Понятие и основные характеристики социальной зрелости личности
В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, кото- рое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни.
Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Именно с социального и психического развития человека и начинается отсчет вэтапа зрелости проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).
ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Прежде всего, ответим на вопрос, всегда ли взрослый человек (по крайней мере к концу юношеского периода) достигает того уровня зрелости психики, который бы обеспечил базис для дальнейшего развития его социальных отношений с миром?
Сначала рассмотрим важнейшие атрибуты индивидуальнопсихологической зрелости. На основе анализа литературы по этим вопросам, | а также наших собственных исследований к ним можно отнести способности: |
• к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности (заметим сразу, что в условиях обучения проявление этой способности может тормозиться не из-за ее отсутствия, а из-за малоэффективной методики обучения);
• к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально не мотиви-(рованному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
• к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных дейст- | вий и их результатов (предполагающему готовность личности к «нормальному мысленному раздвоению» на «Я-исполнителя» и «Я- контролера»;
• к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и объективной непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков»;
• «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, наращивая качество прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки;
• к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.
45. Современные концепции и технологии воспитания: Концепция педагогической поддержки ребенка (О.С.Газман), концепция Н.Е.Щурковой.
Концепция была разработана Олегом Семеновичем Газманом членом - корреспондентом Российской Академии образования
Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал оперативную по- , мощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:
. - с их физическим и психическим здоровьем;
( - социальным положением;
, - успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; j - с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
- - с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). , О.С Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель
f как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармонич-г. ной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной . цели. «Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу» А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
О.С.Газман предлагал разрабатывать и осуществлять 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей.
Приоритетные направления базовой культуры личности.
• культура жизненного самоопределения;
• культура семейных отношений;
• экономическая культура и культура труда;
• политическая, демократическая и правовая культура:
• экологическая культура;
‘ • художественная культура;
' • физическая культура
' Воспитание есть помощь школьнику в его саморазвитии.
' Механизм воспитания складывается из 5 этапов:
* 1 Диагностический этап - фиксация факта, сигнала проблемности, диагно-
* ста ка предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совме- | стная оценка проблемы (проговаривание ее со школьником) с точки зрения L значимости ее для ребенка.
2. Поисковый этап - организация совместно с ребенком поиска причин воз- | никновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием , «глазами ребенка»).
3. Договорный этап - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4Деятельностный этап - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику).
5 . Рефлексивный этап - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач . предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Основные положения концепции заключаются в 11 правилах педагогической деятельности:
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
2. Самореализация учителя - в творческой самореализации ребенка;
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
6. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур;
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
8. Доверяя - не проверяй;
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее;
10. Умей признать свою ошибку;
11 Защищая ребенка - учи его защищаться.
Критерии результативности воспитательного процесса:
• готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
• развитость индивидуальных способностей ученика;
• нравственная направленность личности;
• физическое и психическое здоровье школьника;
• сформированное™ базовой культуры учащегося;
• защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщно-сти.
В рамках данной концепции важнейшее условие воспитания - позитивное отношение к личности ребенка, признание его индивидуальности и уважение его достоинства.
Основные концептуальные положения изложены Надеждой ЕгоровнойЩурковой в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника».
Образ жизни (по Н.Е Щурковой) - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами стремлением к истине, добру и красоте. Образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов (событий, ситуаций, явлений) и способного обобщить этот ряд, создать некую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.
Воспитание - это целенаправленное, организованное профессионалом- педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, это развитие способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека т.е. жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого:
• Человек - разумное существо, обладающее интеллектуальными способностями (homosapiens);
• Человек - существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homomoralis);
• Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить то, чего не создала природа (homocreatus - человек творческий, homofaber - человек созидающий).
Н.Е.Щуркова подробно описала пошаговый (2-11 классы) Механизм формировании образа жизни, достойной Человека.
Содержание воспитательного процесса;
1 Философическое воспитание - воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни», чтобы ребенок был способен к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдавал себе отчет в том, какую жизнь предпочитает.
2. Диалогическое воспитание - это стиль жизни, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.
3. Этическое воспитание - педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда ученик принимается учителем «равным себе» (не по опыту жиз-
ни. уровню образования и т.п., а потому, что ученик - Человек и с ним воз- можно ценностно-смысловое единство).
Принципы педагогической деятельности:
• Принцип ориентации на социально-ценностные отношения - педагогу следует обнаруживать за повседневными событиями, поступками, словами, предметами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
• Принцип субъектности - неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способное™ быть субъектом собственного поведения, деятельности и своей жизни;
• Принцип принятия ребенка как данное™ - признание права ребенка на уважение его личноста, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор. Критерии и показатели эффективности воспитательною процесса:
• внешний облик ребенка;
• физическое и психическое развитее детей;
• их поведение;
качественность разнообразной жизни;
• способное™ и самочувствие детей;
• ценностные предпочтения;
46.Современные концепции воспитания: Вальдорфская педагогика
(Р. Штайнер).
Вальдорфская педагогика решала задачи всестороннего развития личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности.
Основные концептуальные положения:
• природосообразность (развитие происходит по генетически детерминированной программе) и спонтанность свободного развития природных задатков;
• свободное воспитание и обучение, обучение неотделимо от воспитания;
• воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним;
• экология здоровья, культ здоровья;
• культ творчества, развитие индивидуальности средствами искусства;
• опора на авторитет педагога, школа одного учителя на первые 8-9 лет обучения во избежание стресса;
• школа для всех (совместное обучение девочек и мальчиков, отсутствие разделения по социально-материальному признаку);
• единая жизнь педагогов, родителей и учеников (учительско-родительское самоуправление).
Основные инновации:
• специфическая возрастная ориентация учебного плана и методов обучения (содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию уче-ников);
• принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с 1 по 8 год обучения, «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы (для ребенка младшей и средней школы учитель важнее предмета);
• возрождение традиции устного рассказа учителя (материалом служат культурно-исторические предания человечества), рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока, интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;
• особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании (включение в учебный план живописи, пластицирования, музыки, эвритмии, рукоделия, ремесел - работа по дереву и металлу, садоводства);
• в нравственном воспитании особое внимание - методам и формам пробуждения воображения и фантазии как противоядия от детской жестокости;
• отмена цифровой оценки, отмена второгодничества (школа перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции), при оценке резуль татов обучения учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика;
• терапевтический аспект педагогики, введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня (недели, года), предметы преподаются « эпохами» (в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке);
• связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы * (врач участвует в конференциях и преподает);
• преподавание двух иностранных языков с I класса по особым методам;
• еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека (этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов);
• коллегиальное самоуправление школы учителями (отсутствие привычных административных атрибутов массовой школы);
• совместная работа родителей и учителей, посвященная обшей задаче вое- j питания.