Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед. наук и практики.

Основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед. наук и практики.

Категории:

1) Воспитание

2) Обучении

3) Образование

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком смысле воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него опред. качеств личности, ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс .В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – процесс и результат овладевания обучающимися системой знаний, умений и навыков, развивающими его познават. умений и формирование мировоззрения.

Образование( закон РФ) – процесс обучения и воспитания обучающегося, происходящий в интересах человека, общества и государства.

Понятие о методологии педагогики. Характеристика методов научно – педагогического исследования. Методологическая культура учителя.

Методология – учение о принципах и способах организации научно-познавательной деятельности.

Методология педагогики – учение о сущности пед. теории, значения способов добывания нового общественно-значимого пед. знания и владения способами получения этого знания.

Уровни методологии: !

1) Философский

2) Общественной методологии

3) Конкретно-научной методологии

4) Методика и тех. выполнение

Понятие о методах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения: по источнику получения знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся( Скаткин, Лейнер), классификация Бабанского. Условия выбора и применения учителем методов обучения.

Метод обучении – способ взаимосвязи д-ти учителя и учащихся, направленный на формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, развивающих их познавательную способность и формирование научного мировоззрения.

Прием обучения – составная часть или элемент метода обучения.

Ср-ва обучения – материальный или идеальный объект, с помощью которого реализуется метод обучения и решаются конкретные образовательные задачи.

классификация методов обучения

автор основание Группы метод. Обуч.
  Источники получения знаний 1)словесный(лекция,рассказ, объяснение, беседа и тд), 2) наглядный(иллюстрации,демонстрации), 3) практический (решение задач, уравнений, практич. Работы)
Лернер, Скаткин Характер познавательной деятельности 1)Объяснительно-иллюстрационный, 2) Репродуктивный, 3) изложение проблем, 4) исследовательский метод.
Бабанский универсальная 1)метод организации учебно-познавательной д-ти школьников (вышеперечисленные) 2) метод контроля и самоконтроля в обучении 3) метод мотивации долга и ответственности в обучении

Условия выбора методов:

1)Цели и задачи обучения

2) содержание образовательного процесса

3) Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников

4) временные ресурсы

5) метериальн-технич. Возможности школы

6)от личных и профессиональных качеств, способностей учителя

8. понятие организации форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения. Характеристика объяснительно-иллюстрационного и проблемного обучения.

Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителей и учащихся, осуществляемой в установленной порядке и определенном режиме.

Выполняет след. Функции:

1)Обучающе-образовательную

2) воспитательную

3)организационную

4) психологическую

5) развивающую

6)комбинированную или координационную

7) стимулирующую

Все формы организации можно разделить на общие и частные.

К 1 относятся:

1)Индивидуальная форма (предполагает индивидуальное выполнение опред. заданий при непосредственном или опосредованном участии учителя

2)групповая (общение учителя осуществляется с группой уч-ся, которые взаимодействуют между собой и с учителем при решении конкретных образовательных задач)

3)Коллективная (обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся ). Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

4) Фронтальная (предполагает одновременное обучение группы уч-ся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя

9.классно-урочная форма организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности и возможности решения задач обучения, воспитания и развития личности ученика. Современный урок, пути его совершенствования.

Типы уроков выделяют по ведущей дидактической задаче:

1)урок овладения уч-ся новыми знаниями

2)урок формирования и совершенствования умений и навыков

3)урок обобщения и систематизации знаний

4)урок повторения, закрепления, комплексного применения знаний, умений и навыков

5) контрольно-проверочный тип урока

6) комбинированный тип урока

Структура комбинир. Типа урока:

1)организационный момент

2) проверка ранее изученного материала

3) изучение нового материала

4)закрепление полученных знаний

5)подведение итогов

6) анализ домашнего задания.

Доп. Формы организации обучения:

КОНФЕРЕНЦИЯ - (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero - собираю в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Экскурсия — (от лат. excursio — вылазка) коллективное или индивидуальное организованное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными, культурно-просветительскими и иными целями.

Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.

Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс

К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:

Кружки, секции, олимпиады и тд.

10.дополнительное образование в системе учеб.-воспит. Работы современной школы. Внешкольное доп. Образование. Стимулирование познавательных интересов школьников .

Самостоятельная работа - метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой.

Факультатив – Факультативный (дополнительный) учебный курс

К форме организации внеклассной д-ти по предметы или воспит. Работы относятся:

Кружки, секции, олимпиады и тд.

12. индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство гуманизации образования. Концепция профильного обучения в отечественной школе.

Индивидуализация процесса обучения – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.

Дифференциация обучения – форма организации учебной д-ти, учитывающая склонности интересы, способности группы учащихся.

Отличным признаком дифференцировки считается группировка учащихся на основаниях каких-либо особенностей для обучения.

Дифференцировку различают внешнюю и внутреннюю: внешняя (типология школ, классов); внутренняя (разбивка учащихся внутри класса на группы)

Процесс обучения можно индивидуализировать по след. Направлениям:

1)по содержанию

2)по формам, методам орг. Д-ти уч-ся к применяемым технологиям.

