Понятие и основные характеристики социальной зрелости личности

В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, кото- рое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни.

Достижение этапа зрелости социального и психического развития не озна­чает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое пове­дение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Именно с социального и психического развития человека и начинается отсчет вэтапа зрелости проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).

ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Прежде всего, ответим на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных от­ношений с миром?

Сначала рассмотрим важнейшие атрибуты индивидуально­психологической зрелости. На основе анализа литературы по этим вопросам, | а также наших собственных исследований к ним можно отнести способности: |

• к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизнен­ных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную инфор­мацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности (заметим сразу, что в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной мето­дики обучения);

• к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии во­преки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотиви-(рованному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);

• к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных дейст- | вий и их результатов (предполагающему готовность личности к «нор­мальному мысленному раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я- контролера»;

• к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосоз­нания и объективной непредвзятой оценки своих мыслей, действий, по­ступков»;

• «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, на­ращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объ­ективность оценки;

• к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

45. Современные концепции и технологии воспитания: Концепция педа­гогической поддержки ребенка (О.С.Газман), концепция Н.Е.Щурковой.

Концепция была разработана Олегом Семеновичем Газманом членом - корреспондентом Российской Академии образования

Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал оперативную по- , мощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:

. - с их физическим и психическим здоровьем;

( - социальным положением;

, - успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; j - с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;

- - с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). , О.С Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель

f как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармонич-г. ной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной . цели. «Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу» А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и куль­туру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, го­сударственной власти на местах.

О.С.Газман предлагал разрабатывать и осуществлять 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руково­дителей.

Приоритетные направления базовой культуры личности.

• культура жизненного самоопределения;

• культура семейных отношений;

• экономическая культура и культура труда;

• политическая, демократическая и правовая культура:

• экологическая культура;

‘ • художественная культура;

' • физическая культура

' Воспитание есть помощь школьнику в его саморазвитии.

' Механизм воспитания складывается из 5 этапов:

* 1 Диагностический этап - фиксация факта, сигнала проблемности, диагно-

* ста ка предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совме- | стная оценка проблемы (проговаривание ее со школьником) с точки зрения L значимости ее для ребенка.

2. Поисковый этап - организация совместно с ребенком поиска причин воз- | никновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием , «глазами ребенка»).

3. Договорный этап - проектирование действий педагога и ребенка (разделе­ние функций и ответственности по решению проблемы), налаживание дого­ворных отношений и заключение договора в любой форме.

4Деятельностный этап - действует сам ребенок и действует педагог (одобре­ние действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, коорди­нация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагатель­ная помощь школьнику).

5 . Рефлексивный этап - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач . предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости пробле­мы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педаго­гом нового опыта жизнедеятельности.

Основные положения концепции заключаются в 11 правилах педагогиче­ской деятельности:

1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

2. Самореализация учителя - в творческой самореализации ребенка;

3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с куль­турой растущего поколения. Воспитание - диалог культур;

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

8. Доверяя - не проверяй;

9. Признавай право на ошибку и не суди за нее;

10. Умей признать свою ошибку;

11 Защищая ребенка - учи его защищаться.

Критерии результативности воспитательного процесса:

• готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганиза­ции и самореабилитации;

• развитость индивидуальных способностей ученика;

• нравственная направленность личности;

• физическое и психическое здоровье школьника;

• сформированное™ базовой культуры учащегося;

• защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщно-сти.

В рамках данной концепции важнейшее условие воспитания - позитивное от­ношение к личности ребенка, признание его индивидуальности и уважение его достоинства.

Основные концептуальные положения изложены Надеждой ЕгоровнойЩурковой в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника».

Образ жизни (по Н.Е Щурковой) - это бытие человека в мире, руково­дствующегося отношением к миру своими родовыми качествами стремлени­ем к истине, добру и красоте. Образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспри­нимаемых объектов (событий, ситуаций, явлений) и способного обобщить этот ряд, создать некую иерархическую структуру разнообразных проявле­ний жизни.

