общей педагогики:
1. Раскрыть закономерности в областях воспитания и развития человека
2. Изучение и обобщение практики педагогической деятельности
3. Разработка новых форм, средств, методов, систем воспитания и обучения
4. Внедрение результатов исследования в практику педагогической деятельности.
Функции, этапы развития педагогики.
Функции:
1. Описательно - прикладная - заключается в научном списании перспективных программ, моделей(схем), технологий (искусство учить новому), образовательного процесса.
2. Прогностическая – подразумевает научный прогресс путей совершенствования, обновления, и модернизации образовательного процесса
3. Творчески – преобразовательная – предусматривает учет научного прогнозировании, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологий
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа.
I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
II. Этап формирования педагогики как науки.В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен.
Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи).
В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания.
III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.
Категории педагогики, характеристика.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
Воспитание - процесс организованный, систематический, целенаправленный на формирование личности человека (ребенка).
В современной науке под "воспитанием" как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Воспитание способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.
В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Обучение – исторически сложившейся процесс по передачи знаний подрастающему поколению.
Другими словами, обучение - процесс взаимодействия педагога и воспитанников, в результате которого обеспечивается развитие воспитанника и передача ему опыта.
При этом педагог:
1) 1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Сегодня образование понимается как:
- ценность развивающегося человека и общества;
- процесс обучения и воспитания человека;
- как результат последнего;
- как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)
Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).