3) по темпу

4)по индивид. Стилю д-ти уч-ся.

В этом случае можно выделить2 вида обогащающего содержания:

1)горизонтальная (знания расширяются посредством изучения доп. Литр-ры, ведения доп. Предметов)

2) вертикальная (знания углубляются посредством выполнения более сложных заданий.

В практике образования чаще всего реализуется индивидуально-дифференцированный подход, что лежит в основе профессионального обучения.

П.О. – средство дифференцировки и индивидуализации обучения, позволяющая за счет изменения в стр-ре содержания и орг-ии образовательного процесса более полно учитывающего интересы, склонности и способности уч-ся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствие с их профессиональными интересами и намерениями

Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания (методы формирования сознания, организации д-ти и обогащения опыта поведения; коррекции и стимулирования поведения) условия выбора и применения педагогом методов.

Ср-во воспитания – объект материальной и дух. Культуры, служащие процессу развития и форм-ия личности, посредники между педагогом и воспитанниками.

Форма воспит. – внешнее выражение процесса воспитания.

Метод воспитания – упорядоченный способ взаимосвязи д-ти педагога и воспитанника.

Критерии отличия форм: 1) количественны охват учащихся; 2) степень их руководства воспитательным процессом.

Методы воспитания:

1)Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2)Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3)Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.

Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых: 1)цель и задачи воспитания содержание воспитания 2)возрастные особенности воспитанников 3) индивидуальные особенности воспитанников уровень 4) сформированности ученического коллектива 5)взаимоотношения между педагогом и воспитанниками 6) используемые средства воспитания 7) уровень владения педагогом тем или иным методом

23. понятие о коллективе. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура, этапы, и пед. условия становления коллектива.
Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Этапы становления:

первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива.

25. функции и основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Планирование и организация ее работы. Работа с семьей как с субъектом социального воспитания: цели, содержание, формы взаимодействия школьного и семейного воспитания.

Кл. р-ль – пед. работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий д/индивидуального развития и формирования личности уч-ся; создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классе; внесения при необходимости корректив в системы воспитания уч-ся, помощь в решении проблем, возникающих у учащихся при общении между собой, с родителями, учителями.

Цель д-ти: создание усл. д/саморазвития и самореализации личности, обучение его успешной социализации в обществе.

Задачи: 1) форм-ие и развитие коллектива класса; 2)создание благоприятных, псих.-пед. условий д/развития личности, саморазвития каждогообуч-ся, сохранение неповторимости, раскрытия его потенц. Способностей. 3) форм-ие ЗОЖ; 4) орг-ия системы отношений через разнообразные формы воспитания, д-ть коллектива класса; 5) защита прав и интересов обуч-ся; 6) орг-ия системной работы с об-ся класса; 7) гуманизация отношений между обуч-ся и пед. работниками. 8) форм-ие у обуч-ся нравственных смыслов и духовных ориентиров. 9) орг-ия соц. Значимой творческой д-ти обуч-ся 10) создание условий, благоприятных для проф. Ориентации обуч-ся.

Функции кл.р-ля:

1.Организационно-координационная:

1)обеспечение связи ОУ с семьей; 2)установление контактов с родителями, иными законными представителями, оказ. Помощи в воспит. Детей; 3)проведение консультаций, бесед с родителями; 4)взаимодействие с пед.работниками, а так же др. персоналом ОУ; 5) орг-ия в классе образоват. Процесса, оптимального д/развития потенциала в рамках общешкольного коллектива; 6) орг-ия воспит. Работы обуч-ся; 7) стимулир. И учет разнообраз. Д-ти обуч-ся, в том числе и системе доп обр-ия детей. 8)ведение документации.

2. аналитико-прогностическа: 1) изучение индивидуальных особенностей уч-ся и диагностика их развития; 2) определение состояния и перспектив развития коллектива.

3. контрольная: 1) контроль за успеваемостью; 2)контроль за посещаемостью.

4. коммуникативная: 1) регул. Межличностных отношений между обуч-ся 2)устан. Отношений меду пед работниками и уч-ся 3) содействие благ. Обстановке 4)оказ. Помощи обуч-ся

Формы воспит. Работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Ф-ии взаимодействия к.р с семьей:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательного процесса, организованного школой, @ соответствует выработке единых требований, общих принципов опред. цели и задачи воспитания.

основные категории педагогики, их характеристика и взаимосвязь. Взаимодействие пед. наук и практики.

Категории:

1) Воспитание

2) Обучении

3) Образование

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком смысле воспитание – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него опред. качеств личности, ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс .В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – процесс и результат овладевания обучающимися системой знаний, умений и навыков, развивающими его познават. умений и формирование мировоззрения.

Образование( закон РФ) – процесс обучения и воспитания обучающегося, происходящий в интересах человека, общества и государства.

Наши рекомендации