Воспитание - это целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, это раз­витие способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, дос­тойную Человека.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достой­ную Человека т.е. жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого:

• Человек - разумное существо, обладающее интеллектуальными способно­стями (homosapiens);

• Человек - существо моральное, обладающее способностью быть нравст­венным (homomoralis);

• Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить то, чего не создала природа (homocreatus - человек творческий, homofaber - че­ловек созидающий).

Н.Е.Щуркова подробно описала пошаговый (2-11 классы) Механизм форми­ровании образа жизни, достойной Человека.

Содержание воспитательного процесса;

1 Философическое воспитание - воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни», чтобы ребенок был способен к самостоятель­ному выбору жизненной позиции и отдавал себе отчет в том, какую жизнь предпочитает.

2. Диалогическое воспитание - это стиль жизни, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.

3. Этическое воспитание - педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда ученик принимается учителем «равным себе» (не по опыту жиз-

ни. уровню образования и т.п., а потому, что ученик - Человек и с ним воз- можно ценностно-смысловое единство).

Принципы педагогической деятельности:

• Принцип ориентации на социально-ценностные отношения - педагогу сле­дует обнаруживать за повседневными событиями, поступками, словами, предметами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

• Принцип субъектности - неуклонное содействие педагога развитию у ре­бенка способное™ быть субъектом собственного поведения, деятельности и своей жизни;

• Принцип принятия ребенка как данное™ - признание права ребенка на ува­жение его личноста, истории жизни, признание особенностей и уровня раз­вития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и при­знание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Критерии и показатели эффективности воспитательною процесса:

• внешний облик ребенка;

• физическое и психическое развитее детей;

• их поведение;

качественность разнообразной жизни;

• способное™ и самочувствие детей;

• ценностные предпочтения;

46.Современные концепции воспитания: Вальдорфская педагогика

(Р. Штайнер).

Вальдорфская педагогика решала задачи всестороннего развития лично­сти ребенка посредством интенсивной духовной деятельности.

Основные концептуальные положения:

• природосообразность (развитие происходит по генетически детерминиро­ванной программе) и спонтанность свободного развития природных за­датков;

• свободное воспитание и обучение, обучение неотделимо от воспитания;

• воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним;

• экология здоровья, культ здоровья;

• культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства;

• опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8-9 лет обучения во избежание стресса;

• школа для всех (совместное обучение девочек и мальчиков, отсутствие разделения по социально-материальному признаку);

• единая жизнь педагогов, родителей и учеников (учительско-родительское самоуправление).

Основные инновации:

• специфическая возрастная ориентация учебного плана и методов обуче­ния (содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию уче-ников);

• принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с 1 по 8 год обу­чения, «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной сте­пенью педагогической свободы (для ребенка младшей и средней школы учитель важнее предмета);

• возрождение традиции устного рассказа учителя (материалом служат культурно-исторические предания человечества), рассказыванию и пере­сказу ежедневно отводится специальное время урока, интеграция теат­ральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;

• особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании (включение в учебный план живописи, пластицирования, музыки, эврит­мии, рукоделия, ремесел - работа по дереву и металлу, садоводства);

• в нравственном воспитании особое внимание - методам и формам пробу­ждения воображения и фантазии как противоядия от детской жестокости;

• отмена цифровой оценки, отмена второгодничества (школа перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции), при оценке резуль татов обучения учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика;

• терапевтический аспект педагогики, введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня (недели, года), предметы преподаются « эпохами» (в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке);

• связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы * (врач участвует в конференциях и преподает);

• преподавание двух иностранных языков с I класса по особым методам;

• еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека (этому служат обсужде­ния отдельных учеников или целых классов);

• коллегиальное самоуправление школы учителями (отсутствие привыч­ных административных атрибутов массовой школы);

• совместная работа родителей и учителей, посвященная обшей задаче вое- j питания.

Наши рекомендации